В поисках никто не знает чего... Отчаянные попытки разработчиков клонировать хиты прошлого, с небольшими вариациями в ту или иную сторону, в большинстве случаев кончаются ничем, если не сказать больше - провалом. Много реже, но все же появляются проекты, способные вызвать интерес и ненадолго приковать к себе внимание публики. Как раз об одном из них, условном подобии знаменитого Fallout, только в реальном времени и с юмористическо-мистическим уклоном в стиле Индианы Джонса, и пойдет сегодня речь. Новая RPG от Mirage и Cenega под названием "Another War" переносит нас во времена Второй Мировой, где главные герои пытаются докопаться до секретных научных проектов фрицев, рыская по оккупированным городкам и деревням Восточной Европы, сотрудничая с партизанами, а заодно и регулярно отстреливая пачками роты обычных и мутировавших солдат вермахта. Нет, ну дались же им всем эти немецкие супермегачеловеки, почти что в каждой игре про войну стали попадаться...
С первого взгляда становится ясно, что авторы немало времени провели за игрой в обе части "Fallout'а", масса встречаемых по дороге фишек отправляет именно к нему. Вас встречают похожие обшарпанные, процарапанные и простреленные очередями в нескольких местах металлические плашки менюшек, из которых торчат проводки и лампочки. Вы, кстати, можете выбрать и второй вариант интерфейса, но он уже попроще будет и не такой стилизованный. Первый же бой, между прочим, сразу же вызывает дикое желание поставить все на паузу и начать отдавать приказы кому кого и чем атаковать, только - здесь, к сожалению, вам не Fallout, и никакой походовки не будет! Пауза есть, только в ней командовать нельзя, разве что влезть в инвентарь, подлечиться, сменить оружие. В общем, приходится приспосабливаться к стремительному ерзанью и кликанью мышкой (в опциях можно выставить "ленивый" режим, когда боец будет сам продолжать атаковать, перезаряжаться и т.д. с одного клика) в надежде попасть в фигурку фрица раньше, чем он спохватится и начнет по вам стрелять. По-моему, пошаговый бой здесь бы был более уместен, особенно об этом жалеешь, когда внезапно натыкаешься на патрули в 8-10 солдатиков, с которыми приходится маяться дольше всего, неоднократно давя уже основательно намозолившую палец кнопочку "load".
Начинаются приключения в милом французском городке Annecy, где у вас должна состояться встреча с другом Пьером. Тот сразу же начал плести что-то про полученную посылку с монетами, которые раньше были у одного польского еврея, который бы их ни в жизнь никому не отдал бы, и карту, которая ни за что не должна попасть в руки... Тут вашу мирную беседу прерывает группка фрицев и под белы рученьки загребает всех в кутузку. Оттуда вы, конечно, сразу же делаете ноги, по пути шпыняя раздобытым ножичком всех обнаруженных в подвале гестаповцев. Позже ваш арсенал пополнится парабеллумами, маузерами и вальтерами, автоматическими винтовками, базуками, минами и даже гранатами (дымовыми, противотанковыми, противопехотными...). Если кончились патроны или сломался ножик не беда - всегда можно забить противников и просто кулаками.
Нелюбовь к немцам, оказывается, распространяется не на всех - одного из них, красноносого пьяницу Йохана, вы все же пощадите, и он будет топать в вашей честной компании через Францию, Югославию и Германию до самого финала, который случится в подземельях под осажденным Ленинградом. Ваша группа немного погодя пополнится еще рекрутами в лице Мануэллы и Бориса Борисовича Полевого. Авторы намекают, что, дескать, вовсю пытались спародировать известные фильмы и книги. Большинство названий вам, наверное, вряд ли что-то скажут, хотя "Спасение рядового Райана", наверное, смотрели почти все. Вообще, юмора разной степени удачности, здесь хватает, главный персонаж не может на обычную швабру или кружку посмотреть, чтобы при этом не попытаться схохмить. Хотя, надо отдать ему должное, зачастую получается забавно. А как он лихо смеется-заливается при каждом повышении уровня: I am stronger! I am wiser now!..
Ролевая система тут, к слову сказать, не ахти какая навороченная, но в тоже время все катится по вполне стандартным рельсам, что не может не радовать. В самом начале, как положено, вы создаете своего главного героя. На выбор предлагается три варианта: силач, интеллектуал и вор. Надо сказать, что этот выбор будет иметь и дальнейшие последствия при прохождении, поскольку в ключевых местах предусмотрено аж три варианта действий. Например, чтобы проникнуть в помещение под церковью вору придется лезть через колодец, интеллектуалу изучать картину, нажимать рычаги и открывать секретный проход, ну а силачу просто отодвинуть в сторону здоровенную плиту.
