Снова к звездам... Космос для создателей компьютерных игр всегда был изумительной темой. Можно сбиться со счета, пытаясь перечислить все те проекты, действие которых происходит в бескрайнем космическом пространстве, а сколько всего интересного программисты поместили в него: от многочисленных цивилизаций, которые только и делают, что портят друг другу жизнь, и вплоть до боевых кораблей, бороздящих глубины Вселенной, используя солнечные паруса.
Все космические стратегии можно условно разделить на две группы: классические, типа Master of Orion и стратегии, которые можно назвать "Warcraft в космосе", то есть мы отстраиваем базу, производим войска, выполняем различные задания в ходе кампаний. В последнее время вторых выходит заметно больше, что, возможно, и к лучшему, ну а самой удачной игрой данного направления был, безусловно, Homeworld. И теперь вот вышла игра, именуемая O.R.B. или Off-World Resource Base, которая может претендовать на титул Homeworld 2.
Как играть.
Все просто: получаем задание и оказываемся на большом и трехмерном участке космоса, где это задание и предстоит выполнять. Игра состоит из кампаний, об этом чуть ниже, а пока остановимся на основных моментах. Первый важнейший элемент - ресурсы. Как и в Homeworld, их источником будут обыкновенные куски камня, то есть астероиды, но здесь есть свои тонкости. В O.R.B. астероиды не собираются кораблями, как это было в HW, а всего служат местом размещения баз по добыче чего-то там, как обычно, все исчисляется в условных единицах. Проще говоря, нужно послать на астероид специальный корабль, который быстро превратиться в комплекс по добыче и переработке ископаемых. Еще одна особенность: продукты этой самой переработки нужно доставить на флагман, причем делается это с помощью маленьких шаттлов, которые будут постоянно курсировать между кораблями и астероидами. Их количество можно увеличить, но особой пользы от этого нет, поскольку деньги в этой игре имеют обыкновение приходить едва ли не быстрее, чем их успеваешь тратить, так что можно вполне и одним на астероид обойтись. Лучше лишний крейсер построить. Да, чуть не забыл: астероидов в игре много, но вот ресурсы есть не на каждом, причем сначала неизвестно, какие из них бесплодны, а какие нет. Узнать это помогут корабли-разведчики. Далее выбор за вами: вы можете сделать побольше шаттлов и подвозить ресурсы с дальних шахт, либо подогнать к ним флагман, что чревато последствиями в виде врагов, поскольку самое большое количество ресурсов обычно находится в центре карты. Еще один интересный момент: с помощью групп скоростных истребителей можно организовать настоящую охоту на транспорты противника, используя тактику "ударил - скрылся". Правда, для этого вам потребуется авианосец, а то у истребителей керосин может закончиться. В общем, система снабжения флота ресурсами оставляет достаточно широкую свободу для маневра.
Второе, без чего играть невозможно - это научные исследования. В целом система аналогична Homeworld, с некоторыми отличиями. Существует 6 направлений исследований и по каждому доступно немало изобретений. Нюанс: для открытия в одной из областей может быть необходим определенный уровень развития других, так что придется равномерно распределять финансовые и человеческие ресурсы.
Да-да, помимо финансов не менее важную роль играет человеческий фактор. То есть, вы не сможете произвести какой-нибудь корабль, если у вас недостаточно пилотов, чтобы набрать экипаж. Типов специалистов всего два: пилоты и ученые, оба эти типа необходимо обучить в академиях, этим вам тоже предстоит заниматься. Понятно, что если для истребителя бывает достаточно одного пилота, то на авианосец вам их потребуется гораздо больше, ну а с учеными и так все понятно - их количество напрямую определяет научно-технический прогресс, так что чем их больше, тем лучше. Кстати, технологий для каждой расы около 40, так что их исследование затянется надолго.
