Доброе утро, Вьетнам! Одной из "вечных" тем для компьютерных игр остается война во Вьетнаме. Именно в те не такие уж и далекие времена переносит нас детище Digital Reality - тактическая стратегия в реальном времени "Platoon: The 1st Airborne Cavalry Division in Vietnam". Перед выходом разработчики обещали совершенно уникальный графический движок с отличной анимацией и реалистичные бои. В последнее время, увы, нередко пресс-релизы оказываются гораздо интереснее самой игры, и вдвойне приятно, когда игра не только оправдывает ожидания, но и где-то превосходит их - Platoon как раз из числа последних. Игра охватывает период с 1965 по 1968 года, воспроизводя реальные исторические события, предлагая вам принять в них участие в роли скромного командира взвода.
В Сайгоне все спокойно
В игре Platoon нам предстоит взять под свой контроль едва прибывшего на настоящую войну, совсем еще неопытного сержанта Мартина Линсдейла. Полный иллюзий о романтике службы и слабо представляющий себе реалии боевых действий, он оказывается в эпицентре событий, которые очень быстро изменят всю его жизнь. Особенность здесь в том, что игроку удается наблюдать за процессом изменения взглядов главного героя, причем в игре масса драматичных моментов, а лихо закрученный сюжет дает дополнительный стимул к прохождению миссий. Например, мы наблюдаем развитие отношений Мартина и его жены. Чтобы дать игрокам возможность лучше почувствовать и понять все происходящее, так сказать, изнутри, разработчики перед каждой миссией вставили своеобразное "послание" Линсдейла, в котором, кроме деталей предстоящей операции содержаться и его размышления о происходящем. Чем-то это напомнило "дневник" в Operation Flashpoint, только в Platoon он гораздо более подробный, и если объединить все в один текст, получится немаленький и весьма увлекательный рассказ, в котором мы будем непосредственными участниками всех основных событий.
Мартин Линсдейл - это отнюдь не незримая абстракция, изредка посылающая нам умные мысли, а вполне конкретный человек, которого мы будем постоянно видеть почти живым, то есть на экране. Он будет одним из бойцов группы, и его гибель, очевидно, приводит к проигрышу миссии, что вполне логично.
Понятно, что без модных в нынешнее время ролевых элементов Platoon обойтись никак не мог, так что настройтесь на максимально эффективное выполнение миссий. Командир, который в битве за какую-нибудь канаву положит половину отряда, вряд ли быстро поднимется по служебной лестнице, да и вообще, подчиненных нужно беречь, их мало, а врагов много. Я это все к тому, что при успешном выполнении миссий с минимальными потерями вы заслужите себе пару лишних звездочек на погоны, а значит и право командовать большими силами. Со временем вы сможете объединить под своим командованием до тридцати самых разнообразных юнитов (то есть, полный взвод), что поверьте, очень немало, тем более, что управление даже пятью боевыми единицами - дело весьма непростое. Точнее, до тридцати обычных юнитов, а ведь есть еще и специальные типа гранатометчиков, саперов, снайперов, да и бронетехника присутствует. Кстати, способности Линсдейла тоже растут, хотя заметить это сложнее - экрана с умениями в игре нет.
Приказано выжить
В плане собственно игры, Platoon чем-то напоминает Commandos. И здесь жизненно необходимо выискивать уязвимые места в обороне, находить лучшие маршруты передвижения и в каждом конкретном случае использовать что-то особенное. Особенность игры в том, что противник, как правило, имеет количественное, а иногда и качественное превосходство, предпочитая наваливаться большой толпой. Метолом проб и ошибок мне удалось выработать жизнеспособную тактику групповых перебежек: первая группа ползком перемещается к ближайшей позиции в кустах и занимает ее, приготовившись к отражению атаки, после чего вторая группа передвигается под прикрытием к следующему участку и так далее. Альтернативы этому действенному методу я не нашел, а уж ходить широким фронтом или бегать трусцой настоятельно не рекомендуется. Даже когда под вашим командованием будет относительно крупное формирование, столь любимая всеми поклонниками стратегий тактика "навала", когда толпой юнитов сметается любая оборона, в корне не применима - врагов все равно больше. И помните, что строительства базы здесь нет, вы можете рассчитывать только на те силы, которые заботливое командование предоставило вам в начале миссии и лишь изредка - на приятные сюжетные сюрпризы (например, в одной из миссий вы найдете миномет).
Все войска в игре можно условно разделить на группу поддержки и основные силы, плюс сам Линсдейл. О юнитах поддержки разговор особый, а что касается остальных - это отделения солдат, вооруженных М-16, по 5 человек в каждом. Управлять вы будете всей группой, а не по отдельности, и, по большому счету, это обыкновенное пушечное мясо, которое в первых миссиях используется для решения огневых задач, а позднее - для разведки. Ключевые фигуры здесь - специальные войска, обладающие особыми способностями и вооружением, именно они делают игру интересной, поскольку именно при их грамотном использовании можно иногда обойтись вообще без потерь. Ими вы будете управлять уже по одиночке, на миссию обычно выделяется от силы пара "специалистов". Это саперы, гранатометчики, снайперы, пулеметчики и так далее. Сапер умеет снимать мины и бросать гранаты (остальные бойцы их почему-то не имеют), но при этом он весьма посредственный боец. Пулеметчик наделен повышенной дальностью стрельбы и просто убойной силой, а снайпер в состоянии уложить врага с расстояния в сотню метров. Само собой, у таких бойцов есть сильные и слабые стороны, почти все они медленно двигаются, некоторые не могут залечь или стрелять стоя. Особенно порадовали гранатометчики: при умелом использовании можно сотворить на отдельно взятом участке карты мини-Хиросиму, если гранат хватит. Гранатометчиков, кстати, несколько видов.
