И чтоб никто не догадался... Есть у игр, посвященных автогонкам, одно неоспоримое преимущество, которое и заставляет самые разные фирмы выпускать их одну за другой - гарантированная популярность. В наш "продвинутый" век, когда жизнь большинства людей проходит по маршруту "дом - работа - дом" с незначительными отклонениями от траектории, необходимость острых ощущений чувствуется все сильнее и сильнее. А что может встряхнуть лучше, чем гонки на полуфантастических, кажущихся пришельцами из будущего, болидах, на которых взлететь легче, чем удержаться на земле. Поэтому и пользуются такой популярностью разнообразные "формулы". А благодаря компьютерным играм в автогонках могут принять участие все желающие, без ограничения пола и вероисповедания.
Вообще говоря, любой человек, неровно дышащий к автоспорту, увидев название Racing Simulation, должен, по крайней мере, живо заинтересоваться многообещающей надписью. А, увидев на обложке знакомые до боли очертания болидов, характерные антикрылья и воздухозаборники, человек почти наверняка за этот диск ухватится. А я же пока расскажу о тех сюрпризах, как приятных, так и не очень, которые ждут виртуальных гонщиков.
Если коротко, то это яркий пример того, как разработчики стараются с минимальными финансовыми затратами получить максимальную прибыль. Нет-нет, не пугайтесь, речь идет вовсе не об экономии на разработке и малобюджетной поделке, а всего лишь об отсутствии у разработчиков такого непременного для любого фаната "королевы автоспорта" атрибута, как лицензия на использование реальных имен и названий. Racing Simulation 3 - это, так сказать, неофициальная "Формула-1", с перекрашенными болидами, измененными именами гонщиков и, естественно, другими трассами (ну, не совсем другими, но все же...).
Итак, начнем. Концепция игры, в общем, вполне стандартная: есть команды, есть машины, есть трассы, и все это переплетается в разных сочетаниях, образуя несколько режимов игры. Кроме классического чемпионата и одиночных заездов, есть в RS3 весьма интересный режим - сценарии. Суть в том, что вы получаете определенное задание и идете его выполнять... То есть, например, вы должны игнорировать какой-либо флаг или заехать на пит-лейн в конце гонки и т. д. Всего сценариев удалось насчитать около восьми, и все они отличаются тем, что вы можете забыть о нормальном "Гран-при", равно, как и о квалификации. Вообще говоря, если бы такая вещь появилась в игре именно о "Формуле-1", я бы долго возмущался, но здесь подобные сценарии смотрятся весьма органично, поскольку преследуемая цель - маскировка действительности. Кстати, играть в этих сценариях весьма интересно.
Теперь о реализме и физической модели. Начнем с повреждений. Во-первых, они есть, что уже радует. Можно повредить подвеску, сжечь двигатель, сломать коробку передач, разбить собственно машину, но выглядит это все не слишком эффектно. Есть очень интересный момент в виде отказа электроники - это уже оригинальнее. Отсутствие лицензии породила изменения в облике болидов, хотя различия с реальными машинами не столь очевидны: иная форма воздухозаборников, дефлекторов и т.п. Болиды, скорее, стали похожи на те, что стартуют в серии CART, чем на Ф-1. Само собой, у них другая расцветка и названия, хотя, например, цвета одной из команд очень сильно смахивают на Sauber двухлетней давности. Есть и мелкие изменения в правилах: например, скорость на пит-лейн ограничена 80 км/ч и что-то не слишком понятное произошло с канавками протектора на шинах. Кстати, технические характеристики машин здесь хоть и не одинаковые, но особых разрывов между ними нет. Лица пилотов также отчасти напоминают свои "прототипы".
В трассах изменений еще меньше, и все они носят косметический характер, а трассы в Бразилии и Испании, по сути, остались нетронутыми. Есть декоративные моменты вроде других трибун и отсутствия отдельных некоторых элементов конструкции. Всего трасс 16. Есть и Индианаполис, но на мой субъективный взгляд, лучше бы его не было - хотя это, конечно, дело вкуса.
