Под парусами. Sail Simulator - еще один представитель невероятно интересного, но малораспространенного в наших широтах типа игр - имитаторов спортивных парусных судов. Логика подсказывает, что если есть игра под номером 4.2, то должны быть и ее предшественники, но, увы, с этими играми я никогда не сталкивался, так что с предыдущими частями это творение сравнить не удастся, но вот с конкурентами, пожалуй, можно. Итак, на старт, внимание, поплыли...
Самое первое, что в игре несколько настораживает - это, как ни странно, главное меню. Дело в том, что после красочных, насыщенных и приветливых экранов с выбором режимов и прочей ерунды в современных играх, нас ждет нечто такое, что может довести до нервного подмигивания монитору кого угодно. Главное меню в Sail Simulator сделано в виде окна Windows и на полный экран вообще никак не разворачивается. Это, конечно, не смертельно, но от игры хочется чего-то более изящного. Вот, помнится, в недавнем Virtual Sailor все было наоборот, там сразу после заставки появлялся такой шедевр с летающими вокруг маяка птичками, что сразу создавалось соответствующее настроение. Кстати, заставки в игре отсутствуют, зато есть два демонстрационных заплыва.
Приготовьтесь и к тому, что вам предстоит потратить минимум полчаса на изучение многочисленных опций, как в самой игре, так и перед ней. Вы можете устанавливать просто неприличное количество характеристик всего происходящего: один выбор веса членов экипаж чего стоит. При этом, менять показатели можно и в ходе самой игры - нелогично, но функционально. К глубокому сожалению, какого-либо обучающего курса в игре нет, так что придется вам постигать все методом "научного тыка".
Само собой, мы можем выбирать себе корабль по вкусу, а вариантов тут под полтора десятка, да еще и можно изменить раскраску. Есть небольшие лодки, средние, есть просто огромные катамараны и так далее. Само собой, все они отличаются по поведению и характеристикам. Единственная проблема: выбирать предстоит из списка, без каких-либо иллюстраций, то есть вы не поймете, что взяли, пока не увидите это уже в море.
Что касается собственно управления судном, то оно, как и следовало ожидать, сделано превосходно. Особенно порадовал набор устройств для облегчения жизни виртуальным капитанам. Это компас, карта, часы и много других полезных и не очень вещей, они вызываются цифровыми клавишами и появляются в виде отдельного элемента, причем вы увидите не только показания приборов, но и корпус и т.п. - пустячок, а приятно.
Главное - это, само собой, многочисленные операции с парусами, хотя некоторые отмечали, что в этой серии они не слишком правдоподобны, но, поскольку не могу себя назвать специалистом в области парусного спорта, оставлю этот вопрос без рассмотрения. В общем, вы можете ставить, снимать паруса, осуществлять с их помощью различные маневры и так далее. Кроме парусов вы также будете руководить действиями экипажа, то есть изменять их положение для лучшего баланса, отдавать им приказы, само собой, все действия они будут выполнять у вас на глазах. Кстати, в игре на корабликах есть такое замечательное достижение цивилизации, как мотор; точнее, мотор-то есть, а вот с керосином хуже, да и мощности явно не хватает.
В Sail Simulator предусмотрен и автопилот, то есть, если вы его включите, лодка поплывет едва ли не сама, точнее, какие-то ее части будут работать без вашего участия, например, те же паруса. Проще говоря, предоставив компьютеру заботу о них, вы можете сконцентрироваться на других аспектах, таких как упомянутый мотор или руль. Если рассматривать в целом, то управление судном - дело весьма непростое, и вам потребуется немало времени, чтобы почувствовать все тонкости и научиться правильно выбирать момент какого-либо действия.
Сейчас скажу немного о погоде. Все, что полагается, типа там цунами и волн с пятиэтажное здание есть, причем в изобилии, да и к тому же они появляются в случайной последовательности.
