Горные войны. Нельзя сказать, что шотландские горцы - частые гости в видеоиграх, кроме Braveheart на ум ничего и не приходит. Но теперь этот пробел отчасти восполнен благодаря выходу Highland Warriors от Data Becker, который дает нам возможность изучить историю "нежных" взаимоотношений Англии и Шотландии, приняв участие во многих памятных событиях. Данная игра представляет собой стратегию в реальном времени, переносящую нас в далекое средневековье, когда объединенная Шотландия пыталась отстоять свою независимость в борьбе с могущественным соседом. Стоит обратить внимание и на охватываемый период в четыре века - так что помимо собственно войн хватит и других забот. Отдельная кампания посвящена внутренним разборкам в Шотландии, когда разрозненные кланы были еще только на пути к объединению, да и за английские войска поиграть придется.
Повторение пройденного. Уже после первых минут игры в голову с пугающей настойчивостью лезет мысль о том, что перед нами очередной WarCraft, и еще чуть позже становится очевидно, что так оно и есть. Highland Warriors - это еще одна реинкарнация классической модели RTS. Я, откровенно говоря, ждал что-то в стиле Shogun, по крайней мере, надеялся в глубине души, поскольку не знаю, как вас, а меня игры а-ля C&C и WarCraft давно уже раздражают отсутствием новых идей. Впрочем, даже минимальное приложение фантазии вкупе с грамотной реализацией дают совсем неплохие результаты, и здесь тот самый случай. А теперь чуть конкретнее.
В игре есть четыре действующих стороны: англичане и три шотландских клана: McKay, Cameron и McDonald - соответственно, четыре линейные кампании, которые, впрочем, не отличаются протяженностью - менее десяти миссий в каждой. Большинство миссий проходит по стандартной схеме: отстраиваем базу, собираем армию и идем бить врагов по голове в праведном гневе. Оформлено это может быть по-разному, но сколько-нибудь серьезных отклонений не встретится. Разница между воюющими сторонами проявляется лишь в чисто внешних параметрах, да и то не всегда, поскольку строения у них абсолютно одинаковые.
Даже типы войск не имеют существенных различий по сравнению с врагами: так или иначе есть пешие воины, кавалерия, осадные орудия и особые войска. Всего для каждой стороны есть около десяти типов юнитов, что, прямо скажем, не впечатляет на фоне, скажем, Impossible Creatures. Впрочем, и представленного десятка на деле вполне хватает. Кроме того, в игре есть герои, как правило, это вожди кланов, либо даже сам король Англии, сражающиеся на поле брани рядом с простыми пехотинцами. Ясно, что они обладают повышенными характеристиками и способны в одиночку противостоять неслабой армии.
Но ключевое здесь слово - опыт. Дело в том, что юниты накапливают "экспу" на ролевой манер, постепенно превращаясь в настоящих монстров, с заоблачным количеством хит-пойнтов и атакой, сметающей все. Кроме того, создатели HW сделали доброе дело, дав местному населению, независимо от класса, способность восстанавливать со временем свое здоровье без посторонней помощи кого-либо. Учитывая, что финальные миссии кампаний могут затягиваться на пару часов реального времени, у вас будет немало возможностей собрать элитную армию. Кроме того, в игре есть и апгрейды, но они не вызывают особого восторга: вы просто можете улучшить характеристики какого-либо типа юнитов, причем, что именно улучшается, вам не сообщают, просто можно сделать солдат сильнее.
Еще один нюанс - это взаимодействие родов войск. В принципе, стандартная тактика всесокрушающей лавины и здесь применима, так что написанное ниже - весьма условно, но всегда приятно поразвлечься со способностями юнитов, хотя их логичность вызывает большие сомнения. Например, у рейнджеров есть великолепная возможность маскироваться на определенное время, при этом безнаказанно(!) атакуя неприятеля. Таким способом реально развалить целый замок вообще без потерь, хотя времени это займет очень много. Другой пример: конные лучники, используя преимущество в скорости, могут уничтожать пеших врагов без всякого для себя урона, главное - вовремя отдать приказ к отступлению.
Отдельную остроту борьбе добавляют огромные замки - неприступные твердыни, под стенами которых можно положить целую армию и при этом не добиться видимого результата, здесь вам сильно поможет осадная техника (тараны, катапульты), которая имеется у сторон.
Разработчики не смогли, или не захотели удержаться в рамках суровых реалий. В результате друиды шотландцев вполне способны вызывать небольшую грозу с громом и молниями или сжечь кого-нибудь заживо. Есть похожие способности и у обычных юнитов, так кавалерия одного из кланов (Cameron) может заставить землю в буквальном смысле гореть под ногами неприятеля. Впрочем, на этом все чудеса заканчиваются, так что стремительный полет красных драконов к базе врага отменяется.
