Синие против Серых. Детей (да и не только детей) целесообразно обучать в процессе игры. Была и есть такая концепция в педагогике, причем каждый из нас подвергался оному методу. Вспомните перекидывание мячика на счет в детском саду до полного обалдения, вспомните разные игры с едой... Как только появились компьютерные игры, возникло и желание педагогов запустить свои щупальца в неисследованную глубину. То есть раз в компьютерные игры играют (в том числе) и дети - нужно обязательно обратить новый носитель информации на благо общества.
Всё, казалось бы, хорошо, но игр, предполагающих обучение, да еще при этом способные игрока, собственно, развлекать очень мало. Большинство продуктов выходит какими-то серо-казёнными, с игровой частью, сделанной "для галочки". К счастью, стратегическая игра "Civil War", несущая на борту логотип "History Channel" не из их числа
"Risk" и другие.
Как нетрудно догадаться по названию, игра охватывает Гражданскую Войну в США, войны между Севером и Югом. Технически игра реализована в духе настольных прародителей: есть штаты, по которым можно передвигать фишки войск, у каждой стороны (а здесь их три: Север, Юг и "нейтралы") есть город, в котором периодически "рождаются" юниты, которых за определенный гонорар можно нанять. Откуда деньги берутся? Захваченные штаты приносят доход каждую смену хода.
У каждого войска должен быть генерал, ведущий отряд в бой. Отряд без предводителя не может атаковать. Поскольку количество генералов составляет 3 на каждую сторону, часто оказывается, что на данном участке противостояния никто не может наступать. Получается как в шахматах с двумя королями: убить противника нельзя, пройти мимо тоже не получается. Карта ведь маленькая - по количеству клеток меньше той самой шахматной доски.
Еще есть железные дороги, которые можно использовать, захватив конечные станции. Причем ехать можно даже через вражеские штаты. Почему нельзя выбросить тактический десант на полпути и почему враг совершенно игнорирует катающиеся туда-сюда паровозики - игра не объясняет.
При столкновении двух отрядов игра переходит в пошаговый тактический режим. Кстати, уши пресловутого "образовательного момента" торчат и здесь. На экране загрузки нам предлагают тест с 4 вариантами ответов. При этом, понятно, мозги промывают вовсю. Например, на вопрос "Причины Гражданской Войны" единственный(!) правильный ответ - "гражданские свободы". Это при том, что в списке присутствуют "власть, деньги, плантации" и другие, не менее занимательные вещи (если кто не помнит, война началась после того, как плантаторский Юг попытался воспользоваться своим правом на выход из федерации). Кроме того, к игре приложено огромное количество фотографий и документов, на мой взгляд, заслуживающих внимания.
Так вот, тактический режим... Во-первых, существует лимит на количество юнитов, находящихся на экране, и если у вас их больше, то остаток "за кадром" будет вводиться в бой по мере умерщвления текущих активов. Никаких объективных причин, кроме упрощения игры для детей я не вижу. Разве что необходимость поберечь игровой движок, поскольку эта, мягко говоря, не самая красивая на сегодняшний день, игра умудрялась тормозить на моём не самом слабом по нынешним меркам компьютере.
Никакой серьезной тактикой здесь не пахнет. Исход битвы определяет количественное и качественное превосходство войск. У каждого отряда (числом в 10 человек, одна пушка или одна лошадь) - два Action Point'а, потом ход переходит к противнику. Хотите - стреляйте, хотите - передвигайтесь. Последнее - не советую, поскольку гораздо выгоднее выждать, пока менее дальнобойный вражеский юнит сам к нам подбежит. Естественно, за это время наши продвинутые стрелки изводят вражину под корень. Сам не заметив, я выдал единственную применяемую тактику. Извините, если кому испортил удовольствие.
В стратегическом же режиме нужная модель поведения находится вообще мгновенно - даже рассказывать неинтересно. Своими войсками в минимальных количествах блокируйте на дальних подступах врага, захватывающего территорию. Тем временем своего генерала, накачанного войсками по самое "не хочу" натравливайте на вражеского. После этой победы у врага не остается ни единого шанса, процесс игры переходит в чисто технический. То есть, он может, конечно, нанять еще одного, но если вовремя придушить его развитие, то даже он даже этого не успеет. Скорость развития событий может меняться при помощи настроек количества войск и денег перед началом игры.
Немало подивили отсутствие сохранения. То есть одну партию вы должны закончить, не отходя от компьютера. Впрочем,
Выводы.
Игру могут купить в качестве полезного подарка своим малолетним оболтусам, не желающим учить историю, озабоченные образованием родители. Не сомневаюсь, что Civil War закупят в качестве учебного пособия ряд американских школ, где, говорят, преподавание даже своей истории никогда не было на высоте.