За пригоршню долларов Времена Дикого Запада для создателей компьютерных игр - это просто рай, сколько всего интересного можно придумать о событиях того периода, тем более, что реально использовать конкретных исторических персонажей, вроде знаменитых стрелков. Но почему-то эта животрепещущая тема не снискала особой популярности у программистов, а те игры, что есть, относятся, в основном, к стрелялкам. Но вот теперь появилась и стратегия, в которой нам предстоит почувствовать себя владельцем ранчо в том неспокойном времени. Итак, добро пожаловать на Дикий Запад!
Сюжет.
История, если коротко, такова. Была в те далекие (хотя, не такие уж далекие) времена одна семья, которая преспокойно жила на собственном ранчо, пока местный преступный авторитет не приехал к ним на ранчо и всех не перестрелял. Нам же предстоит играть за сына тех людей, которые были подло убиты бандитами, ну а цель игры вообще предсказуема до неприличия - месть. Сюжет, как видите, не слишком оригинален. Достигать цели нам предстоит путем основания своего собственного ранчо, точнее, нам предстоит взять в руки то, что осталось и превратить это в огромную структуру с многочисленными ковбоями и всякими соответствующими атрибутами.
Игра.
Итак, вы владелец небольшого ранчо. Главное, чем нам придется заниматься, так или иначе, - это разведение крупного рогатого скота с целью его последующей продажи. Основным ресурсом в игре являются, как ни странно, деньги, которые, здесь, однако не падают с неба и не добываются из каких-нибудь рудников, а достаются путем продажи все того же скота в городе. Far West - это не классическая стратегия, она построена не на принципе уничтожения всего подряд, а, скорее, на экономических началах, хотя и воевать тоже придется. Те, кто смотрел какие-либо вестерны, либо читал соответствующие книги, сразу почувствуют себя как дома.
Могу сказать, что управление детализировано до предела, вы сможете совершать едва ли не все действия, которые доступны в реальности. На ранчо нужны рабочие - отправляемся в город и нанимаем в салуне ковбоев, либо охотников, если, конечно, есть на кого охотиться. Всех их нужно снабжать пищей, водой, оружием, наконец - это снабжение вам предстоит налаживать долго и упорно, нужно будет покупать знаменитые крытые фургоны (при желании можно будет составить и целый караван) и так далее. Люди здесь представлены вполне конкретными личностями, у них есть имена, способности (само собой, у некоторых они развиты лучше, у некоторых - хуже), мораль и много чего еще. Интересная деталь: вы можете построить железную дорогу для продажи скота, не спрашивайте зачем, можно и все.
Чтобы охарактеризовать игровой процесс, я попробую описать управление стадом, которое нужно выгнать на пастбище. Вам предстоит определить количество животных, которых вы собираетесь послать, ковбоев, которые погонят их, ну и пастбище, разумеется, причем, оно должно быть свободным, да и платить за его использование придется, правда, один раз. Учтите, что травы в игре не много, поэтому едва ли не все действие будет разворачиваться вокруг зеленых участков. Затем, ковбоев предстоит снабжать продовольствием, водой, нужно будет клеймить скот, чтобы затем гнать его в город на продажу. Вас могут ждать многочисленные сюрпризы в виде волков, индейцев, конкурентов, да и природные явления доставят проблемы - от засухи коровы обычно умирают, а ведь есть еще болезни. Самое забавное здесь - то, как происходит увеличение вашего стада: коровы на пастбище акклиматизируются, затем их вдруг становится больше, еще больше... Была, например, одна корова, а вдруг стало две. Кстати, пастбище не может прокормить неограниченное число особей, так что не радуйтесь особо. Есть в игре многочисленные приятные мелочи, вроде вызова доктора к больным животным или коров, которые сбежали из-за невнимательности ковбоев. В общем, сам игровой процесс впечатляет своей продуманностью, хотя для всех тех, кто ждет непрерывного действа, ежедневная и монотонная работа реальных ковбоев будет сущей мукой.
Им останется отводить душу в непременных перестрелках, хотя их реализация ниже всякой критики. Выбрали народ для силовой акции, выбрали место атаки (по большей части, пастбища) и... можете откинуться на спинку кресла, потому как более вы на процесс не влияете. Прискакал ваш народ, выстроился в ряд и давай палить в конкурентов. Ни тебе выбора цели, не перемещений, а уж о том, чтобы сжечь ранчо соседа и речи не идет. Все зависит лишь количества и меткости нанятых вами стрелков. Очевидно, что войну добавили для галочки, сконцентрировав усилия на экономической модели... И это то, чего ждут игроки от стратегии на тему Дикого Запада?
