Властелины Вселенной Итак, то о чем мы так долго мечтали, свершилось - вышел Master of Orion III, прямой потомок легендарной космической стратегии, увидевший свет в те далекие времена, когда словосочетание "Pentium 4" прозвучало бы как название фантастического романа. Сразу хочу оговориться на тот случай, если вы не встречали подобные игры раньше, что здесь речь идет не о трехмерных разборках среди звезд в стиле Homeworld, а скорее о "Цивилизации" в космосе, где вам предстоит создать свою империю и возвести ее на вершину. Громких имен среди этого благородного жанра хватает: и Reunion, и Pax Imperia, и Star Wars: Rebellion, и, конечно же, серия Master of Orion собственной персоной. И теперь у нас появилось продолжение игры, по праву считающейся классической, так что есть все основания ожидать по меньшей мере качественного проекта. Итак, встречайте: Master of Orion III.
Концепция.
Первая приятная новость, которая сразу же должна обрадовать игрока - это сохранение основных канонов жанра в нетронутом виде. Прежде всего, по традиции, кампании в игре нет, а сюжет оформлен весьма необычно, точнее, никак не оформлен, поскольку конечная цель игры все та же - захватить власть на Орионе, хотя теперь это достигается, в основном дипломатическими методами. О дипломатии разговор впереди, а сейчас лучше вернемся к основам. Вторая вещь, без которой MOO3 был бы чем-то другим - это походовый режим, благополучно перекочевавший в третью часть, хотя и в сильно измененном варианте. На самом деле, для глобальной стратегии это очень хорошо - попробуйте управлять в реальном времени империей, в которой полсотни колоний, десятки флотов, да еще и другими делами нужно заниматься - наукой, например. Тем не менее, выбранная схема обладает одним существенным недостатком - игра будет работать довольно медленно, особенно если галактика большая и империй, следовательно, много: однообразный экран смены хода с тупой надписью, гласящей, что идет вычисление результата очередного сражения, может вывести из себя кого угодно, тем более, что эта чертова надпись может нудно мигать минуты две реального времени - тоскливо, знаете ли. Но не будем о грустном, во всяком случае, пока.
Нетронутыми остались блоки конфигурации галактики и выбора расы, со всеми соответствующими атрибутами, вроде возможности подобрать своей империи флаг по вкусу. Существует около шестнадцати видов обитателей космоса, каждый из которых игрок может взять под свой контроль, хотя есть и расы, играть за которые нельзя. Кстати, мелочь, но приятно: народы классифицированы по, так сказать, физиологическим особенностям, например, гуманоиды, насекомообразные, механические (есть и такие...) и т.д. Среди них встречаются как старые знакомые, так и совершенно новые "лица", причем последние явно преобладают. Само собой, у каждой расы есть свои сильные и слабые стороны: кто-то может быстро развиваться, кто-то хорошо воюет, а некоторые отличаются завидными дипломатическими способностями. Для тех, кому всего этого мало, есть достаточно стандартная возможность создать свой собственный народ, хотя, опять же, по традиции от такого создания вреда больше, чем пользы. Естественно, каждому виду соответствует свой флот, точнее его внешний вид - в этот раз выбирать его по ходу игры не удастся.
Главное отличие MOO3 от второй части состоит в том, что игра трехмерна. Да, космос плавно перебрался в 3D, впрочем, произошло это не сегодня и не вчера. В общем, вы сможете вращать галактику как пожелаете, причем ее всегда можно вернуть в исходное положение; разумеется, трехмерно и поле боя.
Игровой процесс не изменился ни на йоту: основываем колонии, ведем исследования, строим базы, флот, боремся с конкурентами и пиратами...
Боевые действия.
Все-таки, как бы там не был проработан блок развития империи, самым интересным моментом все равно остаются космические сражения, многие только ради них в подобные игры и играют. Первый сюрприз от разработчиков состоит в том, что бои проходят в реальном времени, в основном, именно из этого факта и вытекают все особенности тактики. Второй нюанс - поле боя действительно разрослось, теперь вам доступно огромное количество маневров, которые раньше присутствовали скорее в теории, чем на практике, например, фланговые атаки. Причем по ходу сражения вам действительно предстоит нагружать головной мозг, поскольку появился ряд моментов, сделавших игру гораздо более сложной: например, теперь очень большую роль играет дальность оружия, установленного на ваших кораблях, поскольку систем, которые могли бы простреливать все огромное пространство, не существует. Появилась такая приятная вещь, как дальность обнаружения цели - вы не увидите врагов до тех пор, пока они не попадут в зону сканирования, причем у противника-то оборудование может быть лучше и, при помощи дальнобойного оружия он может расстрелять ваш даже флот раньше, чем вы его увидите. Не забывайте также, что у вас теперь не будет возможности передохнуть, поскольку время теперь остановить нельзя - благодаря этому сражения стали гораздо динамичнее и сложнее, а в целом - интереснее. Кроме того, очень многое теперь зависит от сектора обстрела, так как далеко не все оружие может стрелять, например, назад, то же самое, кстати, касается сканеров, так что теперь вам придется долго думать над тем, как использовать имеющиеся силы и как их развернуть для максимально эффективного удара.