Зато в легкое замешательство приводит практически полное отсутствие какого-либо сюжета. Ладно, даже не сюжета, просто цель игры вообще никак не оформлена: управлять парусником, конечно, интересно, только вот не понятно для чего, разработчики даже не потрудились сделать чемпионат. Нет и каких-либо последовательных соревнований: вы просто выбираете одно из мест заплыва и все - вперед, даже соперников толком нет, вернее есть, но они оказываются где-то вдалеке... Странно даже, Sail Simulator вроде как претендует на звание серьезной игры, а как она может увлечь надолго, если никакой связующей нити между этапами нет?
Графика нельзя сказать "слабая", но сравнения с Virtual Sailor она не выдерживает напрочь. Море программистам еще удалось в какой-то степени, но вот лодки явно не получились. Вернее, все бы ничего, но текстуры на корпусе или хоть какие-нибудь заметные детали отсутствуют как класс, теней нет и в помине, что очень сильно портит вид. Впрочем, это не относится к парусам и экипажу: в этом плане разработчики не подвели, люди выглядят, пожалуй, даже получше, чем в VS, да и паруса тоже сделаны неплохо. В то же время, анимация в игре до современных стандартов не дотягивает, хотя и плохой ее назвать нельзя. Зато "плохим" можно назвать кильватерный след и брызги, летящие из-под носа лодки: и то, и другое похоже сделано с помощью функции "копировать/вставить", причем сами брызги выглядят, как три плоских овала. По ходу игры мысль о том, ряд элементов игры ваяли с помощью Paint'а, не только не пропадала, но и наоборот, все больше укоренялась в моем сознании. Хватает и глюков, особенно меня удивил подводный вид, вернее то, что началось после возвращения камеры на поверхность. Зато суша, не отличаясь особым качеством, выглядит вполне симпатично. Игра трехмерна, но управление камерой сделано не очень удачно - слишком медленно она вращается.
Но и это еще не все. В очаровательном меню, есть опция, в которой можно изменить управление, но, поверьте, лучше бы ее не было. Я, плохо представляя себе, как можно контролировать компьютерный парусник с помощью чего-то еще, кроме клавиатуры и мыши был сильно удивлен, увидев в углу экрана настроек какой-то жутковатый механизм, который можно было бы обозвать джойстиком, но только при наличии буйной фантазии. Есть подозрение, что с ним управление будет более удобным, но, увы, за неимением этого чуда инженерной мысли пришлось довольствоваться стандартными устройствами... И оказалось, что это есть плохо. Управление совершенно неизменяемо, то есть, как "повесили" программисты какое-то действие на определенную кнопку, так оно навсегда и останется, а добрые разработчики сделали это очень неумело, так что запасайтесь валерьянкой: когда ваше корыто сделает очередной разворот на 180 градусов вместо легкого изменения курса, который вы планировали, она вам сильно понадобиться. Собственно, проблема в том, что управлять эффективно можно, только используя паруса, а операции с ними разнесены по клавиатуре без всякой логики, пока вы найдете что нужно, лодка будет уже в у другого континента. Привыкнуть, в принципе, можно, только лучше бы была возможность изменить управление по своему вкусу. Самое смешное заключается в том, что мышь и клавиатура вместе не используются, так и хочется спросить, почему? В общем, мучиться с корявым управлением вам придется долго, либо вы можете купить тот самый чудо-джойстик, о котором в справке для игры содержится целый раздел. Лучше бы там управление лодкой было бы поподробнее описано.
Приплыли...
Вот такой он, Sail Simulator 4.2. Есть у него плюсы, есть минусы, но общее впечатление не слишком благоприятное. Конечно, именно в плане симулятора он заслуживает высокой оценки, но из-за крайне неудачного "облачения" все достоинства отходят на второй план. Кто считает, что для такой игры главное не внешнее оформление, а имитация парусника, рекомендую вспомнить замечательный Су-27 Flanker 2.0, где все было хорошо, особенно в плане отражения действительности, да только вот нормальную кампанию разработчикам было делать лень, поэтому игра в целом получилась неинтересной, вот и здесь то же самое.
В общем, итог такой: идея - очень хорошая, симуляция - вразумительная, реализация - ниже среднего, плюс глюки. Любителям парусного спорта понравится в любом случае, тем более, что особого изобилия игр о море нет, мне же, как человеку от парусников и яхт весьма далекому, интереснее было бы увидеть приятную картинку и какой-нибудь чемпионат.