Среди руин Вселенной Когда рушатся миры, в космосе остаются одни астероиды, но даже и среди них люди умудряются устраивать войны. Обо всем этом мы узнаем из игры Drift: When Worlds Collide. По жанру сие творение есть космический симулятор, а следовательно, заслуживает внимания по определению, так как любители подобных игр явно не страдают от избытка качественных продуктов. Впрочем, уже первого взгляда на Drift достаточно, чтобы понять, что разработчики не страдали от переизбытка средств. В то же время, и малобюджетные проекты иногда удаются, так что посмотрим, посмотрим
Сюжет. Вообще, сюжеты всех подобных игр, в абсолютном большинстве случаев, вполне предсказуемы, и Drift - не исключение. Как и следовало ожидать, есть несколько сторон, находящихся друг с другом в весьма сложных отношениях и мечтающих о том, чтобы очистить космос от братьев по разуму. Итак, знакомьтесь: Phoenix Alliance, республика Hen-Shodan, Dorians и пираты. Как ни странно, каких-либо жутко древних и очень-очень могущественных сил в этой игре не нашлось, хотя их присутствие уже стало почти классикой жанра. Соотношение сил такого: совсем плохие - Дорианцы, плохие - пираты, хорошие - республика с непроизносимым названием, совсем хорошие - Альянс. Два последних представителя разумной жизни во Вселенной объединятся уже к четвертой миссии, после чего начнется глобальная разборка с использованием последних достижений в области уничтожения всего живого.
Собственно война началась из-за того, что Дорианцы решили напасть на Альянс, а заодно и на Республику. Зачем напали? По существу, до середины игры так и не станет ясно, что они хотят, да и потом тоже, все очень размыто: ресурсы, территории и прочее. В общем, напали просто так, чтобы не скучно было. Технологии у сторон примерно одинаковые, никто не имеет абсолютного оружия, способного уничтожать целые флоты одним своим видом, так что, межзвездные стрельбы будут долгими.
Теперь собственно об игроке. Вы являетесь только что прибывшим в боевые части новобранцем - пилотом космического истребителя Альянса. Уже в самом начале вам скажут, что если будете хорошо служить, то станете командиром звена или даже отряда, так что стимул есть. Дальше все как обычно: получаем задание и летим его выполнять, ничего более.
Процесс. В открытом космосе. Сразу бросается в глаза, что многие элементы антуража навеяны сериями X-Wing и TIE Fighter - особенно меню в кампании в виде анимированной базы, разве что штурмовиков нет, так и сам стиль игры. В целом же, Drift - это игра, где нам предстоит играть за равного богам смертного, на плечах которого тяжелым грузом лежит судьба всей войны. Полагаете, один человек выиграть войну не может? Напрасно: вам будут иногда давать такие задания, что, кажется, Альянсу и рассчитывать больше не на кого. Кроме того, летать мы будет, как правило, либо вообще в гордом одиночестве, либо с парой ведомых, но масштабных действий в составе эскадр или флотов не предвидится. Само собой, за один вылет игроку предстоит уничтожать такое количество врагов, что Дорианцы, по идее, к десятой миссии должны сдаваться при одном вашем появлении. Игра идет в режиме линейной кампании, хотя по ходу миссии возможна некоторая альтернатива действий: например, во время выполнения одного из заданий вы можете либо направиться к атакованной базе и вступить в неравный бой, либо спокойно полететь на свою базу - в любом случае миссия будет успешна.
Задания достаточно разнообразны, но стандартны для жанра: атака, сопровождение, разведка... Кстати, разведка здесь идет точно как в "Звездных войнах" - дают задание проинспектировать флот и вам нужно пролететь на определенном расстоянии от объекта. Кстати, задания иногда вызывают просто умиление: как вам идея эскортирования корабля, который перевозит дочь начальника вашей базы, причем это самый ценный его груз?
Кстати, о кораблях. Как обычно, все имеющиеся посудины можно разделить на истребители и крупные корабли, причем на первых можно летать. К сожалению, создатели игры не порадовали игроков разнообразием выбора истребителей: вы можете управлять всего лишь пятью разновидностями, относящимся к разным классам. С другой стороны, корабли можно очень серьезно модернизировать: изменять вооружение, бортовое оборудование, двигатели, щиты и т.п. В общей сложности 17 видов оружия (только лучевое и ракетное) и 8 типов щитов (есть еще вспомогательное оборудование, но о нем не буду говорить - толку от него мало), причем, чем больше истребитель, тем больше он имеет места для размещения оборудования. Из экзотики следует отметить ракетный двигатель, придающий кораблю ускорение и карту памяти - для разведывательных миссий. Понятно, что доступа к новейшим образцам техники вам сразу не дадут - нужно подождать некоторое время и выполнить определенное количество миссий. Что касается крупных кораблей, то с ними все обстоит примерно так же, как и с истребителями: разработчики пообещали в общей сложности 60 типов - казалось бы, много, но это для всех четырех воюющих сторон, к тому же сюда входит все, вплоть до буйков. В общем, в плане средств разрушения Drift ничего выдающегося не предлагает. А, чуть не забыл: в игре есть огромные орбитальные комплексы, точнее не орбитальные, а астероидные - это едва ли не самые впечатляющие конструкции, хотя из-за слабой графики они не производят должного впечатления.
Но самое интересное в этой игре - это концепция приобретения нового оружия. Мало того, что оно становиться доступным только через определенное время, так за него еще и нужно платить! Да-да, в будущем товарно-рыночные отношения стали настолько продвинутыми, что солдатам, сражающимся и умирающим во имя непонятно чего, еще и оружие предстоит покупать. В принципе, это весьма забавно и интересно, но, во-первых, нелогично, а во-вторых, система сделана неудачно - денег всегда слишком много. Хотя, можно предположить, что вы являетесь вольным наемником, тогда покупка оружия становиться вполне объяснимой, но почему тогда нельзя предложить свои бесценные услуги другим сторонам или купить себе, например, авианосец?