Что касается управления и поведения автомобиля, то здесь все очень даже достойно. В целом, поведение болидов на трассе чем-то похоже на F1 2002 от EA Sports, но управлять несколько проще - машина лучше держит дорогу, не так сильно изнашивается резина при экскурсиях в гравий и так далее. Само собой, на поведение машины оказывают влияние и погодные условия типа дождя, но больше всего на него влияют опции, где можно поставить аркадный либо реалистичный режим, с множеством промежуточных стадий. Еще одна деталь, которая разработчикам явно удалась - это настройки. Для любителей копаться внутри автомобиля они будут настоящим подарком: изменять можно очень многие параметры, начиная от банального выбора угла наклона антикрыльев и заканчивая хитрыми настройками коробки передач. Все изменения отражаются на поведении болида, причем отражаются очень неплохо, то есть вы легко почувствуете результаты своих трудов.
Самое веселое в игре - это искусственный интеллект. Ездят соперники совсем неплохо, но агрессивность AI практически равна нулю. Более того, ваши противники панически боятся обгонов. Как показала практика, компьютер может предпринять какие-либо атакующие действия, только если вы явно откроете ему траекторию или сделаете еще что-нибудь подобное, все мелкие ошибки вам прощаются, даже если оппонент явно быстрее. Да и пойдя на обгон, AI не проявляет должного упорства: сделайте легкое движение в сторону атакующего болида - и его виртуальный водитель мгновенно прекратит обгон. С другой стороны, защищается компьютер очень неплохо, порой в подобных играх мне даже нравится стартовать с последнего места, чтобы обгонять побольше. Пока вы висите на хвосте, противник старается сделать все, чтобы не дать вам возможности для обгона: всегда сохраняет идеальную траекторию, не дает себя перетормозить и т. д. Но самое интересное - это момент, когда вы все-таки атакуете и входите в поворот рядом с болидом противника. В этот момент AI проявляет две свои особенности - потрясающее упорство и еще более потрясающую осторожность. Это едва ли не единственная "формульная" игра, где можно обгонять и вступать в силовую борьбу, не опасаясь тарана: компьютер здесь никогда не позволит себе что-то подобное, только если вы сами пойдете на столкновение. Очень интересно выглядит процесс обгона на круг с вашей стороны: компьютер так шарахается в сторону, как если бы вы обгоняли его на танке, кажется, что сейчас он съедет на обочину и остановится.
Теперь немного о графических красотах. В этом аспекте Racing Simulation 3 достоин однозначной похвалы. Кроме надлежащей детализации, можно отметить внешний вид асфальта: действительно хорош, особенно под дождем. Плюс, меня очень порадовал вид из кокпита, различный у каждой из машин, особенно в плане рулей. Трассы тоже смотрятся на уровне: много запоминающихся деталей, приятные фоны - все это уже видено не раз, но все равно достойно. Прекрасно сделаны спецэффекты, как погодные, так и те, что порождаются происходящими на трассе событиями. Великолепно выглядит пламя из-под капота двигателя, в этой игре, вообще моторы горят, как танки под Сталинградом. Нормально выглядят деревья и зрители - по крайней мере, не квадратные. Очевидных изъянов у графического исполнения нет, хотя не могу сказать, что это лучшее из того, что я видел. Добавьте к этому добротную анимацию и солидный звуковой ряд - и получится вполне обнадеживающая картина.
В общем, вывод такой. Сам по себе продукт исполнен очень неплохо, все необходимые элементы на месте. Особенно удачны настройки, нельзя не отметить и оригинальность в плане сценариев. Добротная графика и удобоваримое управление (даже можно обойтись без руля - машина управляется с клавиатуры очень неплохо). Так что, если вам не претит сама идея участия в замаскированной "Формуле-1", игра вас наверняка порадует.