Мы строили, строили и наконец... Устав от огромного количества нулей в конце, Maxis обозвала свой очередной и весьма ожидаемый фанатами по всему миру градостроительный симулятор простенько и со вкусом - "SimCity 4". А начиналась эта история уже более десятка лет назад, в далеком 1989 году с выходом первого SimCity, потом последовали в 93-м "SimCity 2000", в 99-м его догнал "SimCity 3000", а вскоре на полках появилось и дополнение к нему "SC3000 Unlimited". Серия не перестает радовать своих создателей миллионными тиражами, пользуется устойчивым спросом и получила бесчисленное количество наград на всевозможных компьютерных выставках. Выход четвертой части был лишь вопросом времени, и вот она уже на полках магазинов, спешите знакомиться. Надо сказать, что родители СимГорода продолжают идти по пути эволюции, незначительно меняя игровой процесс (по сути, перед нами тот же SimCity 3000, только слегка приукрашенный), в основном, конечно, сделав упор на перелопачивание графики и дозированно добавляя по вкусу новые фичи и возможности, например, режим бога и возможности отслеживание судьбы самолично созданных Симов.
Впрочем, после схлынувших начальных эмоций и возвращения трезвого взгляда на вещи, понимаешь, что "SimCity 4" - однозначно лучший представитель легендарной серии, и за его светлое будущее и теплое местечко в рейтингах и на полках любителей градостроительных проектов можно не волноваться - оно ему обеспечено.
В начале игры вы можете выбрать одну из предлагаемых авторами зон (Berlin, Fairview, London, Maxisland, New York и San Francisco) и начать строить там свой мегаполис. Можно построить рядом два города и соединить их дорогами, например большой "спальный" район и вечно гудящий индустриальный центр. При желании можно застроить хоть весь регион, соорудив действительно огромный мегаполис. Для затравки уже расположено на картах несколько городков, так что можно попробовать поразвивать и их. Естественно, можно создать и собственную географическую зону, инструментарий для этого прилагается. В общем, идея с большими географическими зонами, на которых можно построить и соединить между собой несколько городов оказалась весьма интересной, и, думается, придется многим по вкусу.
Чудеса селекции А теперь, пожалуй, обратим свои взоры на интерфейс, ознакомившись с его новыми вкусностями. Парочка начальных tutorial'ов ознакомят вас с его основными опциями. Кстати, при желании одним нажатием интерфейс можно полностью убрать с экрана, оставив на нем лишь крохотную и едва заметную кнопку в углу. Как вы уже заметили по шотам, он является своеобразным сплавом из "SimCity 3000" и "The Sims" (вот оно, долгожданное слияние, и это еще далеко не все). В левом нижнем углу притулились: мини-карта, функции Zoom'а, вращения камеры, ускорения времени. Кстати говоря, всплывающие подсказки у кнопок теперь гораздо более информативны и показывают не только функцию плашки, но и краткое ее описание, например, цену и условия строительства, а рядом...
God mode - ON. Три "самые главные" кнопочки активируют три различных игровых режима, позволяя вам быть то богом, то мэром, а то и просто "симоводом". Итак, знакомимся - "God Mode" позволяет вам позаниматься терраформингом (только до того, как вы основали город), основательно меняя рельеф местности (водоемы теперь можно сооружать только за счет понижения рельефа), засадить его деревьями и наплодить диких животных(!); в легкую аннигилировать уже отстроенный город; легким движением своей божественной длани менять день и ночь; и, конечно же, насылать на город стихийные бедствия в виде (yahoo!) пожаров, вулкана, метеоритов, атаки гигантского робота (Годзилла отдыхает), торнадо, молний и землетрясения.
Любое из этих "божественно-стихийных" деяний смотрится довольно эффектно. Нельзя без содрогания смотреть на то, как на месте цветущего городского сквера вдруг образовалась гигантская воронка от метеорита, или как булькающая в кратере лава медленно начинает стекать по склону в сторону городской застройки и... нет, дальше уж лучше не продолжать.
Трудовые будни Лужкова. "Mayor mode" - это уже классический режим, к которому мы все давно привыкли. По-прежнему необходимо намечать зоны застройки (жилую, коммерческую и индустриальную - приятно наблюдать, как они постепенно застраиваются домами, прямо чувствуется дыхание жизни), при этом теперь они появляются уже с готовыми дорогами, которые позже грамотно стыкуются при пересечении зон; потом снабдить город водой, энергией и свалками или заводами по переработке мусора, не забыть про пожарный и полицейский участок, чтобы было кому бороться с огнем и хулиганствующими оболтусами. Кликаем потом, к примеру, при появлении какого бедствия на кнопочку "Emergency Tools", выбираем пожарных, полицию или иную служебную машинку и быстро отправляем на место беспорядков, возгорания или невесть откуда появившийся в земной коре трещины.
Появились большие возможности микроменеджмента, например, регулируя бюджет у школ или больниц, вы сразу увидите изменение радиуса охвата городских кварталов. Расширились и налоговые рычаги: можно изменять ставки налогов отдельно для трех групп горожан, отличающихся своим благосостоянием, причем отдельно в каждой из трех основных городских зон.
Одной из ключевых областей, в которой все хотели перемен, было строительство дорог, ведь от того, как функционирует ваша транспортная инфраструктура, зависит очень многое. В общем, строить теперь стало удобнее, да и возможности слегка расширились. Кроме дорог и улиц с автобусными остановками (легко при необходимости возводятся мосты и туннели) можно строить и хайвэи, имеется несколько вариантов крутых развязок. Возводя железную дорогу, можно водрузить как пассажирский вокзал, так и по соседству транспортный. Еще вы можете построить метро, аэропорт и морской порт.