Кроме того, существует ряд интересных элементов, связанных с юнитами. Понятно, что управлять боем с участием нескольких десятков кораблей (а меньше здесь бывает редко) - дело достаточно сложное, поэтому разработчики несколько облегчили нам жизнь. Во-первых, юниты можно собирать в группы до восемнадцати кораблей в каждой, которые будут управляться как одна боевая единица - единица-то одна, а вот огневая мощь уже другая. Вторая особенность: управление кораблями упростилось до безобразия, оно теперь вообще недостойно хорошей стратегии: разнообразия приказов нет (только стандартные - атака, патруль, отступление и т.п.), выбора оружия - тоже, одним словом - все как в C&C, даже еще проще. В принципе, для реального времени это, наверное, идеально, поскольку управлять боем было по-другому бы просто невозможно. Ах да, как и раньше, на поле боя есть планеты, принимающие в сражении самое активное участие.
Кстати, о планетах. Второй элемент боевого блока - это их штурм и прочие издевательства. Интересная деталь: в MOO3 есть огромное количество наземных войск, начиная от пехоты всех разновидностей (от "чайников" до крутых спецназовцев) и заканчивая тяжелыми танками. Вся эта радость может базироваться как на твердой земле, так и на кораблях для вполне понятных целей. Такое разнообразие, по идее, должно означать наличие неслабых возможностей в плане наземных сражений, но, увы, только в теории. Собственно наземные сражения толком не предусмотрены (все примерно так же, как в MOO2), а весь штурм планет сводится к орбитальной бомбардировке различной интенсивности, хотя это дело потрясающе интересное. И на сладкое: я лично MOO2 очень любил за возможность уничтожения планет, приятно лишить врага возможности даже восстановить империю, и к счастью, в новой игре серии такая возможность сохранена. У вас даже появился целый класс кораблей - "планетоубийцы", так что если вам всегда хотелось воссоздать события "Вавилона 5" на компьютере, это прекрасный шанс.
Раз уж зашла речь о кораблях, скажу о редакторе средств разрушения. Честно говоря, хуже я в подобных играх не видел - неудобно до крайности. Во-первых, после Remember Tomorrow я все жду, когда же появится космическая стратегия с такими же широкими возможностями дизайна, но, видимо, не в этой жизни. В редакторе MOO3 самое сложное действие, которое вам дозволяется совершить - это установить на корабль оборудование, а уж куда именно - неизвестно, даже сектора обстрела оружия не указаны. Кроме того, совершенно не ясно, что именно будет результатом установки, поскольку детального (и главное - удобного) описания систем нет, поэтому единственным приемлемым методом дизайна является помощь компьютера. Выглядит это так: выбираем размер корабля (от крошечных разведчиков, до супердредноутов), определяем его назначение (внутрисистемный, орбитальная база или межзвездный), стиль боя (ближняя атака, бой на расстоянии, планетоубийца и т.д.) и нажимаем кнопку "auto-build".
Ладно, хватит о сражениях, поговорим о мирных буднях правителя.
Развитие империи.
В подобных играх развитие означает освоение новых участков, научные исследования и строительство. Все эти три элемента ничего нового в жанр не привносят, кое в чем даже наметился некоторый регресс, впрочем, есть одно приятное обстоятельство - это количество технологий. Пожалуй, даже Pax Imperia содержала меньше научных открытий, чем MOO3 - здесь их количество просто необозримо и выражается трехзначными цифрами. Хорошо это или нет, вопрос спорный, поскольку запутаться в этом очень легко. Существует несколько областей исследований, как военных, так и гражданских, в которых делаются открытия, причем, все происходит примерно так же, как в Remember Tomorrow, где были фундаментальные и прикладные исследования. Кроме того, можно изменять соотношение в пользу какого-либо направления, что, в прочем, вполне стандартно для жанра. Хотя одна проблема все же есть: что и когда изобретать - определяет компьютер, а не вы.