Собственно управление истребителем для человека, игравшего в подобные игры, никакой сложности не представляет, основные операции абсолютно стандартны. В первую очередь это поиск цели, точнее, ее захват, управление двигателями, мощностью щита, ну и стрельба, само собой. Некоторые системы корабля могут автономно подзаряжаться (например, лучевое оружие), другие можно обновить только на базе. Еще одна мелочь, которая характерна для подобных проектов - возможность выбора режима стрельбы: поочередно либо залпом. Иногда будут и специальные возможности, типа маскировки в девятой миссии. Есть противоракетные снаряды-ловушки, команды союзникам (правда, всего три) и так далее. Всем этим предстоит управлять в очень динамичном темпе и это совсем не легко.
Одна из особенностей игры состоит в том, что поймать цель в прицел - дело весьма непростое. Во-первых, очень сложно просто выйти на корабль противника, это связано с не слишком удачно сделанным радаром. Во-вторых, враги упорно не желают подставляться под огонь и при угрозе немедленно начинают интенсивное маневрирование, при этом не только уходят от вашего огня, но еще и сами умудряются атаковать. Но главная проблема при атаке - это дистанция. Дело в том, что местные средства нападения, в большинстве своем, не отличаются дальнобойностью, то есть необходимо подойти достаточно близко. И вот если вы не рассчитаете скорость движения, то произойдет весьма неприятная вещь - столкновение, а они в Drift случаются постоянно, почему-то таран здесь едва ли ни самое эффективное оружие компьютерных оппонентов. Все это приводит к тому, что атака превращается в занятие весьма увлекательное, но вот только очень сложное. Спасает то, что вам, в большинстве случаев, не нужно ловить врагов именно в прицел, то есть наводить крошечное перекрестие в квадрат отражающий упреждение - оружие в Drift может вращаться, следовательно, нужно только держать противника в некотором диапазоне, хотя проблемы столкновений это не решает, с другой стороны, есть еще ракеты.
Кстати, местные технологии межзвездного перемещения основаны на использовании каких-то ворот, отправляющих корабли в гиперпространство - вокруг них постоянно будут происходить масштабные сражения, поскольку подкрепления приходят через них. Характерно, что их в одном секторе может быть несколько, хотя часть может быть закрыта.
Нужно сказать, что сложность игры находится на весьма приличном уровне - победить очень непросто. Во многих играх можно долго воевать с десятком истребителей противника, да еще и выиграть, в Drift же три дорианца могут разнести ваш корабль за пару минут, что делает особенно важным наличие ведомых. Кстати, их тоже нужно "покупать" в магазине, как и запчасти.
Еще в игре есть стандартная энциклопедия, содержащая краткую информацию по кораблям и оружию. Сделана она добротно, но желания долго в ней копаться не возникает.
Графика. Вот на этом хорошие новости заканчиваются. Графика в этой игре сильно удивила, учитывая, что в жанре космических симуляторов откровенно слабых игр, обычно не попадается, и графическое исполнение у них, как правило, на уровне. Не подумайте, что графика совсем уж отвратительна, но, тем не менее, следует признать, что между Drift и, например, весьма древним StarLancer в этом плане разница не меньшая, чем между Doom и Unreal и, к сожалению, не в пользу Drift. Космос выглядит бледно, завораживающих взгляд туманностей, к которым мы привыкли еще со времен Homeworld, нет, огромных планет, на орбите которых могли бы развернуться сражения (вспомните StarLancer) - тоже, звезды выглядят, как точки, а спецэффекты... в общем, присутствуют. Зато весь космос буквально кишит астероидами всех форм и разновидностей, и воевать среди них, разнося куски камня случайными выстрелами, довольно весело.
Не радуют внешним видом и корабли - им явно не хватает деталей, да и раскраску можно было сделать повеселее. Выхлоп двигателя практически неподвижен, выстрел, поглощенный защитным полем, выглядит как полусфера зеленого цвета, причем эта полусфера будет одинакова вне зависимости от того, из чего был произведен выстрел - хоть из пистолета, хоть из главного калибра тяжелого крейсера. Единственное, что порадовало в плане графики - это весьма эффектный (с учетом общей картины) вид уничтожаемых астероидов. Еще можно отметить горящий от попаданий двигатель, хотя такой факел даже в атмосфере сделать сложно, а тут в открытом космосе...
Звуки в игре на уровне графики, зато есть довольно продолжительные и, в целом, неплохие по содержанию заставки - вид сражающихся эскадр производит впечатление, если не обращать внимания на пиксели.
Вывод.
Как видите, особой оригинальностью эта игра не отличается. Более того, ее недостатков вполне хватило бы на пару космических симуляторов: весьма средняя графика, не слишком впечатляющий сюжет, да и вообще, впечатления не самые благоприятные. Кроме того, в игре очень мало доступных игроку кораблей: для длинной кампании пять кораблей - это очень мало, даже учитывая возможность их модернизации. В общем, стандартный комплект проблем малобюджетных игр. С другой стороны, достоинства у этого проекта, безусловно, есть: не слишком высокие системные требования, весьма длинная кампания (почти три десятка миссий), добротное управление... Так что, учитывая, что космических симуляторов выходит не слишком много, Drift, видимо, найдет своих поклонников, хотя конкурировать с хитами ему явно не светит. Впрочем, он и не пытается.