Третье, и возможно, самое главное - боевая система. Если коротко, то она просто содрана полностью из Homeworld. Хорошо это или плохо я не знаю - на мой взгляд, эта мысль не самая удачная, поскольку в HW недостатков хватало, и они благополучно перекочевали и в O.R.B. Первая неудачная черта - искусственный интеллект, тупость которого никакому описанию не поддается. Особенно это заметно на действиях истребителей, которые, похоже, только и мечтают умереть поскорее. Представьте, строй крошечных машин, с легкой броней идет в лобовую атаку на любой корабль, при этом не делая никаких маневров - просто прямо летят и все, а потом стреляют, разворачиваются и повторяют процедуру заново. Не могу я понять, почему они, например, не могут изменить курс при атаке, чтобы избежать огня. Кроме того, чувство страха пилотам неведомо - пошлите один истребитель атаковать тяжелый крейсер, и он полетит, а ведь уже есть стратегии, в которых юниты подобные приказы выполнять не станут.
Не особо порадовали и крупные корабли - их виртуальные капитаны, видимо, учились воевать на тех же кулинарных курсах, что и коллеги из HW - самое их разумное (и почти единственное) действие - подойти на дистанцию выстрела и открыть огонь из всего, что имеется, о каких-либо маневрах, типа обойти с фланга, они и слыхом не слыхивали. Так что если AI и выигрывает, то исключительно за счет мышечной массы, но никак не благодаря тактике. Еще одна интересная деталь - компьютер почему-то может растянуть силы настолько, что перебить их по одиночке будет делом пяти минут. На практике это выглядит так - сначала из холодной тьмы космоса выплывает один корабль, получает концентрированный удар со стороны флота игрока, взрывается. Затем появляется другой корабль... взрывается... Повторять пока не надоест. Что мешало им появиться вместе?
С другой стороны, появился ряд существенных улучшений, первое из которых - нормальное управление в трехмерном пространстве. Помните, как в Homeworld крейсер задирал нос кверху и устремлялся в сияющую даль непонятно зачем, причем вернуть его с небес было весьма проблематично. Но O.R.B. все сделано вполне приемлемо - заставить корабли лететь вверх или вниз не только можно, но и нужно, поскольку атака пары крейсеров сверху для противника будет отличным сюрпризом. Еще одна потенциально интересная вещь, оказавшаяся абсолютно бесполезной - это система путевых точек. Вы, конечно, можете указать маршрут своим кораблям в 3D, но это настолько неудобно, что приходится об этом забыть. Ну и последнее существенное нововведение - возможность настройки тактики действий. На выбор существует несколько вариантов: агрессивная, нейтральная, ну и другие. Особенность в том, что вы можете настраивать каждый из этих типов самостоятельно, то есть, например, выбрать построение для агрессивной тактики. Ну а что касается особенностей боя, то нового практически ничего нет - построили побольше тяжелых кораблей и - вперед, в атаку, хотя фланговые нападения или атаки сверху/снизу часто помогут вам избежать потерь, так что над направлением главного удара думать придется, иногда даже имеет смысл разделить войска для одновременной атаки.
Увы, но самим проектировать корабли нам не дали, хотя, по-моему, этого никто и не обещал, а хотелось бы. Зато разработчики перед выходом игры клялись всем, что у них было, что корабли больше друг в друга тыкаться не будут, а при столкновениях могут быть повреждения. Наврали, как ни прискорбно.
Теперь немного о сюжете. Если вы играли хотя бы в одну подобную игру или смотрели какой-нибудь фильм соответствующей направленности, сюжет вы уже знаете. Есть две цивилизации - Malus и Alyssians - плюс еще одна, древняя и очень продвинутая в техническом плане, ну и все они друг с другом ведут бесконечные войны. Придется вам также воевать и с пиратами. Соответственно, в игре удалось насчитать две кампании, при этом абсолютное большинство миссий имеет своей целью полное уничтожение конкурентов в данном участке космоса. Что сильно порадовало, так это различия между расами - не как в Homeworld, где кроме внешнего вида стороны ничем не отличались, здесь они действительно непохожи друг на друга.
В общем, итог по игровому процессу такой: неплохо, но могло бы быть существенно лучше, особенно в плане AI.
