Есть такая практика в мировом бизнесе: выпуск сопутствующих товаров. Выходит, например, фильм, а вместе с ним футболки, кепки, куклы главных героев ну и, конечно, игры. Самое главное для издателя, купившего лицензию, это наличие, собственно, товара, поскольку игра, как показывает опыт, все равно разойдется приличным тиражом в среде фанатов. Нельзя сказать, что содержание игры совсем никого не интересует, но денег на такие проекты зачастую выделяется мало, поэтому на качество готового продукта издателю приходится смотреть сквозь плотно сжатые пальцы. Понятно, что разработку поручают командам не самым именитым, а нередко совсем неизвестным.
Сегодня в глубине моего электрического шайтана копошится лицензия по фильму Gods and Generals, который рассказывает нам (в очередной раз) о Гражданской Войне в Америке. Фильм вышел в Штатах в конце февраля, но ничего более определенного я про него сказать не могу, поскольку такие, рассчитанные сугубо на звездно-полосатую публику исторические фильмы, до нашего проката добираются редко. Из исключений последнего времени - The Patriot с Мэлом Гибсоном. Раз мы фильм никогда не увидим, будем разбираться по существу дела, не сравнивая игру с первоисточником.
Во-первых, это action. Игрок выступает в роли офицера-северянина, ветерана Мексиканской войны, который занимает должность в некоей элитной роте, занимающейся разведкой. По сюжету (предположительно точно повторяющему фильм) наш герой, исполняя долг, оказался по разные стороны баррикад со своим боевым другом, который теперь шлет письма, в которых надеется, что им не придется встретиться в бою. Нужно ли говорить, что ружье, висящее на сюжетной стене, в последнем акте обязательно стреляет?
На фоне эпического противостояния нам предлагают выполнять задания, параллельно записывая на свой счет убитых врагов. На скудных, миниатюрных картах, не обезображенных художественными подробностями, может быть скучено до десятка заданий. К чести разработчиков, задания довольно разнообразны: от разведки определенного скопления врагов до уничтожения неприятельских пушек. Передвигаясь по карте, лучше тихо снимать часовых при помощи холодного оружия, поскольку даже на самых легких уровнях сложности враги стреляют не хуже пресловутого RazerBot из Quake 2, а у вас здоровье совсем не железное. К тому же оружие, в соответствии с исторической правдой стреляет и перезаряжается чудовищно медленно, при этом не обладая столь же большой убойной силой. Об оружии можно рассказать вкратце: три ствола, два ножика и граната. Любой враг выдерживает до трех попаданий из пистолета в туловище. Можно правда, завалить его сразу выстрелом в голову или выстрелом из мушкета, но к последнему попадается мало зарядов. Есть еще мушкет с оптикой (большая редкость), но я бы сказал, что это большая историческая натяжка. Авторы оправдали себя, написав в электронной энциклопедии, включенной в игру, что они это сделали ради удовольствия игрока и улучшения игрового процесса.
Враги не любят перемещаться и стоят постоянно на месте, поворачиваясь за вами и всаживая заряд за зарядом точно в цель, несмотря на неистовый стрейф и прыжки. Поскольку местность кругом открытая, играть с ботами совсем неинтересно. Я испытывал жуткое раздражение, когда меня в двадцать пятый раз убивали четыре электронных чурбана, которые даже ходить толком не умеют и не замечают, когда их расстреливают в спину.
В игре есть ролевая система, поощряющая за выполнение задания очками, которые можно потратить на повышение умений. Система по духу напоминает Deus Ex, но сильно уступает ей в реализации. К примеру, даже на нулевом уровне Stealth не составляет труда "незаметно и бесшумно" подбежать(!) на полной скорости к часовому. И остаться при этом незамеченным.
Подводя итоги, могу посоветовать эту игру тем, кто любит читать электронные энциклопедии, которые обычно включаются в такого рода игры. В данном случае, разработчики даже включили три батальных сцены из фильма (очень неплохих, кстати). К сожалению, не могу порекомендовать эту игру в качестве хорошего экшена, поскольку сейчас на рынке есть множество куда более интересных игр этого жанра. Впрочем, если в России когда-нибудь выйдет "Gods and Generals", то эта игра окажется неплохим сопутствующим товаром.