Не пытайтесь это повторить на улицах города Серия Test Drive - одна из самых старых и обширных в жанре "ездилок", но, строго говоря, серией, то есть последовательностью более-менее схожих по концепции игр, ее можно назвать лишь достаточно условно. Фактически, под одной и той же маркой в разное время работали разные фирмы (сейчас это британская Pitbull), выпускавшие разные игры. Очередной Test Drive ухитрился даже потерять порядковый номер в названии, подчеркивая этим отсутствие логической преемственности с предшественниками. И если среди прошлых игр попадались обладавшие неплохой физической моделью, то нынешняя, несмотря на реальные марки машин - чистая аркада.
Судите сами: разные модели машин различаются только максимальной скоростью и ускорением (нет даже такого параметра, как маневренность!), модель повреждений отсутствует как класс, настроек и заменяемых деталей никаких, кокпит отсутствует (хотя переключиться на вид от первого лица можно). Физическая модель свидетельствует разве что о том, что разработчики проходили в школе закон сохранения импульса для упругого соударения. То есть, если вы врезаетесь во что-то массивное или просто надежно закрепленное и не ломающееся (интересно, что не ломающимися являются маленькие столбики или деревья, в то время как фонарные столбы переламываются, как спички, фактически не задерживая ваше продвижение) - вы отлетаете назад, тем дальше, чем больше была ваша скорость (если столкновение было не лоб в лоб, а углом, вас при этом еще покрутит). Если вы врубились во что-то легкое и имеющее скорость заметно меньше вашей, оно улетает вперед, а ваша скорость несколько уменьшается. Вот и вся физика. Ну и еще, если резко переключиться с заднего хода на передний, колеса визжат и проскальзывают, а машина плохо слушается руля.
Забавный штрих - в начале игры выводится специальное предупреждение, что, мол, все машины тут фиктивны, и не вздумайте вытворять такое в реальной жизни. Я давно уже злобствовал на тему, как было бы здорово, если бы жертва ДТП предъявила иск к создателям очередной игры, где машины внешне и по названиям совпадают с реальными, но модель повреждений отсутствует - надо полагать, такой иск и впрямь кто-нибудь подал, раз появилось такое предупреждение. Всего машин, кстати, 24, из них, как обычно, изначально доступны далеко не все.
Игра во многом напоминает Midtown Madness - та же идеология гонок по улицам реальных городских кварталов (в Test Drive представлены районы четырех городов - Сан-Франциско, Лондона, Токио и Монте-Карло), тот же цивильный трафик (то есть машины мирных граждан) и преследующая вас полиция, те же пешеходы, которые резво убегают и прыгают из-под колес, но которых невозможно задавить (прижимаясь к стене, они оказываются плоскими и неуязвимыми)... Не удивлюсь, если Test Drive сделан на том же, разве что слегка переработанном, движке; графика тоже похожа, хотя вообще большинство современных ездилок имеет похожие атрибуты, такие как реалистично выглядящие здания, блики на стеклах и свет фар. Правда, в Midtown Madness была модель повреждений, да и вообще машины вели себя реалистичней... С точки зрения железа игра более критична к памяти, чем к процессору; новые трассы долго грузятся, и, если у вас меньше 256М RAM, во время езды периодически возникают торможения, впрочем, не очень страшные.
Все заезды имеют ограничение по времени, причем время дается не на всю трассу сразу, как в Carmageddon'е, а до следующего чекпойнта (сэкономленные секунды суммируются с добавляемыми при прохождении чекпойнта). Бонусов, добавляющих время, фактически нет - не считать же таковыми прыжки с кое-где попадающимися на улицах трамплинов, прибавляющие либо 2, либо 5 секунд (притом, что летите вы медленней, чем едете). Потерять время, кроме как в результате столкновений, можно перевернувшись (это, впрочем, тоже случается в результате столкновений; вас снова ставят на колеса, но с некоторой задержкой), либо из-за действий полиции. Когда полицейской машине удается протаранить вас четыре раза, вас останавливают на три секунды.