Второй составляющей игрового процесса будет развитие базы. По всей видимости, именно на этом аспекте были сконцентрированы основные усилия разработчиков, поскольку возможности экономического развития заметно шире, чем боевые. Описывать все я не буду, остановлюсь лишь на отдельных моментах. Во-первых, в игре есть пять типов ресурсов: золото, пища, руда, камень и лес - в общем, неплохо. Кроме того, провизию можно добывать различными путями, в зависимости от времени года и обстановки: например, зимой заниматься сельским хозяйством будет весьма сложно, а вот охотой вполне реально. Еще, можно собирать "дары природы", разводить всякую живность... Количество юнитов не ограничено, главное - настроить побольше жилья для солдат. Кроме того, представлено несколько десятков строений различного назначения: от изгороди до ратуши. В результате, отстроенная база среднего размера будет выглядеть как вполне приличный город, живущий своей жизнью, а если еще окружить себя оборонительными сооружениями - вообще крепость получится. Кстати говоря, рабочие тоже накапливают опыт и прогрессируют в определенных областях - удобная вещь, не правда ли?
В игре есть и торговля, хотя пользы от нее мало и используется эта возможность, в основном, для пересылки ресурсов союзникам в многопользовательском режиме, хотя и в кампании пару раз придется торговать по сюжету.
Теперь о недостатках - есть они, есть. Во-первых - искусственный интеллект. Я не знаю, может, это веяния времени, но у меня создается впечатление, что AI в стратегиях тупеет день ото дня. Серьезно, назовите мне хоть одну из недавно вышедших "классических" RTS, где компьютер мог бы составить реальную конкуренцию человеку? Так и здесь, в Highland Warriors: электронная мысль просто летает, да только где-то все не там. То, что компьютер не в состоянии предпринимать каких-либо маневров на поле боя - это еще терпимо, учитывая жанр игры, но есть целый ряд вообще необъяснимых моментов. Почему, например, электронный мозг терпеливо ждет, пока куча народа, посланная игроком, громит базу, хотя на другом ее конце находится неслабый отряд? Почему компьютер так не любит оборонительные сооружения, которые на его базах если и встречаются, то с частотой островков в океане? Почему атаки компьютера всегда идут по одному маршруту, почему он никогда не разделяет силы для нападения с двух сторон?
Во-вторых, многое из того, что есть, в игре просто не нужно, например, уже упомянутая торговля или выбор построения отряда (при тактике "куча на кучу", как вы его ни построите, результат будет один). Ну и главная проблема, из-за которой эта игра может потерять львиную долю потенциальных поклонников - это недостаток боевых юнитов. Прямо скажем, можно было и побольше.
К счастью, других серьезных проблем с геймплем не наблюдается, так что перейдем к самой приятной части - к графике.
Травка зеленеет, солнышко блестит... Знаете, если так пойдет дальше, то, пожалуй, можно будет переселяться в виртуальную реальность насовсем - там уже стало красивее, чем в жизни. Highland Warriors - это как раз та последняя капля, которая может заставить вас сделать столь серьезный шаг, поскольку этот проект - безусловно, один из самых красивых, виденных мною за последнее время. Игра полностью трехмерна, с неплохим управлением камерой и возможностью оказаться в самой гуще событий, при этом можно будет рассмотреть все, вплоть до крови на мечах. Детализация очень высока: можно различить многочисленные элементы зданий и персонажей, даже выражение лица. Отлично выглядят спецэффекты, включая погодные, а магия вообще вызывает бурный восторг - никакие WarCraft'ы III здесь и рядом не лежали, одно плохо - магии мало. Кроме того, неплохая анимация и целый ряд запоминающихся моментов, вроде летящих при рубке леса щепок. Потрясающе выглядит процесс разрушения какого-либо здания: есть море промежуточных стадий, все горит, рушится, в небо взметается черный дым... Короче, это нужно видеть, описывать графический движок бесполезно, все равно не получиться передать его очарования. В то же время есть и некоторые недостатки, в первую очередь - это вода. На общем фоне выглядит она просто отвратительно: почти неподвижна, анимация на нуле, да и сам внешний вид жидкости не впечатляет. Кроме того, меня сильно удивили перемещения отрядов: пару раз были случаи, когда юнит пропадал в одном месте и появлялся в другом мгновенно, без каких-либо телодвижений - телепортация, однако.
Достойна похвалы и музыка: мелодии соответствуют игре по ритму и стилю, да и вообще, радуют слух. Есть пара треков, которые превращают войну в чистое удовольствие.
Помимо прочего, в игре куча заставок, правда, на движке игры - понимаю, так дешевле, но здесь WarCraft отыгрывается по полной.
Вывод. В целом, игра очень неплоха. Но у меня лично сложилось впечатление, что программисты слишком торопились с выпуском. Недоработки лезут из всех щелей, начиная с главного меню, которое в начале удивляет красотой исполнения, а затем возмущает скупостью комментариев к кампаниям, вернее, их полным отсутствием. Да и сама концепция "классической" стратегии в реальном времени меня уже достала. И, тем не менее, ознакомиться с ней стоит, поскольку есть еще в играх такая абстракция, как "атмосфера", а с этим в Highland Warriors все в порядке.