Есть еще два момента, которые вносят очень серьезные коррективы в игру: тип растительности и усталость. Дело в том, что в зависимости от территории вашим бойцам добавляются очки к защите, то есть, например, в кустах в них сложнее попасть, да и заметить. Еще одна особенность - усталость бойцов, если изматывать их длительными марш-бросками, толку от таких вояк будет немного. Особенно это касается бойцов с тяжелым вооружением, некоторые их них бегают медленнее, чем иные ходят.
Интересно реализованы перестрелки: вы не увидите врага, если ваши бойцы не повернулись к нему лицом. В бою нельзя быть слепым, вертите головой во все стороны, иначе не успеете даже понять, откуда велся огонь. Интерфейс в целом весьма удобен: отряды "подвешены" на функциональные клавиши F1, F2 и т.д., кроме того, вы можете объединить отряды в группы и обозначить их обычными цифрами - иногда полезно. Стандартный набор команд: лечь/встать, бежать, атаковать, залезть в технику, плюс специальные приказы, типа атаки местности.
Пара слов для любителей войны на танках и прочих достижениях цивилизации. Кроме некоторого количества небронированной техники в игре присутствую М113 и М48, это все, чем вы можете управлять - не густо, у врагов есть плавающий танк ПТ-76. Иногда под вашим командованием будет оказываться минометная батарея или даже пара гаубиц, но и только. А что касается авиации, то вы регулярно сможете наблюдать как вас из гущи сражения вывозит вертолет, одна проблема, он прилетает после выполнения всех заданий, и к нему часто нужно идти едва ли не через всю карту, при этом там чудесным образом появляются засады, так что оглядывайтесь и еще раз оглядывайтесь. Джунгли, однако.
Напоследок пару слов о реализме. Разумеется, он присутствует, но все-таки назвать Platoon точной имитацией боя язык не поворачивается: потрясающая устойчивость солдат к взрывам (нужно минимум два прямых попадания для того, чтобы труп образовался, на зато как красиво бойцы падают...), отсутствие гранат у обычных бойцов и еще по мелочи. С другой стороны, ультрареалистичный бой в джунглях вряд ли представлял хоть какой-нибудь интерес для компьютерных игроков.
Джунгли зовут
В техническом плане, Platoon - яркий пример того, на что способны современные технологии, и одновременно образец удачного сочетания требований к компьютеру и качества проекта, что, кстати, в наши дни редкость. Отвечая заявленным разработчиками требованиям, вы увидите едва ли не самую красивую стратегию последнего времени, большинство моделей в которой вполне достойны симулятора или FPS. Отлично сделаны ландшафты: это одна из немногих трехмерных игр, где деревья и прочая растительность похожи на реальные объекты, а не на символические обозначения, кроме того, при изменении угла обзора картинка не теряет своей притягательности. О моделях вообще разговор особый, поскольку они программистам удались, пожалуй, лучше всего. Просто потрясает детализация пехотинцев и техники: при большом увеличении отлично видны все элементы снаряжения, не говоря уже об оружии, которое выглядит просто сногсшибательно. При этом все ведет себя так, как и должно, то есть, например, рюкзак не "пришит" намертво, а будет двигаться в соответствии с обстановкой, в общем, это нужно видеть. Добавьте ко всему этому великолепную анимацию - motion capture в действии. При этом в игре очень много разнообразных движущихся объектов: например, при ветре листья деревьев будут колыхаться соответствующим образом, как и трава.
Неплохо сделаны спецэффекты, которые, естественно, не отличаются великим размахом: после взрывов на пол-экрана в стратегиях типа C&C, местная пиротехника смотрится просто несолидно. Но это связано опять же с точным отражением действительности, производить масштабные разрушения в игре просто нечему. Зато детализация взрывов просто радует, например, отлично видны летящие комья земли. А еще здесь пожары красивые, опять же благодаря анимации и удачному сочетанию световых оттенков. Кстати, об освещении. В игре нам предстоит на своей шкуре почувствовать все прелести выживания джунглях: полумрак и почти физическая сырость деревьев будут сопровождать вас от начала и до конца. Кроме того, в Platoon множество природных и искусственных объектов, которые не дадут вам устать от однообразия: реки, деревни, древние храмы, рисовые поля, холмы, наконец.
Есть, конечно, у графического движка и недостатки, куда ж без них. Например, сам дождь выглядит превосходно, но его следов на окружающем пространстве не заметно, ни на воде, ни тем более на листьях. Бойцы иногда проходят друг сквозь друга. С оружием врагов тоже дело обстоит странно: если на М-60 или М-16 можно рассмотреть почти все вплоть до предохранителя, то родной АК-47 узнать, конечно, можно, но сложнее.
Управление камерой предлагает две альтернативы: либо наблюдать за боем с высоты, что функционально, но менее эффектно, либо находиться в гуще событий, при этом угадывая расположение противника. Наездом камеры можно управлять свободно, а вот углом наклона - едва-едва, так что какое-то время вам придется потратить на выбор оптимального для себя расположения камеры.
Итоги
Platoon - в меру сложная, очень красивая и весьма увлекательная игра, дающая возможность ощутить себя командиром небольшого подразделения в реальной войне. Отличная графика, интересный сюжет, ролевые элементы, детальная проработка многих и многих моментов, удобное управление - что еще нужно для хорошей игры? Platoon - стратегия, которая требует о виртуального командира взвода реального руководства своими подчиненными и недюжинного тактического мышления, при этом не перенапрягая игрока необходимостью часами проходить одну миссию. Одним словом, хит.