Перефразируя одного сатирика: "Хотелось бы сказать что-нибудь хорошее и об этой игре... Хотелось бы, но не могу"... Как известно, все хотят кушать. В том числе, разработчики и издатели компьютерных игр. Для этих двух видов из семейства Homo Sapiens пищей служат забавные зверьки, именуемые Gamers (геймеры). Причем разработчики и издатели не едят напрямую бедных геймеров, они делают так, что геймеры сами отдают последний кусок хлеба. Тут есть два способа: первый - создать действительно хорошую игру, так называемый "хит". Но этот способ не гарантирует стопроцентного успеха, к тому же он требует много средств, усилий и времени. Поэтому многие разработчики (и издатели) обращаются ко второму способу: делать много всяких игрушечек, используя как свои, так и чужие наработки. Это более прибыльное дело, ибо и времени, и средств, и усилий требуется гораздо меньше, "игрушечек" можно наклепать гораздо больше и соответственно продать больше. Правда, все равно нужно сделать хотя бы один хит, чтобы геймеры лучше "велись" и несли свой хлеб, но тут спешить необязательно. Главное, не перетормозить.
Быть может, автор и не прав. Может, он совсем не прав, а на самом деле все хотят творить добро и красоту, заботиться о ближнем своем, но, глядя на игру "Нина: Дневники Спецагента", в голову приходят только подобные мысли. Нет, есть еще и другие, но те не выражаются цензурными словами, так что мы о них пока не будем.
Итак, Нина - спецагент некоего секретного агентства по решению щекотливых проблем (название не уточняется в интересах следствия). Нина является лучшим сотрудником, ибо обладает параноида... паранормальными способностями - может проникнуть в разум другого человека. А сейчас ей необходимо проникнуть на один заводик на ближнем Востоке, на котором, как подозревается, производят биологическое оружие. И Нина отправляется на задание, которое будет не таким простым, как казалось... (и действительно, ерунда какая - вынести в одиночку завод по производству биологического оружия).
Впрочем, вышесказанное Нина опишет сама, а мы пока посмотрим на коробочку. Так, что тут... ага... "тактический шутер от первого лица с элементами экшна и квеста...". Интересно... "невероятное разнообразие видов миссий и типов противников"... Хм-м! "высокотехнологичное оружие и снаряжение", "два способа борьбы с противником: контроль сознания и борьба", "различные способы ведения боя"... Угу. "Небывалый уровень реализма" - убивают с одного выстрела, что ли? "Продвинутый АИ" - ну-ну. "Дополнительные эффекты восприятия" - а это еще что?
Ну ладно, прочитали, впечатлились - и с надеждой переходим к самой игре.
Графика. По пятибалльной шкале, графика "Нины" стоит на троечке. Никаких изысков, окружающие текстуры неплохи, но вот модели противников хромают на обе ноги. Невзрачные, кривоватые - явно отставшие от жизни.
Звук не впечатляет - Калашников стреляет почти так же, как и H&K MP5, шаги - топот ежика по гравию... Так, а теперь переходим к обещаниям на коробке...
"Тактический шутер от первого лица с элементами экшна и квеста". Первая неувязочка - у Нины отсутствуют напарники, у нее нет компаса, нет карты, есть только рация и советы, приказы и просьбы начальства - какая тактика? Как вообще предлагается ориентироваться в пространстве, особенно после слов: "Проверь юг"? С экшном все проще - противников много, патронов хватает - не UT или Сэм, но играть можно. Квестовая часть присутствует, но в несколько кастрированном варианте. Пример: прибежали к башне - не работает подъемник - нет электричества - бежим дальше - находим генератор - нет топлива - бежим дальше - находим топливо - заправляем генератор - поднимаемся на подъемнике. Но в таком случае о каждом тактическом шутере придется писать, что он с элементами квеста?!