Кстати, времена, конечно, были дикие, но не думайте, что лихие налеты сойдут вам с рук: как правило, вам запрещают торговать с городом на весьма продолжительное время, впрочем, и там все можно решить, если есть деньги (меня очень порадовала возможность дачи взятки шерифу). Так что приумножайте стадо и будете счастливы... Хотя, если нанять десятка два ковбоев и послать избить соседа, то ему на какое-то время станет грустно. Кстати, есть еще один враг - индейцы, но они, как правило, приходят к вам, а не наоборот, хотя и им можно нанести визит вежливости.
Еще одна особенность: в игре нет привычного строительства. У вас изначально имеются все необходимые постройки, часть из которых можно улучшить, а о размещении строящихся объектов забудьте сразу. Вообще, игра представляет собой выбор определенных действий, которые будут совершаться. Например, доставка продовольствия на пастбище: назначить соответствующий транспорт в списке, выбрать пастбище, загрузить фургон и нажать подтверждение - все это делается в меню. Примерно так же происходят и все действия в игре, от найма людей до боевых столкновений, ваше персональное участие ограничивается лишь командами, но влиять на процесс их исполнения (например, изменить маршрут ковбоев) вы не можете. Кстати, ковбоям нужен отдых и каникулы, иначе они могут и покинуть ваше ранчо, так что арендуйте им отель в городе и пошлите расслабляться.
Графика.
О графике сложно говорить однозначно. С одной стороны, разнообразия ландшафтов, увы, не наблюдается - степь да степь широкая, к тому же до предела однотонная. С другой, детализация находится на весьма приличном уровне - можно рассмотреть все, вплоть до обуви на ковбоях, плюс множество анимации: дым, деревья, элементы зданий. Одно неприятно удивило: время в игре течет, проходят дни, недели и месяцы, но смены дня и ночи нет.
Игра трехмерна, вы можете вращать камеру, приближать и удалять изображение, но управление камерой сделано явно неудачно - она скачет, как ошалевшая от весны муха.
И совсем портят всю малину многочисленные глюки. Когда коровы проходят друг через друга, это выглядит слегка странным. Когда несчастное животное останавливается посередине костра и остается там, мирно пережевывая травку, это уже настораживает. Но вот когда оно из этого костра выходит и, виляя хвостом, радостным галопом бежит в другой участок пастбища сквозь стоящую повозку - это уже диагноз. Впрочем, это еще не глюки, а скорее недоработки. Теперь о проблемах. У программистов, ответственных за создание этой игры, руки, извините, растут не из того места. Во-первых, системные требования явно не соответствуют уровню графического исполнения, во-вторых, работа программы совсем не отличается стабильностью, если не сказать больше. Пару раз игра без видимой причины падала с шумом и грохотом, открывая экран с вежливым сообщением о фатальной ошибке. В общем, патчи нужны как воздух.
Кстати, опции Far West - это что-то оригинальное, там вообще ничего изменить нельзя, поскольку и менять-то нечего, даже разрешение фиксировано. Зато можно выбрать два уровня детализации: высокий и низкий, при этом разницы между ними почти нет. Да и то, как выглядит сам продукт после инсталляции, не очень впечатляет: представьте себе в каталоге с игрой десятки папок, там даже исполняемый файл найти - почти подвиг.
Звук
Музыка в Far West - это что-то потрясающее, и это я говорю без всякой иронии. Меня лично давно так не радовали мелодии из компьютерных игр. Стиль выдержан в четких традициях жанра: очень подходящие атмосфере треки, создающие впечатление просмотра вестерна и полностью погружающие в игру. А вот на звуках опять отдохнули: где душераздирающее мычание коров, крики людей и тому подобные моменты? Этого или вообще нет, или есть какое-то бледное подобие.
Вывод.
Игра, прямо скажем, не для всех. Игра может доставить удовольствие, но только при условии, что вы всерьез интересуетесь реальной историей освоения Дикого Запада. Остальным же вряд ли суждено постичь великий кайф планомерного расширения ранчо или удачной продажи скота. Концепция игры весьма интересная, но игра выпущена очень "сырой", причем я говорю даже не о глюках - сам игровой процесс проработан недостаточно. Кроме стандартного пожелания "больше всяких возможностей", однозначно разочаровывает боевая система, вернее, ее жалкое подобие. И уж возможность приказать ковбою ехать, куда захочет игрок, в современных проектах быть просто обязана.