При повышении уровня вы получаете очки опыта, которые можете потратить либо на повышение базовых параметров (strength, agility, intelligence, endurance, charisma, speed, luck), навыки обращения с оружием (безоружный бой, пистолеты, винтовки, гранаты...) или же специальные способности вроде увеличения скорости, ярость. Эти способности можно активировать по своему желанию и специальный индикатор на основном экране, что рядом с выносливостью (когда вы выдыхаетесь, вместо бега придется походить пешочком) и полоской набора опыта, покажет, какое время они будут "работать". Естественно, что на все про все очков всегда не хватает, поэтому приходится думать куда тратить, то ли на повышение интеллектуального уровня, чтобы можно было пользоваться снайперской винтовкой, или же на умение обращаться с обычными винтовками, чтобы просто попадать случалось почаще.
Еще одну интересную деталь вы обнаружите, когда захотите с кем-то поговорить. Диалоги в несколько пространных страниц текста с любым барменом или гробовщиком здесь самое обычное явление, иногда текст весь даже не помещается в отведенное для него окошечко и приходится еще пробелом "проматывать". Слава богу, хоть Йохан по ходу дела работает писарем и ведет свой дневник, куда и записывает все ключевые события. Также можно похвалить и очень удобную карту, которая всегда позволяет определить ваше точное местоположение.
Из дохлых фрицев почти всегда вываливаются обоймы с патронами к оружию, бинты, монетки и т.д. Можно пособирать снаряжение и из разбросанных по округе ящиков, вот только некоторые оказываются "с сюрпризом" - пнешь его, а он и взорвется, разбрасывая в разные стороны полудохлых членов вашей команды. Все найденные прибамбасы вам, конечно же, пригодятся впоследствии, ну а что окажется лишним - всегда можно продать какому-нибудь торговцу, заодно приобрести у него одежду, лечебные препараты, более совершенное оружие и необходимые в вашей шпионской деятельности предметы вроде бинокля или фонарика, не забудьте и про ремонтные наборы. Оружие здесь со временем портится, кстати, в самый неподходящий момент его еще может заклинить, так что необходимо своевременно починять. Только учтите, что закупочные цены у местных жуликов всегда ниже, чем отпускные, поэтому долго перекладывать что-то туда-сюда не советую, накладно выходит.
Прохождение плавно перемежается спокойными квестовыми локациями, где никого стрелять не нужно (даже оружие достать не дают), а только и приходится, что бегать от одного колоритного персонажа к другому и обратно, находя, выменивая, или покупая что-то у одного, чтобы потом преподнести это другому; с прямо-таки целыми непахаными стрельбищами, в несколько связанных между собой карт, нашпигованными немцами, что гранат косточками, где уже наоборот, никто не будет интересоваться вашей личностью и просить предъявить документы, а первым делом вытащит пушку и начнет палить.
С грустью заметим, что все же с количеством, скорострельностью и точностью попаданий немцев здесь малость переборщили.
Графическая сторона дела особых вопросов не вызывает, все качественно и в меру стильно, разве что несколько темновато. Стандартный изометрический вид может похвастаться детально и симпатично прорисованными ландшафтами, создающими необходимую атмосферу военного затишья, "тихой старушки-Европы, на время присмиревшей под занесенным сапогом фашизма", имеются в наличии и погодные эффекты. Добавьте сюда еще детально прорисованную униформу, оружие и снаряжение (отражающиеся на внешнем виде), эффекты от взрывов гранат или мин, неплохо прорисованные движения персонажей и вы получите вполне удобоваримое зрелище. Отдельно хочется отметить просто отменный звук: звуки взрывов и выстрелов, картавая речь "с немецким акцентом", музыкальные темы, сделавшие бы честь любому фильму и т.п. - все это однозначно заслуживает уважения.
В итоге, в Another War хватает и плюсов, и минусов. Начнем, пожалуй, во здравие: Another War может заинтересовать всех поклонников RPG своим постепенно затягивающим и детально проработанным сюжетом, неплохо переданной атмосферой, сдобренной вполне съедобным юмором, нормальной графикой и, безусловно, качественным звуком. Но... если бы здесь был бы пошаговый бой вместо real-time, если бы AI у фрицев срабатывал всегда одинаково: иногда они сбегаются всей кучей через полкарты, а иногда не в состоянии услышать звуки выстрелов с расстояния в пару метров; если бы бездумные отстрелочные территории "shoot'em'up" были более грамотно распределены и втиснуты в сюжетную линию, то, возможно, получился бы хит. А пока, увы, нового Fallout'а не случилось. Впрочем, проект в любом случае вышел занятный, жалко только, что на 4-x дисках, не каждый готов будет разориться.