Автомобильные войны Удивительно, что после первого Carmageddon'a - фактически идеальной игры в жанре "автомобильных войн" - фактически никто не повторил его успешную формулу (включая и самих ее создателей - последующие версии Carmageddon'a оказались заметно хуже, впрочем, нынче речь не о них). Причем я говорю не о садистско-маньяческой составляющей с задавливанием пешеходов, а о собственно разборках между машинами. Большие и разнообразные арены, качественная (причем как физически, так и визуально) модель повреждений, возможность мгновенно чиниться за деньги, зарабатываемые тараном и уничтожением других автомобилей - что еще нужно для играбельности? Но увы. Разработчики "ездилок" пытаются изобрести что-то иное, а в результате получается либо слишком сложно, либо слишком скучно. Monster Jam: Maximum Destruction от High Voltage Software пытается балансировать посередине, и надо сказать, ему это вполне удается.
Вдохновлял авторов, судя по всему, не Carmageddon, а Moster Truck Madness. Соответственно, все машины в игре (а их 26, плюс еще столько же "чемпионских" версий тех же моделей, которые вы получаете, выигрывая чемпионаты) - это внедорожники на таких больших-больших колесах. Каждая из них имеет четыре базовых характеристики - мощность двигателя, максимальное развиваемое ускорение, маневренность и сцепление (traction). Чемпионские версии отличаются от обычных тем, что у них все эти параметры чуть побольше (на одинаковую величину). Вообще от модели к модели эти параметры варьируются незначительно, так что, в общем-то, практически все равно, какую из них выбирать (зато радует, что доступны они все сразу, кроме чемпионских, конечно).
Физическая модель, естественно, куда ближе к аркаде, чем к симулятору. Повреждения отображаются визуально (хотя выглядят не особенно впечатляюще), но на поведение машины не влияют (пока "здоровье" не упадет до нуля, разумеется). Перевернуться, похоже, нельзя в принципе (по крайней мере, мне не удалось). В стены можно долбиться без большого вреда для себя, другие объекты, включая каменные колонны, вообще сносятся на ура (и за это дают очки, точнее, деньги) - чревато только столкновение с себе подобными. Причем сложного алгоритма, по которому определяется степень повреждения участников столкновения, я так и не просек. Бывает, долбишься в него, долбишься, у тебя жизнь уменьшается, а ему - хоть бы хны. Или из жуткой кучи малы выезжаешь почти без повреждений... Хуже всего, впрочем, откровенный мухлеж, когда недобитый враг вдруг умудряется починиться. То есть в принципе чиниться в игре можно, хотя сделано это весьма неудобно - надо подбирать соответствующие бонусы, которые имеются на арене изначально и, будучи подобранными, снова уже не появляются (то есть никаких способов заработать на починку в процессе разборки не существует). Но я не раз наблюдал, как почти уничтоженный противник вдруг снова становился здоровым, пока я гонялся за ним по помещению, где никаких таких бонусов не было!
В общем, получается, что таранить супостатов - себе дороже обойдется. А единственный эффективный способ борьбы с ними - оружие, которое также подбирается в виде бонусов. Причем, когда вы подбираете новое оружие, предыдущее у вас пропадает. Его несколько видов, самый бесполезный, пожалуй - в виде молнии (оно, похоже, стреляет прямо по курсу). Прочие наводятся на цель (если цель в пределах видимости; причем, если таких целей несколько, игра сама решает, какая из них будет вашей) и делают свое дело довольно-таки неплохо - только, с учетом вышесказанного, врага надо гасить одной очередью. (Боезапаса хватает максимум на две машины.)
Как полагается, в игре имеются чемпионаты (аж три вида) и отдельные заезды, часть из которых представляет собой те же режимы, что и в чемпионате, но на одной арене, а часть - самостоятельные "мини-игры" (Mini-Games). "Чемпионатных" режимов три: Deathmatch (выигрывает, понятно, последний выживший), Cash Grab (надо за фиксированное время собрать определенное количество специальных бонусов) и Points (надо за фиксированное время собрать заданную сумму денег - деньгами награждают за любое разрушение, будь то другой машины или валяющегося на дороге ящика; понятно, что забитие машины оценивается дороже). В чемпионате это делается на восьми аренах подряд, после чего вам дают чемпионскую машину (версию той, на которой вы проходили чемпионат - менять ее в процессе нельзя), и цикл повторяется. Записываться можно после каждого заезда. Также в чемпионате, в отличие от отдельных заездов, заработанные на каждом этапе деньги вы можете тратить на апгрейд своей машины по нескольким параметрам - шины, двигатель, трансмиссия и т.п.
Мини-игры более разнообразны. Они разыгрываются на своих собственных аренах. Две из них представляют собой гонки (одна - круги по стадиону с кучей всевозможных ям, бугров и валяющегося под колесами мусора вроде корпусов старых машин, вторая - гонки по дну извилистого каньона от точки старта до точки финиша). В первом виде гонок можно использовать оружие (правда, единственное доступное - та самая дурацкая молния). Еще два вида мини-игр - разборки на двух разных стадионах, с оружием и без. В одной мини-игре надо спихнуть с маленького островка в бездну всех противников (или подождать, пока сами свалятся). Еще в одной - выступая в одиночестве, всяческими кульбитами и таранами объектов на упомянутом стадионе заработать за короткое время довольно значительную сумму (у меня не получилось даже на низшем уровне сложности - всего их, кстати, три).
Все эти игры - действительно мини, то есть кончается все быстро, и интерес к ним пропадает тоже быстро.
Впрочем, восемь чемпионатных арен тоже не впечатляют размерами. Даже после того, как вы протараните все разрушаемые стены и заборы и получите доступ во все скрытые области (а без них вы вообще крутитесь на каком-то пятачке). При этом, однако, один из заездов в режиме deathmatch мне так и не удалось доиграть до конца, потому что на столь ограниченном пространстве мне так и не удалось найти последнюю недобитую машину! Похоже, это был просто глюк. Кстати, что чрезвычайно неудобно - в игре нет ни мини-карты в углу (исключая, правда, гонки по каньону), ни стрелки, указывающей на вражеские машины. Некие указатели (для каждой машины - своего цвета) появляются, но лишь когда враг находится совсем рядом.
Графика средненькая. Не сказать, чтобы отстой, но по современным меркам - ничего выдающегося. Хотя минимальный джентльменский набор в виде бликов стекол, грязи из-под колес, огня и дыма имеется. Корпуса, как я уже упоминал, мнутся едва заметно, стекла не бьются. Местность страдает угловатостью, вода хоть и прозрачная, но не реалистичная. Все виды - от третьего лица, кокпитов, естественно, нет. Максимальное поддерживаемое разрешение - 1024*768. Зато, правда, все это очень шустро летает на достаточно скромном железе.
Что бы еще хорошего про игру сказать? А, вот: клавиши переопределяются. И можно играть вдвоем за одной машиной - один с клавиатурой, другой с джойстиком. Правда, джойстик должен иметь кучу кнопок.
Ну а в общем и целом, раздражения она у меня не вызвала, интереса повышенного тоже, хотя если учесть практически полное отсутствие внятных последователей славного дела Carmageddon'а, можно смело прогнозировать весьма светлое будущее Monster Jam: Maximum Destruction.