"Высокотехнологичное оружие и снаряжение". Здесь хочется задержаться всерьез и надолго, ибо неправда все это. В-первых, наша Нина - девушка хрупкая, маленькая, так что носит она целых... 2 вида оружия - пистолет и автомат. Нож, гранаты, снайперская винтовка - это не для нее (уж про базуку или "Гром" забудем сразу). Нет, не пугайтесь, и пулемет, и снайперская винтовка в игре есть, но исключительно в стационарном варианте, правда, не всегда их можно использовать. А вот снаряжение в игре отсутствует начисто - нет ни приборов ночного видения, ни бинокля - даже фонарика нет! Самое интересное, что даже клавиши для снаряжения нет. Есть одна единственная кнопка "использовать", которая отвечает за все: открывание двери, включение подъемника, установки подобранной коробки ТНТ исключительно(!) в выделенной для этого точке, заправка генератора или использование стационарных видов оружия! А во-вторых, Нина не может поднимать оружие противника. То ли брезгует, то ли коварные боевики в последние мгновения старательно прячут свои калаши подальше от цепких ручонок спецагентши.
Два способа борьбы и различные возможности ведения боя, к сожалению, не радуют нас своим разнообразием. Сразу становится понятно, что авторы возжелали лавров джедаев, но то ли поленились, то ли не захотели сделать все хотя бы на "3". Свои пси-способности Нина может применять только на определенных ключевых персонажей типа офицеров, дабы что-то узнать (обычно, как и куда надо идти). Эти офицеры, в отличие от обычных боевиков, ходят только с пистолетиками (чтобы Нину ненароком не завалить, пока она псионить будет), и выделяются при наведении на них знаком "использовать". Так что в нужный момент жмем кнопку "использовать" и вуаля! Мужик "запсионен" в доску.
"Небывалый уровень реализма". Да, а вот реализмом тут и не пахнет. С первого выстрела нас не убивают (если только в голову не попадут или под пулеметную очередь не попасть), лечимся в лучших традициях Кваки, Дума, UT и иже с ними подобных - аптечками, разбросанными тут и там. Прыгает Нина аки молодой кузнечик, а вот присесть почему-то не может - может, радикулит замучил? Такой модной в последнее время штукой, как разброс при стрельбе и кучность выстрела, разработчики не стали себя утруждать. Пули летят по прямой "ствол-прицел-противник", как в старом добром Doom'e.
"Достоверный боевой опыт военной элиты" и "продвинутый АИ" также на проверку оказываются плохой шуткой. Под огнем снайпера противник суетится не хуже муравьев в разворошенном муравейнике - боевики бестолково носятся туда сюда, чтобы через минуту замереть и глупо погибнуть от пули в тыкву. На звук очереди противник может прибежать, а может и нет, даже если стоит за углом. О режиме "двигаться тихо" создатели не позаботились, так что бесполезно подкрадываться к противнику, стоящему спиной к вам - все равно заметит. А уж финт ушами - завалит несколько человек, стоящих рядом, выстрелами в затылок - и не мечтайте. Кстати, в игре все построено на триггерах - перестреляли вражин, завели генератор - и вот за углом опять стоит троица боевиков и чешет в затылках. Подобрали патроны - и за углом респаунился моджахед, который, если не высовываться, о нас даже и подозревать не будет.
Что ж, прошлись по обещаниям, а теперь поговорим о том, что осталось. Во-первых, в игре катастрофически не хватает света. Возвращаясь к башне и стационарной снайперской винтовке - автор чуть косоглазие не заработал, отстреливая положенные 10 патронов - охота на черных кошек ночью, когда луна скрылась за тучами. Ну и, во-вторых, едва ли не единственный плюс игры - проработанные карты уровней, на которые, похоже, разработчики соизволили потратить свое драгоценное время. И действительно, если бы не предыдущие 1000 и 1 упущение - играть было бы интересно. Но одни только карты не вытянут всю игру...
В итоге - игра-коктейль, собранная из многих хитов, но взявшая от них очень мало. "Очень мало" - в смысле "ничтожная часть, которой можно пренебречь". Сделана, скорее, для любителя жанра экшна и любителей Wolfenstein-подобных игр, хотя последним вряд ли придется по душе.
P.S. А зачем надо было вводить в игру какие-то пси-способности в таком урезанном виде? Сделали бы процедуру допроса - оригинально ведь, и никто придираться не будет. Или там "сыворотку правды" вколоть гаду? А тут пси-спосбности, действующие только на офицеров - не солидно как-то...