Все четыре колеса За историю компьютерных игр симуляторов автоспортивных соревнований всех разновидностей вышло немало. Пожалуй, если подсчитать общее количество разработок, посвященных четырехколесным средствам передвижения, выяснится, что этот жанр едва ли не превосходит все остальные. И тем не менее, поток не ослабевает и иногда преподносит весьма неожиданные сюрпризы.
Компания Valu-Soft, известная изданием малобюджетных и в последнее время весьма приличных разработок, выпустила на рынок игру с названием Turbo GT, которая как выяснилось, в 1998 году именовалась Grand Touring и носила лейбл Empire Interactive. Но в то время она проскочила мимо меня, хотя я старался не пропускать все приличное, что ездит на четырех колесах. Так что не сомневаюсь, что, во-первых, игра пронеслась и мимо многих и многих других, так что один повод уже есть, а, во-вторых, если игра достойная, то какая разница, когда она засветилась на рынке? С этими мыслями и приступим к препарированию.
Итак, первое, за что мы должны полюбить GT - это возможность легкого превращения игры из симулятора в аркаду и обратно. О том, какой из нее симулятор, мы еще поговорим, а пока вкратце об аркадном режиме. Все стандартно: выбираем трассу и драндулет по вкусу, после чего отправляемся на штурм неприступных бастионов в виде семи соперников и отвратительной погоды. Есть здесь, кстати, интересный режим гонки, так сказать, на выбывание: если во время прохождения секторов вы не уложитесь в отведенный лимит времени, то все - поражение. Но оставим в покое аркаду, поскольку этот режим есть практически везде и не так интересен для игрока, а вот основные разновидности игры куда более заманчивы.
Собственно говоря, базовый режим игры - чемпионат с настройками симулятора. Классов соревнований имеется целых 4 штуки, причем каждому из них соответствуют свои автомобили, коих общим числом 8; желающие могут заняться делением. Выглядит это так: завершаем Saloon Championship и получаем доступ к машинам для Clubman Sport Championship, затем плавно переходим в GT2 и, если проявим должное упорство - в GT1. Чемпионат проходит по стандартной схеме с набором очков, порядок начисления которых, кстати, совпадает с тем, который еще недавно был в Формуле-1: первое место - 10 очков, второе - 6, третье - 4, далее по одному очку вплоть до шестого места. Таким образом, первые 6 машин, достигших финишной линии, очки получат в любом случае, но все прелесть в том, что участников гонки в общей сложности 8, так что не набрать очков в GT достаточно сложно. Каждый этап чемпионата разделен на сессии: тренировка, квалификация и собственно гонка, причем вы можете пропустить первые два безо всякого для себя ущерба, не считая последнего места на стартовой решетке. Гонки кольцевые, с количеством кругов от 10 до 20, в зависимости от класса чемпионата.
Заезды проходят на разнообразных трассах, причем разработчики игры клянутся, что треков целых двадцать. В принципе, такое утверждение тоже имеет право на существование, поскольку все зависит от того, как считать. Итак, создаем четыре базовых трассы (mountain track, speed ring, street track, race track) затем меняем на каждой пару-тройку поворотов и добавляем каждой гордый индекс "2" - таким образом, мы имеем уже 8 реально различных трасс. Теперь на скору руку делаем еще четыре трассы для тренировочного режима, убрав с них все подчистую, оставив лишь асфальтовую площадку. Итого, мы имеем 12 трасс. Плюс переворачиваем зеркально первые 8 трасс - и получаем внушительную цифру 20. Впрочем, подобными подсчетами развлекаются едва ли не все разработчики, и не только автогонок.
Теперь о машинах. Как я уже говорил, всего их восемь и они отличаются стандартными параметрами, вроде скорости, управляемости и пр. Естественно, что не все открыты изначально, пока вы не наберете достаточно опыта (точнее, очков), придется кататься только на двух тачках, но затем появятся и остальные. Порадовала возможность настройки автомобилей для гонки, но расстроила реализация. Изменения никак не отражаются ни визуально, ни в виде какого-нибудь графика. Приятно знать, что уровень прижимной силы равен среднему из трех значений, но что сие означает на практике?
С гоночным процессом в общих чертах понятно, теперь поговорим о реализме, не зря ведь здесь есть режим "симулятор". Развороты, заносы, сложности с управлением на скользкой дороге присутствуют, да и поведение машины в целом похоже на действительность. Имеются как дневные, так и ночные гонки. Тем не менее, видов повреждений, например, всего два: можно сжечь двигатель (если очень постараться и не пропускать ни одного твердого препятствия, да еще и нажимать тормоз и газ одновременно, хотя в этом случае вы скорее уничтожите не двигатель, а клавиатуру) и стереть шины, но и только. Кстати, разрушение резины актуально только для высших чемпионатов, на остальных покрышки бессмертны. В итоге, в плане реализма игра находится на вполне приличном уровне, но хотя идеальным симулятором Turbo GT назвать точно нельзя.
Ну а теперь поговорим о внешнем оформлении. После первого взгляда на безжизненное меню, я, признаться, уже ничего хорошего от GT не ждал и был приятно удивлен весьма неплохой графикой. Даже не знаю, что мне так запало в душу, вроде бы ничего особенного здесь нет, да и какими-то сверхсовременными технологиями игра похвастаться не может, но, все-таки смотрится GT красиво. Во-первых, отлично выглядят ночные гонки - это просто захватывающее зрелище. Во-вторых, явно удались погодные явления: дождь и снег - все на уровне. Ну и, в-третьих, графика просто приятная сама по себе: симпатичные трассы, неплохие модели машин, правильное освещение, пыль из-под колес... Все долженствующие звуки на месте.
Вот, пожалуй, и все. Как видите, игра не лишена недостатков, но в то же время, даже сейчас она способна порадовать ее обладателя, особенно с учетом ее низких системных требований и отсутствия сколько-нибудь заметных глюков, что тоже добавляет баллов игре.