Открытый космос.
Сразу могу сказать, что графический движок O.R.B. очень сильно похож на... правильно, Homeworld. Но! С момента явления миру HW прошло уже несколько лет, и графические технологии, прямо скажем, на месте не стояли. И вот здесь создатели O.R.B. действительно порадовали, использовав если не все последние достижения, то, по крайней мере, значительную их часть. Правда, и тут не обошлось без проблем. Разработчики сделали совершенно потрясающее космическое пространство, неплохие спецэффекты и просто провалились с кораблями. Начнем с последнего. Наверное, все помнят корабли из того же Homeworld, которые у многих вызывали аллергию - груды странного железа с уродливыми формами, раскрашенные во все цвета радуги. Увы, то же самое нас ждет в O.R.B. Программисты могут сделать детализацию кораблей такой, что можно будет различить даже лица пилотов истребителей, но если сам корабль выглядит отвратительно, то никакие эффекты его не спасут, и в этой игре все именно так. Истребители напоминают рисунки душевнобольного, а крупные корабли - продукцию какого-нибудь мясокомбината. Представьте себе: фантастически красивый космос, в котором идет жестокий бой между бумажными кубиками и кусками прошлогодней колбасы - вот это и есть O.R.B. Крупные корабли смотрятся получше, но истребители, за крайне редким исключением, разработчикам явно не удались. Теперь самое смешное, то, что уже иначе как психическими отклонениями программистов объяснить невозможно - фары. Все корабли ими просто усеяны, причем это не мерцающие огни каких-либо систем, а именно фары, как на автомобилях, причем их даже на истребителях может быть штук семь, а уж тяжелые корабли - это финиш. Представьте себе крейсер, приветливо разгоняющий космическую мглу лучами фар на носу. Спасибо, что хоть тормозных огней не сделали. При этом детализация кораблей впечатляет, несмотря на, простите, убогие, формы. Деталей на корпусах много, плюс те самые фары...
Что касается спецэффектов, то они сделаны весьма прилично: красочно и в меру масштабно. Одно плохо: помните жуткие следы от двигателей в Homeworld на весь экран и превращающиеся в доску при вращении камеры? Радуйтесь - они здесь есть, выглядят симпатичнее, но не намного. Вид выстрелов оставляет смешанные чувства: с одной стороны красиво, а с другой, такое впечатление, что на истребителях установлены пушки "Вулкан" - плюются какими-то шариками, которые очень похожи на пули или снаряды, впрочем, к оружию крупных кораблей и лазерам это не относится - там все отлично.
А теперь о том, из-за чего лично я простил игре все ее недостатки в области графики и сюжета. Есть одни момент, который перевешивает все - это космос. Дело в том, что сделан он потрясающе красиво, я такого ни в одной подобной игре не видел. Туманности, огромные звезды и планеты, вращающиеся астероиды, десятки самых разнообразных объектов, которые просто притягивают взгляд. Описывать это, конечно, можно, но, боюсь, что даже малой доли всех красот я не смогу передать, например, невозможно представить, не увидев, как выглядит атмосфера таинственных планет, в которой можно даже различить бури, при этом движущихся объектов в игре неисчислимое количество. Астероиды перемещаются в космосе, планеты вращаются вокруг звезд, все кругом вертится и летает, причем, похоже, без всякой логики. Кстати, анимация неплохая, хотя особым качеством не отличается.
Вывод.
В общем, всем любителям космических стратегий с игрой ознакомиться стоит. Если вы в Homeworld не играли, то O.R.B. я могу вам смело рекомендовать, поскольку при всех своих множественных недостатках и в визуальном ряде, и в логике, в этом жанре O.R.B. на данный момент, пожалуй, лидер. Хотя на горизонте уже вовсю маячит перспективная Hegemonia, да и Imperium Galactica 3 пока обещает быть на высоте. Всем же отыгравшим в Homeworld и его дополнение Cataclysm здесь будет откровенно тоскливо смотреть на многочисленные клонированные детали, которые разработчики и не потрудились довести до ума.