На службе ее Величества Уже долгие четыре десятка лет человечество с неиссякаемым интересом наблюдает за похождениями секретного агента ее Величества: и в адском пекле, и в лютый мороз, на любом континенте, на земле, под водой и даже в космосе, играючи, не снимая смокинга, расправляющегося со злодеями всех мастей, любимца красивых женщин и любителя роскошных машин и занятных, но в тоже время смертельно опасных безделушек, поставляемых лабораторией старичка "Q". Пару недель назад на экраны вышла уже двадцатая серия бондианы, "Умри, но не сегодня", что, вовремя подсуетившись, решила использовать в своих целях вездесущая Electronic Arts, выпустив свой шпионский шутер от первого лица "James Bond 007: Nightfire".
Тут, вроде бы, самое время радоваться, но, к сожалению, выходит, что особо и нечему. И чем больше играешь, тем яснее становится, что одной "атмосферности" для хорошей игрушки маловато будет, здесь еще и, как ни удивительно, и геймплей должен быть на уровне, одними сюжетными видеовставками сыт не будешь. И вроде бы все EA'шники сделали правильно: и разработчика неплохого подыскали в лице "Gearbox Software", широко известного по дополнениям к культовому "Half-Life" и серии "Tony Hawks Pro Skater", и время правильное подгадали, и широко все это дело "отпиарили", как-никак, игра выходит сразу на куче платформ: PC, GameCube, PS2, Xbox, а вот о геймплее в такой суматохе и не подумали.
В общем, перед нами самая обыкновенная шпионская стрелялка, где вы в лице главного противника всех заболевших манией величия негодяев носитесь по шарику, пытаясь обломать их зловещие планы по изничтожению пачки миллионов ни в чем не повинных сограждан. На этот раз в роли коварного злодея выступает некий магнат по кличке Рафаэль Дрейк, задумавший обрушить на несколько крупнейших мировых городов свои атомные ракеты. Но об этом вы узнаете далеко не сразу, сперва придется немного "посовать нос не в свое дело" и разнюхать, чем занимается корпорация "Феникс", подконтрольная Дрейку. Как и полагается, Бонд с "официальным и дружественным визитом" посетит несколько разных точек на планете, пробираясь через девять миссий к ожидаемому финалу. Сперва вы попадете на прием в заснеженном австрийском замке и встретитесь там с другим агентом; потом сыграете в интересную игру "расстреляй из снайперки всю подбегающую охрану, пока моя напарница заправляет самолет", на личном аэродроме Дрейка; далее зачистите от Якудзы японский особняк партнера Дрейка - Александра Мэйхью в окрестностях Токио (чем-то буйство Хитмана в японском садике напоминает); следом идет познавательная прогулка по небоскребу и выяснение планов секретного проекта под названием "Nightfire"; наконец посещение тихоокеанского острова с секретной подводной лабораторией. В конце концов, о ужас, Дрэйку в последний момент удастся улизнуть, и ловить вы его будете уже на околоземной международной космической станции, где он и взорвется ко всем чертям со всеми своими ядерными боезарядами в придачу.
Вот такая вот небольшая кругосветка получается. Большинство миссий построено по принципу "вынеси их всех, да побыстрее", что несколько отличается от ожидаемых трудовых будней шпиона. Хотя имеется и парочка запоминающихся моментов: например, перестрелка с вертолетом из окна вагончика подвесной канатной дороги, катание на простреливаемом со всех сторон опускающемся лифте на фасаде небоскреба или же сафари на поезде в подземно-подводном комплексе. Для разнообразия приложили и чисто шпионские миссии, где приходится, избегая глазков видеокамер слежения и стараясь не задеть лазеры, незаметно просачиваться мимо охраны в нужные комнаты и помещения. Для удобства в распоряжении Бонда имеется ряд ценных технических прибамбасов: миниатюрная зажигалка-фотоаппарат, ключи-брелок с электрошоком, карточка с чипом-вирусом, бьющий разрядом телефон, карманный компьютер - подборщик электронных ключей, ручка, стреляющая усыпляющими дротиками, часы с лазером для срезания замков, и рентгеновские очки, позволяющие находить скрытые помещения и смотреть сквозь стены за перемещением врагов, а также любоваться нижним дамским бельем (в одной из предпоследних серий бондианы вы могли наблюдать, как это работает). Забавно: у мужиков почему-то просвечивается все вплоть до скелета, а у женщин исключительно до белья... Загадки анатомии, однако...