В строительстве самое главное - ничего не трогать и сразу включить на всех планетах компьютерное управление, иначе обширный инфаркт вам обеспечен, поскольку со всеми тонкостями в этой сфере разобраться, мягко говоря, сложно. Есть отдельное развитие секторов планеты, плюс строительство объектов, кроме того, еще и производство кораблей, в общем, самому за всем этим уследить нереально в принципе, поэтому не стоит и пытаться. Есть смысл контролировать лишь те планеты, на которых строится флот, а об остальных забыть. Кстати, компьютер также занимается и производством внутрисистемных боевых кораблей, так что если его не остановить, он их понастроит столько, что вы не будете знать куда от них деваться. Еще один важный момент - в MOO3 появилось большое количество разнообразных ресурсов, что делает игру заметно интереснее.
Что касается колонизации, то в этом вопросе ничего нового со времен первых космических стратегий не придумано: строим специальный корабль и отправляемся на заселение космоса. Кстати, межзвездные пути-туннели сохранились. Впрочем, появилась интересная особенность: вы можете назначить ряд планет для колонизации, а корабли построит и направит к цели компьютер - очень удобная вещь. Кстати, для планеты можно выбрать определенный план развития, чтобы обеспечить оптимальный баланс.
Дипломатия.
Хороший стратег может построить империю, вообще не ведя войн, лишь благодаря удачным дипломатическим ходам и в MOO3 возможностей для этого у вас хоть отбавляй: и предложение научного сотрудничества, и установление торговых путей, не говоря об альянсах и войнах. Есть приятная возможность убедить партнеров в чем угодно, используя лесть и всевозможные хитрые приемы, на которых я останавливаться не буду - слишком много места это займет.
Еще одним элементом дипломатии является шпионаж, который здесь имеет огромное значение. Вы сможете тренировать многочисленных разведчиков (причем специализированных, например, по военной сфере) и создавать целую шпионскую сеть, кроме того, придется вам отлавливать и вражеских лазутчиков, пока они не сделали какую-нибудь пакость. С помощью шпионажа можно украсть технологии, саботировать производство или убедить ведущего вражеского ученого приостановить какой-нибудь проект.
Еще один интересный момент - межзвездный сенат Ориона. Это своеобразный "парламент", где можно, например, предложить всем объявить войну кому-либо, организовать блокаду и т. п. Кроме того, регулярно проходят выборы президента, если вы им станете, игра завершится победой игрока.
Неприятности.
Ну а теперь поговорим о плохом, о том, из-за чего я этой игре при всем желании не могу поставить больше 75 баллов. Первой проблемой является сложность интерфейса. Я уж не знаю, кто там придумал такое чудо, но этому человеку лучше спрятаться подальше, иначе фанаты его побьют. Во-первых, основная информация отображается не визуально, а в виде текстов, графиков, диаграмм и так далее. Скажите, как вам понравится, если на каждое ваше действие будет вываливаться какое-нибудь окно с кривой линией, символизирующей нечто? Скажу лишь, что даже взглянуть на планету с нормальной высоты нельзя: есть только вид с орбиты, так что ни одного строения вы не разглядите. Кроме того, интерфейс явно перегружен ненужными деталями, а управляющие элементы спрятаны глубже, чем следовало бы. Представьте себе: в очередном падающем окне отображается строительство флота, но отдать там какие-либо приказы нельзя, для этого нужно зайти в меню управления планетой, нажать там пару кнопок, выбрать другой падающий экран и только там уже отдать распоряжения. Весь ужас ситуации заключается в том, что каждый элемент игры сделан так же.
Видеовставок не слишком много, а те, что имеются, не отличаются особым качеством, то же самое касается и звукового сопровождения. Но главная проблема даже не в этом. Дело в том, что графика в MOO3 выглядит морально устаревшей. Звезды похожи на воздушные шары, межзвездные пути - на канаты, движущихся объектов мало, а самое слабое место - это экран сражений. Еще один неприятный сюрприз от разработчиков состоит в отсутствии удобных встроенных описаний, особенно это касается вооружения в редакторе звездолетов, когда просто невозможно понять, что в итоге получится. С другой стороны, есть хорошая энциклопедия, но что же, игрок должен каждые пять минут в нее заглядывать?
Вывод.
Не буду я давать какой-либо однозначной оценки, но общий итог подведу. Итак, безусловно, Master of Orion III - это одна из самых детализированных космических стратегий из всех существующих на данный момент, в плане возможностей с ней может сравниться разве что Pax Imperia, да и то не во всем. Так что если вы любите сложные длинные игры, в которые играют ради процесса, а не для результата, MOO3 будет для вас настоящим подарком. Тем не менее, игра в чем-то недоработана (блок дизайна кораблей выглядит удручающе), а кое-где, наоборот программисты перестарались, например, в области строительства, которое человеческому восприятию не поддается. В общем, судите сами. Безусловно, с игрой ознакомиться стоит, хотя бы из-за названия, но вот получить от не удовольствие человек сможет, только если он убежденный фанат жанра.
886 Прочтений • [Master of Orion III Platinum ( Phoenix )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]