Закованный в броню. Еще раз нам предстоит проехать на непобедимых бронированных монстрах по полям сражений Второй Мировой войны. Казалось бы, что здесь особенного, таких игр море... Ну, в общем, да, но только вот не все из них сделаны для того, чтобы в сражениях участвовало как можно больше реально существующих лиц, то есть, игроков, объединенных общей целью и компьютерной сетью. Armored Assault, по идее, относится к жанру исторических танковых симуляторов, так что снова ждите нашествия "Пантер", "Тигров" и прочих зверей. Более того, и кроме танков в игре много всего интересного...
Концепция. Armored Assault - игра из разряда тех, что ориентированы почти исключительно на multiplayer, отсюда все достоинства и недостатки игры. Первое, что сильно удивляет - это отсутствие кампании вообще. Игра проходит так: вы выбираете технику, дислокацию, сторону, за которую будете играть (не немцы или союзники, а "зеленые", "синие" и пр.), карту - и вперед. Правда, есть в игре сценарии, в виде одной миссии, да только их шесть штук, видимо, программисты вставили их для очистки совести. Но зато присутствует очень неплохой редактор, так что вы лично можете создавать все, что необходимо. Сама игра - это, как правило, стенка на стенку, хотя есть и вариации, типа "захвати флаг". Кстати, существует тренировочный курс и режим быстрых сражений, где все уже установлено, вплоть до четко определенной цели. Главная прелесть игры заключается в возможности выбора техники, то есть вы можете участвовать в одном и том же сражении на самолете, танке и т.д.
Позволю себе сразу пройтись по явным недостаткам, чтобы потом не отвлекаться, тем более, что их не слишком много. Первый из них и, по моему мнению, самый серьезный - это интерфейс. Вы, конечно, можете со мной не согласиться, но я считаю, что когда вас встречает "скромное" меню из нескольких десятков опций, это не очень хорошо. Ладно бы эти опции вылезали по требованию игрока, но ведь от них никак нельзя избавиться, перед каждым стартом вам предстоит проделать целую кучу операций, которые, прямо скажем, не способствуют хорошему восприятию.
Вторая "засада" - это управление. За такой подбор клавиш, действий джойстиком, мышью и сочетаний всего этого, программистов нужно судить. Во-первых, наличие джойстика является жизненной необходимостью: с клавиатуры управлять можно, но сложно, а в случае с самолетами вообще малореально. Впрочем, покажите мне того любителя симуляторов, который еще не обзавелся джойстиком. Во-вторых, в танках нужно перемещаться и стрелять одновременно, с удобствами можно заниматься только чем-то одним. Здесь сильно помогает наличие "автопилота", в основном это касается сценариев: вы занимаете место наводчика и стреляете во все, что шевелится, а компьютер пусть думает над передвижениями - у него голова большая. Проблема в том, что там, где нет сценариев (читай - заданных маршрутов), автопилот не особенно помогает.
Танкодром. Что очень сильно порадовало в игре - так это разнообразие всего того, на чем можно воевать. Вот наиболее колоритные представители местного музея: немецкие Pz-IV (есть несколько модификаций и все они относительно поздние), "Пантера", "Шерманы" и их многочисленные модификации, самолеты U-87, кроме того, куча бронемашин, легких танков и самоходок... Слышу вопрос: а где же советская техника? Ну, как вам сказать... Есть тут советская техника, есть... Т-34 называется, да еще и в самой первой модификации... И все, о существовании других советских танков или самолетов, разработчики, я полагаю, не знали. Эх, был бы у меня в этой игре ИС-2 или хотя бы КВ, я бы всех там порвал на портянки, но - увы. Да что там КВ, хоть бы БТ-7 был для разнообразия...
Ладно, теперь о том, что со всем этим можно делать. Прежде всего, вы можете выбрать для сценария любой из доступных образцов техники, более того, для некоторых из них можно выбрать и тип боекомплекта. Что касается самой игры, то у вас будет возможность почувствовать себя на месте любого члена экипажа танка (кроме разве что заряжающего), поскольку игрок может свободно перемещаться с места на место, при этом остальных членов экипажа будет замещать компьютер. Никаких великих сложностей при этом не возникает: завели машину, поехали в сторону врага, навели на него перекрестие прицела и нажали на кнопку - все. Единственная проблема, в том, что и тактических маневров на земле толком выполнить нельзя: вы, конечно, можете попробовать спрятаться за холм, да только пока вы это сделаете, обломки вашего танка пионеры уже в металлолом сдадут - слишком уж они тут медленно передвигаются.
