Сошлись они на поле брани... Без обиняков хочу перейти сразу к главному тезису обзора. Napoleon's Wagram - варгейм о об исторической Австрийской кампании Наполеона, сделанный на движке Panzer Campaigns, адаптированном под особенности наполеоновских войн. Поскольку недавно вышедшая Panzer Campaigns 7 на днях обозревалась, то основные сведения о движке и геймплее можно почерпнуть в соответствующей заметке. Здесь речь пойдет только о содержательной части, то есть о сражениях.
Впрочем, нужно всё-таки сказать, что движок Napoleon's Wagram это всё же маленький шажок назад в плане удобства игрока, поскольку здесь не реализована опция "Show on-map results", сделавшая управление Panzer Campaigns легким и приятным. В NW игроку приходится продираться сквозь кучу выскакивающих диалогов с совершенно излишними сведениями. Правда, разработчики обещали в будущих патчах включить это полезное нововведение во все игры серии, а значит, и в NW.
Кроме того, в NW имеют место быть формации, которые для военной науки того времени были прямо-таки альфа и омега, поскольку для создания нужной массированности огня неточного огнестрельного оружия того времени нужны были плотные построения. Также есть возможность часть отряда выпускать в разреженной цепи впереди отряда - одним из первых (насчет мировой практики я не уверен, но у нас точно) такую тактику начал применять Кутузов. Такие отряды играют роль щита, принимающего на себя основной удар врага как в атаке, так и в обороне (особенно умиляют рассуждения некоторых школьных учителей, что Кутузов-де это придумал из любви к солдатам).
С построениями всё очевидно: перемещаем батальоны в колонне, стреляем из линии, в случае атаки вражеской кавалерии быстро перестраиваемся в квадрат (в NW неожиданные налеты кавалерии - вечный бич полководца, заставляющий его разрываться между относительной безопасностью квадратных построений и огневой эффективностью линии)
В Napoleon's Wagram сила и башковитость искусственного интеллекта видна намного лучше, чем в Panzer Campaigns, поскольку масштаб здесь много меньше, и даже при включенном "Fog of War" наглядно видно, как компьютер перестраивает войска первой линии, двигает артиллерию и тому подобное.
В общем, Napoleon's Wagram понравилась мне гораздо меньше её старшей сестры (брата?) Panzer Campaigns из-за медленного (а точнее, тормозного) подсчета потерь и результатов рукопашных схваток. С первыми играми серии, где подсчеты проводились именно таким образом, я знаком, но теперь, опробовав новый способ, возвращаться к старому совсем не хочется. Если вам вздумается поиграть в одной из версии исторической битвы на 120 ходов, в которой задействованы 4-5 корпусов с обеих сторон, вам наверняка не поздоровится просматривать все сообщения в виде диалогов. Можно совершенно спокойно передавать ход противнику и идти пить чай. Долго пить.
Сценарии, предоставленные игроку, оформлены в виде разветвляющейся кампании, иногда предлагающей развитие событий, альтернативное историческому. Исторический фон знаком любому человеку, хотя бы поверхностно знакомому с военной историей: австрийская кампания, последний миг большой славы перед горьким поражением в России и далее везде. Историческую точность оставим на совести автора, поскольку этот период истории все еще темён и много до конца так и не прояснилось.
Подводя итоги, хочется сказать, что игра требует пропатчивания так удачно возникшей у Джона Тиллера идеей, а потом становится в высшей степени играбельна, ведь я забыл упомянуть о главном достоинстве игры: режиме PBEM (Play by E-mail). Сразу в памяти всплывают "шахматы по переписке". Вот, это примерно то же самое. Найдя себе сильного игрока в партнеры, вы обеспечите себя развлечением на много месяцев вперед, ведь ходы идут неторопливо!