Как водится, вы можете погонять по городам как в нескольких режимах индивидуальных заездов, так и в чемпионате, который, однако, на сей раз имеет форму обладающей сюжетом кампании. Заезды бывают пяти типов: Linear (гонка из точки А в точку Б с отображением карты в левом верхнем углу), Navigation Challenge (то же самое, но без соперников и без карты - нужно просто уложиться во время, хотя это не так уж "просто"), Cirquit (круговые гонки по улицам, число кругов - три), Drag Race (гонки драгстеров, весь смысл в том, чтобы вручную переключать передачи) и Cop Chase (вы в роли полицейского, должны по четыре раза протаранить каждую из шести машин прежде, чем они доедут до финиша). Изначально во всех этих режимах вам доступна лишь одна трасса в Сан-Франциско. Правда, есть еще отдельный режим Quick Race, в котором можно выбрать несколько заездов типа Linear или Cirquit в разных городах.
В режиме кампании (Underground) вы выступаете в роли Денниса Блэка (Dennis Black), крутого водителя, оказавшегося, однако, на мели. Вы получаете предложение от Дональда Кларка (Donald Clark), члена клуба, устраивающего подпольные гонки без правил на улицах города. Кларк попал в аварию и из-за травм не может участвовать в очередных заездах, но призовых денег упускать не хочет, а потому предлагает вам подменить его: он дает вам машину (изначально вы можете выбирать лишь из двух автомобилей в кампании и из шести - в режиме отдельных заездов), а вы делитесь с ним выигрышем. Собственно, реальных денег в игре нет - они упоминаются только как элемент сюжета в межмиссионных диалогах ("за первое место ты получишь $10000, за второе 7000, за третье 5000"). В игре есть и другие персонажи, кроме Кларка - ваши соперники; помимо межмиссионных диалогов (фиксированных сценарием, то есть вы ничего не выбираете), они общаются с вами и на трассе - когда вы кого-нибудь из них обгоняете или он/она обгоняет, появляется экранчик, с которого соответствующий персонаж высказывается в ваш адрес. Впрочем, с забавностью реплик первого Carmageddon'а это и рядом не стояло...
В большинстве заездов вам надо прийти хотя бы третьим; это дает вам возможность двигаться дальше. Правда, если на всех городских трассах приходить первым, вас премируют сразу кучей новых машин и доступом ко всем трассам этого города в режиме отдельных заездов - во всяком случае, так обстоит дело в приставочной версии; поскольку мне этот подвиг не удался, не могу гарантировать, что это так и в PC'шной, хотя, скорее всего, так. Еще один способ пополнения своего гаража - вызовы, которые вам периодически бросает кто-то из персонажей. Если вам удастся его обогнать, вы получите его машину; правда, на кон при этом ставится и ваша, но реально вы ничем не рискуете - неудачный заезд всегда можно переиграть, либо сразу (Restart the Race), либо загрузившись из записи. Писаться, кстати, предлагается все время в одну запись, что не очень хорошо, хотя и не слишком неприятно.
Что, однако, неприятно, так это сами заезды. Не скажу, что они в принципе непроходимы, но они напрягают. Причем не столько даже из-за крутизны соперников (их обогнать вполне реально, хотя на старте они резво уходят в отрыв), сколько из-за сложности трасс как таковых. Я два дня промучился с самой первой трассой кампании, на которой вообще нет соперников (правда, нет там и карты в углу, по которой можно заранее прикинуть будущие повороты). Да, если проходить трассу идеально, ни во что не врезаясь и не сбрасывая скорости без крайней необходимости - времени хватает с хорошим запасом. Но пройти ее идеально, пока не выучишь каждое проблемное место (а это не только крутые повороты, но и выезжающие из-за угла грузовики, трамваи и т.п.), весьма затруднительно. Линейные трассы опаснее круговых, поскольку круги-то одинаковые, их легче запомнить. В режиме кампании перед каждой трассой дается опциональная возможность попрактиковаться. Я, конечно, летчик, а не гонщик, и, возможно, фанату "ездилок" трассы покажутся не такими уж сложными. Но, тем не менее, были гоночные игры, которые и я проходил до конца. Выбор уровня сложности отсутствовал. Так что выясняйте сами, чем там у Блэка с Кларком дело кончилось...