Значительно возрос и расширился ассортимент возводимых зданий, раз так в несколько. Так, вы можете строить помимо, безусловно, очень важных учреждений образовательной и здравоохранительной сферы, еще и военные базы, стадионы, оперы, зоопарки, туристические и бизнес-клубы, теле- и радиостанции и много чего еще. Отдельно выделен раздел парков, включающий в себя практически все, начиная с детских игровых площадок и заканчивая пляжами, баскетбольными кортами и несколькими типами садов. Для придания своему городу большего шика и внешней привлекательности можно, как и раньше, соорудить в нем одно из культурных или технических "чудес света", теперь их стало больше. Например, египетского Сфинкса и Пирамиду (правда, не указано, чью именно), тюрьму Алькатрац, лондонский Тауэр, вашингтонскую стеллу-монумент, сам Белый Дом, статую Свободы, собор Василия Блаженного, Эмпайр Стейт Билдинг, высочайшие телевизионные вышки и так далее. Да, далеко не все здания вы сможете строить сразу же, некоторые требуют выполнения определенных условий, например, указанной популяции города, рейтинга мэра, уровня школьного образования и т.п.
Помогать рулить городом (и вечно встревать к месту и просто так со своими ЦУ) вам будут, как обычно, советники по городскому планированию, финансам, безопасности, здоровью и образованию, транспорту, хозяйственной части (вода, электричество, санитария), и окружающей среде. Надо сказать, что их советы будут очень кстати, поскольку управление городом несколько усложнилось, цены кругом кусаются и городской бюджет тает прямо на глазах. Без мудрого руководства и талантливых помощников никак не обойтись.
Симы большого города... Наконец, остался последний режим - "My Sim mode", позволяющий либо импортировать вашего любимого Сима из "The Sims" или тут же создать его заново, подобрав пол, портрет, знак Зодиака и поместив его в один из жилых домов. Впрочем, дальше вы не можете им управлять, только со стороны наблюдать за его жизнедеятельностью, изменением показателей здоровья, заработка, образования, читать его мысли (кстати, дают полезные советы), что, согласитесь, тоже довольно забавно. Все попытки хоть как-нибудь покликать и увидеть информацию об обычных горожанах, как обычно, заканчиваются провалом. За Симом следить - пожалуйста, а остальных добропорядочных сеньоров и сеньорит, будьте любезны, оставьте в покое.
Графика, как и ожидалось, взяла новые рубежи и подняла планку серии еще на несколько сантиметров вверх. По небу плавают похожие на сахарную вату легкие облачка, а по улицам живо снуют машинки и пешеходы. Улицы по ночам озаряются светом из окон домов, уличных фонариков и фар автомобилей. Крупные здания смотрятся симпатично даже с высоты птичьего полета (на более слабых машинах здания на крупных видах будут прорисовываться постепенно, как при загрузке картинка из Интернета), чего уж там говорить о максимальном увеличении - красота, да и только. На известные памятники можно смотреть часами, да что там памятники - вызывает восхищение прорисовка и любовь к мельчайшим деталям у самого обыкновенного завода, водонапорной башни или вокзала. При строительстве дороги видно, как по ней катается бригада ремонтников и, слегка посуетившись на одном участке, переползает на следующий. Забавно наблюдать за действиями полиции и пожарных, их работу можно разглядеть буквально в деталях. При желании можно сделать скриншоты приглянувшихся моментов при помощи встроенной камеры (предварительно выбрав размер кадра от небольшого до всего экрана), а потом рассматривать их в альбоме.
Музыкальное сопровождение вполне удовлетворит большинство игроков, список тем довольно обширен, к тому же можно самостоятельно прослушивать и менять музыкальные треки, подгоняя их под собственный вкус и настроение.
Напоследок осталось еще упомянуть про Интернет-возможности. Хотя в игре есть опция кооперативной Интернет-игры для нескольких игроков, но авторы пока еще, к сожалению, недоработали предлагаемый сервис и обещают открыть его в самое ближайшее время. Будем ждать и надеяться на то, что с этой фичей геймплей станет еще интереснее и динамичнее, с живыми-то сотоварищами оно всегда веселее получается.
Приз - в студию!
В итоге Maxis под отеческим патронажем EA еще раз подарил миру хит, в который будут играть и играть. Улучшенная по сравнению с предшественником графика, расширенные возможности "ландшафтного дизайна", продуманная и все еще продолжающаяся шлифоваться экономическая система, неплохое управление, расширенные возможности (когда-нибудь "SimCity" и "The Sims" сольются в одном проекте окончательно), выход в Интернет... Хотя, добавим для порядку каплю дегтя, кто-то считает все эти усовершенствования незначительными и косметическими, но большинство все же склоняется к мысли, что так оно и должно быть, что и следовало ожидать.
Нет, все-таки оно того стоило - ждать долгих четыре года, покуда отцы-основатели разродятся новым детищем. Кстати, в самое ближайшее время планируется выход транспортного add-on'а, да и патчик, способный залатать основные дыры, здесь бы не помешал. Некоторые пользователи жалуются на проблемы с утечкой памяти и ощутимыми тормозами на некоторых системах, а также на зависания во время сохранения. Но все это, как говорится, мелочи жизни, с неизбежностью которых приходится мириться, видимо, времени для тестирования все-таки не хватило...
Так что пробуйте поудобнее усесться сразу на два стула: Бога и Мэра - и вперед, строить, строить и еще раз строить (ведь победа в этой игре недостижима по причине отсутствия целей, как таковых). Самый удобный, красивый, большой, функциональный, реалистичный, экологически чистый и вообще самый продвинутый город на свете - SimCity 4!... или, если будет угодно, "Timbuktu" (мистический город где-то далеко, далеко на краю земли...), как любовно называли его разработчики промеж себя, во внутренней переписке до определения финального названия.