Кстати, о дамочках. Ни на йоту не отступая от традиций, Бонд и здесь вовсю любезничает с двумя сексапильными кралями. Одна из них, как полагается, его предаст, а с другой он пройдет огонь и воду и под самый занавес, глотнув своего излюбленного взболтанного, но не перемешанного Мартини, расслабится на откидных сиденьях Aston Martin'a.
Арсенал обычного оружия в состоянии удовлетворить большинство фанатов шутеров в целом и агентов британской разведки в частности: тут вам и пистолеты с автоматами и пулеметами, обычные и с глушителями и даже оптическими прицелами, снайперка, ручной гранатомет, и гранаты, как стандартные, так и ослепляющие. Некоторые из пушек имеют два режима стрельбы, что уже давно стало нормой. Единственное, чего не хватает для полного счастья, так это ножичка, мистер Бонд предпочитает при отсутствии патронов вырубать всех своим крепким кулачком. Да, еще, плавая в скафандре в подводной лаборатории или же при облегченной силе тяжести на орбитальной станции, вы можете пострелять из неплохой лазерной пушки.
Теперь самое время обратиться к визуальному ряду. К сожалению, как ни старались дизайнеры, а удивить они ничем так и не смогли, да и вряд ли следовало ожидать чего-то сногсшибательного от движка Half-Life'а с его небогатыми на сегодняшний день возможностями и небом в клеточку. Только в нескольких местах можно хоть на что-то поглазеть, модели противников тоже вполне ничего, но в основном все, увы и ах, простенько и невыразительно, иногда даже слишком. Я еще не упоминал, что кровь здесь вдобавок зеленая, а подуровни грузятся излишне долго? Зато на этом фоне неплохо выделяется сочный звук: грамотная озвучка оружия и приятные, стильные и будоражащие воображение бондовские мелодии хоть какая-то отдушина, еще напоминающая, что вы играете в 007, а не в 911. Кого-то наверняка порадует и поддержка мультиплейера по сети или Интернету до 32-х игроков.
Вообще создается такое ощущение, что разработчики изначально делали обычный шутер, который позже обмакнули в атмосферу Джеймса Бонда, человека и шпиона, прикрутив к ней очень занятный вступительный ролик с мелодичной песенкой, танцующими девушками и несущимися к Земле ракетами (выдержанную в духе зрелищных вступлений к фильмам) и напичкав вдобавок через каждые пять минут сюжетными видеовставками по самое не хочу (из 1.1 установленных гигабайт порядка 660 мегов занимает видео). Они, конечно же, вызывают определенный интерес и потихонечку пытаются двигать сюжет, но их качество... могло бы быть и получше.
Более того, разработчики честно признаются, что решить массу проблем им так и не удалось. Так проблемы с видеоизображением (читай - частое мерцание, выпадение и пропадание текстур дверей/стен/пола/потолков) будут испытывать владельцы основных видеокарточек на всех без исключения версиях Windows вплоть до XP (за исключением 95-ых, на которых игра вообще не пойдет), "сюрпризы" ждут и счастливых обладателей некоторых звуковых карт. В качестве совета могу предложить переключить разрешение экрана в 640x480, там, по крайней мере, мигать и исчезать ничего точно не будет.
Похоже, до самого выхода Unreal II нас так ничего и не сможет утешить, жаль. Ну, а кино, в конце концов, и в кинотеатре посмотреть можно.