Целься... Огонь... Тема "стреляющих крепостей" - небольших замков, располагающихся по соседству друг с другом и пытающихся расстрелять при помощи имеющихся в наличии снарядо-пускательных средств замок противника, далеко не нова. Правда, если раньше мы наблюдали за тем, как на плоской картинке спрайтовые замки песком разрушенных пикселей постепенно осыпались на дно экрана, то теперь уже пришло время полного 3D, хотя основная концепция осталась той же самой: то есть никаких армий и ползающих по карте юнитов, в арсенале только крепости с кучкой вспомогательных зданий и пушки, ничего более.
Ascaron Software и HD Interactive решили возродить тему воюющих крепостей и к тому же перенесли ее в третье измерение. Для современных игроков, привыкших к выбору цели кликом мышки или, в крайнем случае, нажатием клавиши, управление может показаться весьма непривычным. Но ведь именно в этом и состоял смысл подобных игр, чтобы с третьей или там пятой попытки, буквально по единицам меняя направление и угол артобстрела, попасть своим горящим камешком или очередью стрел из баллисты в ненавистную пушку соперника или же попытаться снести его замок.
О собственном замке также забывать не следует. Чтобы все тут "фунциклировало" как положено, требуется построить массу сооружений, которые будут увеличивать поступление денег в казну (каждый выстрел стоит денег, так что нужно их где-то брать), строить оружие, проводить исследования и т.д. То есть, начиная от ферм, кузниц, ветряных мельниц, таверн, мастерских и заканчивая "брэйнстормами", идолами и магическими башнями. Строить можно как внутри крепости, так и снаружи, некоторые объекты можно поставить и на крепостную стену. Для пущей безопасности еще неплохо окружить основные объекты защитными стенами, что позволит хоть в какой-то степени уберечься от летящего града камней со стороны неприятельской крепости.
Когда жизнь в замке налажена, самое время воевать, то есть строить боевые машины, коих в этой игре предостаточно, если быть точным - 11 штук, включая баллисты, катапульты, требушеты, цепеллины с бомбами, пушки (есть и спаренный вариант) и супероружие, что автоматически обеспечивает вашу победу, конечно, если его не уничтожат во время 90-минутной фазы строительства, что маловероятно. Поначалу вы сможете строить далеко не все машины, часть из них придется еще исследовать, как и более навороченные заклинания. Поэтому, если вы захотите не просто туману или дождя напустить, а как следует шандарахнуть по крепости врага молниями или заколебать ее до невменяемого состояния землетрясением, придется основательно потратиться на науку.
Кампаний в этой игре сразу целых четыре - по количеству воюющих друг с другом принцесс (Леса, Пустыни, Вулкана и Льда), у которых вы выступаете в качестве генерала на побегушках, правда, не сказал бы, что они сильно друг от друга отличаются, тот же фикус... вид сбоку. Все открывается постепенно, в новых миссиях становится доступно новое оружие, да и чем дальше, тем воевать становится все труднее и труднее. Помимо этого предусмотрен еще режим сценариев, где вы можете изменять массу параметров, выбирать карты, менять AI противника и т.д., для удобства уже прикрутили следующие режимы: action, quick, tactics, strategy позволяющих сразу же выбрать подходящий (для одних уже понастроили пушек, другим возведена крепость со всеми удобствами) и ринуться в бой. Есть здесь и мультиплейер с системой рейтингов, вручением медалей, включающий в себя hotseat и игру по сети и Интернету.
По части графики Ballerburg сильных эмоций не вызывает. Разве что улыбку от просмотра комичных видеовставок с нарочито дурашливыми персонажами. Да все здесь трехмерное, есть правдоподобный рельеф, присутствует смена дня и ночи, когда в окошках домов загорается свет, вы даже можете повертеть намертво закрепленную камеру вокруг вашего замка, поиграться с zoom'ом, но все равно это уже картинка из дня вчерашнего. Я уже не говорю о том, что вы не можете просто подлететь к замку соперника и рассмотреть его во всех подробностях. Разрешается только приблизиться к той точке, куда полетит ваш снаряд и не более. Даже полет на управляемом вами дирижабле похож на езду в жесткой бричке по колдобинам глубиной с локоть. Приходится приспосабливаться. Заклинания также не ахти какие, все больше туману, чем самих эффектов. Музыкальное сопровождение вполне стандартно - ни бешеного воодушевления, ни зевотной скуки не вызывает.
И, тем не менее, несмотря на вышеперечисленные неудобства, играть в Ballerburg оказалось весьма интересно. Увлекает сама идея, которая с годами все никак не состарится. Расстреливать стены и постройки врага, постепенно и методично выверяя координаты бомбометания, каждый раз подлетая поближе и с досадой наблюдая за очередным "недолетом/перелетом", одновременно с этим укрепляя собственные позиции и исследуя новые технологии, выходит довольно занятно. Конечно же, интереснее всего играть с каким-нибудь живым напарником, чем с предсказуемой и к тому же не слишком расторопной железякой. Вот если бы еще здесь малость подкорректировали управление и отпустили в свободное плавание камеру, было бы совсем замечательно. Ни иначе, как для продолжения оставили.