Но оставим в покое несчастные танки и перенесемся с земли в небо, в чем нам сильно помогут самолеты. Всего их в игре три, причем два из них - это U-87, просто разные модификации, плюс один американский истребитель. В отличие от езды на танках, летать в этой игре весьма сложно, особенно это касается выхода на цель - вам потребуется все ваше умение, чтобы провести четкую атаку, тем более, что в вас еще и стреляют. Отрадно, что на самолетах вы можете применять все оружие, которое он имеет, включая кормовую турель немецких пикировщиков (хотя для этого игроку придется сесть на место стрелка). Кстати, есть три режима полета: аркада, реалистичный и золотая середина - честно говоря, учитывая особенности игры, наиболее приемлем режим аркада.
Раз уж речь зашла о реализме, стоит прояснить вопрос о ценности Armored Assault как симулятора. Скажем так, если оценивать его именно с этих позиций, рейтинг игры составил бы что-то около 40 баллов. Нереалистичная работа с прицелом, отсутствие влияния на стрельбу погодных условий, фантастическая живучесть и ошеломляющий эффект пулеметного вооружения, которое производит такие разрушения, что и пушка не нужна. Это далеко не все. Тем не менее, конечно, некоторые черты реальности в игре присутствуют, так что чистой аркадой назвать ее сложно, но и до почетного звания симулятора она не дотягивает. Кстати, играть предстоит, в основном, глядя на происходящее изнутри - внешний вид есть, но толку от него мало. Это привело к тому, что игрок сможет почувствовать все прелести службы на танке "Шерман", водителю которого вообще ни черта не видно, ни впереди, ни с бортов.
Графика. В плане графики, музыки и тому подобных моментов эта игра относится к типу "чистенько, но бедненько". Графика не впечатляет, если не сказать больше. Детализация техники крайне невысока, ландшафты тоже не особенно порадовали, а пролетающие снаряды выглядят как многоугольники. К тому же такая вещь, как динамическое освещение в игре почти отсутствует. С другой стороны, несмотря на весьма бледную детализацию, очень порадовали самолеты, особенно кабины, хотя приборы там нарисованы исключительно "чтобы было", но все равно, летать приятно.
Еще одна вещь, за которую разработчиков нужно похвалить - это взрывы и дым. Ну, с дымом все ясно - его много, выглядит более-менее, так что здесь все нормально. А что касается взрывов, то они ничем особенным в плане отрисовки не отличаются, но сделаны достаточно оригинально и поэтому получается очень симпатично: на месте попадания снаряда встает нехилое зарево, которое мгновенно перерастает в клубы дыма с летящими из всего этого комьями земли, а затем все это исчезает. Кстати, неплохо выглядят и пожары, а вид горящей техники так просто явно удался. Единственная проблема - танки горят, конечно, красиво, да вот только никаких промежуточных повреждений на них нет. То есть, я, конечно, не знаю, собирались ли разработчики вставлять в игру такие мелочи как, например, отказ двигателя или разрыв гусениц, но у меня танк либо сразу взрывался, либо ему вообще все было фиолетово, даже прямое попадание из танковой 76-мм пушки с расстояния метров 50, хотя снаряд точно должен был пробить не особенно крепкую броню Pz-IV, а, следовательно, что-нибудь повредить. Я уже не говорю о том, что на внешнем виде техники попадания никак не отражаются: даже если ваше средство передвижения поймает десяток снарядов, оно все равно останется c иголочки, с чистой броней и свежей краской. Хотя не всегда: однажды моему танку сорвало башню, что, впрочем, мало сказалось на его боеспособности, только пушку потерял, а так все хорошо. Кстати, в отличие от снарядов, симпатично смотрятся трассеры - нереалистично, но очень весело.
В общем, в плане технической проработки проекта программисты честно заслужили оценку "три", но не более: графика на уровне 1999 года, музыка и анимация - еще древнее, делаем снисхождение, учитывая, что игра, в основном, многопользовательская, плюс, несмотря ни на что, картина не такая плохая - играть можно. Работа программы стабильна, хотя переключаться по Alt+Tab крайне не рекомендуется - выдает сообщение об ошибке.
Вывод. Конечно, специфическая концепция не способствует всеобщей популярности, да и особенности российского государства, в котором выделенные линии - вещь достаточно редкая, а локальные сети не отличаются размахом, тоже не добавят поклонников, но... При всех недостатках, у игры есть немало плюсов: разнообразная техника (еще бы пехоту...), возможность создавать собственные сценарии, десятки разнообразных вариантов игры, плюс возможность легко дополнять игру, скачивая моды из Сети. Тем не менее, графику хорошо бы подтянуть, да и от одиночной кампания я бы лично не отказался, но для сетевых баталий игра весьма и весьма неплохая, так что вновь садимся за рычаги "Шермана" и едем крошить немцев на необъятных просторах игрового мира.