Отдых в горахЯ попрыгал на месте, пробуя крепления, гикнул и побежал навстречу солнцу, все наращивая темп, зажмурившись от солнца и наслаждения, с каждым выдохом выбрасывая из себя скуку прокуренных кабинетов...
А. и Б. Стругацкие, "Отель "У погибшего альпиниста" Любопытно, на сколько ладов смогут разработчики "наглядных менеджеров" перепеть тему парка развлечений? В чистом виде идея уже была эксплуатирована несчетное количество раз, а теперь пошла в розлив на коктейли. Есть аттракционы (здесь: лыжные трассы различной сложности и протяженности), есть люди (лыжники) которые их посещают за устанавливаемую владельцем парка плату и их отношение к окружающим пейзажам, есть разнообразный обслуживающий персонал и, самое главное, всяческие магазинчики и забегаловки, тоже приносящие доход. Можно к тому же расставлять по территории различные украшения, в принципе особой пользы не несущие, но улучшающие настроение посетителей. Согласитесь, душевный комфорт и гармония, обретаемая в результате созерцания дела рук своих, многого стоит!
Ski Park Manager 2003 - это, прежде всего, "менеджер с картинками", не требующий долгих размышлений над пугающими неофита длинными колонками цифр, длительных подсчетов и совершенного знания методов оптимизации и теории вероятности. Нет, здесь всё совсем не так, здесь все наглядно и интуитивно. Захотели зарабатывать побольше денег? Смело увеличиваем плату за вход. Недовольных посетителей задабриваем улучшением качества сервиса: здесь, как водится, можно щелкнуть по любому посетителю и увидеть весь его скудный набор мыслей в виде набора столбиков потребностей. Есть и другие нюансы, в частности - уровень сложности трасс, устанавливаемый игроком. Если на трассе начинает калечиться много людей, то нужно увеличить для неё показатель уровня сложности, чтобы не вводить лыжников в заблуждение. Или... или, злобно потирая руки, нанять побольше медиков. С персоналом тоже все логично и удобно: построили медпункт, значит, можете нанимать санитаров; собрали будку механиков - нанимаете ремонтников. Каждому работнику можно поставить задачи по обслуживанию определенных объектов, что мы уже тысячу раз видели в менеджерах различных направленностей, и это нас уже совершенно не удивляет и кажется привычным и обыденным.
Еще можно проводить рекламные кампании, привлекая на курорт определенные группы людей: молодых или старых, приверженцев традиционных лыж или экстремального сноубординга. Потом эти люди соответствующим образом экипируются в магазине, по необходимости проходят обучение в лыжной школе и - вперед, кататься! Ах да, они еще кушают и спят, тоже в соответствующих зданиях. Цикл повторить необходимое количество раз.
Что игру портит, так это отсутствие какой бы то ни было, пусть и самой завалящей мотивации. В Ski Park Manager 2003 деньги зарабатываются как будто сами по себе, без участия игрока. То есть, теоретически, можно наломать дров и уйти в минус, но на практике такая ситуация нереализуема. И в какой-то момент наступает скука. Все здания уже построены, причем не в одном экземпляре, а так, чтобы учесть все возможные случайности на трассах, в школе есть учителя на все возможные дисциплины, специалисты постоянно отправляются на переподготовку, в поселке тишь и благодать, нарушаемая лишь изредка ревом детей в коттеджах. Немного оживляют игру только резкие изменения погоды, да сходы снежных лавин. Причем, ликвидация последствий - дело налаженной работы экстренных служб, а совсем не игрока. Что еще интересней, игра не дает игроку разобраться с проблемами управления (ну, казалось бы, чего проще: заглянуть на страничку статистики) самостоятельно, а постоянно бубнит под локоть: "Хозяин, домов мало! Еще домов построй! Посетителей не устраивает уровень сервиса в магазине! Разберись!"
Получается, что игра способна существовать в автономном режиме и игрок ей, кроме как на начальном этапе развития парка вообще не нужен. Можно, конечно, плюнуть на советы электронного управляющего, не обращать внимания на строку в верху экрана и серьезно задуматься над еще более эффективными способами выкачивания денег из постояльцев, но... у играющего нет морковки, заставляющей заглядывать и двигаться дальше, не нужны ему эти миллионы долларов, которые ему предлагают заработать... Зачем? И так хорошо.
Можно, конечно, зарабатывать деньги ради того, чтобы посмотреть на новые типы зданий, которые появляются после исследований, на которые эти самые деньги нужно потратить, но здания тоже быстро заканчиваются (кстати, расчеты показывают, что сделать деньги легче на самых лучших вариантах зданий, что, согласитесь, есть логично)
Играть можно, по устоявшейся традиции, как в режиме карьеры, так и в заранее заданных условиях, обещающих приятные (и не очень) неожиданности. Вот так вот, красиво расставляя здания и прокладывая между ними дорожки различной степени ухоженности, мы зарабатываем деньги и накручиваем счетчик посетителей, совершенно при этом не обращая внимания на экраны статистики, явно здесь лишние...
...Лишние в этой красивой, начищенной, сверкающей и надушенной, но реально не несущей в себе новых идей и веяний игре. Сказать, что у Ski Park Manager совсем уж ничего нет за душой, будет неправдой, но получилась какой-то несерьезной, и я бы даже сказал, детской. Недаром в Ski Park Manager 2003 есть "Free mode", позволяющий без лишних заморочек сразу построить парк мечты.
Надо понимать, что игра рассчитана на определенный сегмент мирового (читай: американского) рынка игр. У бизнес-симуляторов такого рода обычно более или менее приличная заставка с неплохой музыкой, прекрасный эргономичный интерфейс... и все. Конечно, появление потока профессионально сделанных крепких середнячков - признак укрепления игроделанья как индустрии (да чего греха таить, тут давно уже крутятся крупные деньги), но сознавать, что век энтузиастов закончился давно - грустно; энтузиастов, ставших профессионалами - чрезвычайно мало, а для остальных это не более чем ремесло.