Фронтовая разведка в первой мировой Альтернативные варианты развития истории из разряда, "что было бы, если..." регулярно используют в своем творчестве писатели и сценаристы, и естественно не обходят стороной этот занимательный момент разработчики компьютерных игрушек. Свой дебютный проект, шутер от первого/третьего лица, французская компания "4х Studio" как раз решила разместить в альтернативной вселенной, в которой Первая Мировая война не закончилась, как ей бы полагалось, а продолжается, начавшись в августе 1914 года, еще долгие 50 лет. На дворе стоит морозный и снежный март 1964 года. Воюющие стороны в лице объединенных американо-западноевропейских соединений ведут с переменным успехом нескончаемую окопную войну с русско-монгольской империей под предводительством Николая Александровича Угенберга, потихонечку одерживают небольшие победы на одном участке фронта, разделившем Германию на две части, чтобы тут же утерять преимущество на соседнем. Барон Угенберг понемногу болеет манией величия и уже мнит себя повелителем мегагосударства, которое в скором времени растянется от Атлантического океана до Китайского моря. Конца и края этому бессмысленному противоборству и боданию лбами на границе не видно, к тому же, как водится, существует масса сил, которые совковыми лопатами загребают денежки, делая бизнес на этой войне, и их никак не устраивает мирное решение вопроса. Вы выступаете в роли седовласого и насквозь пропахшего войной лейтенанта Джеймса Андерсона, который обучен выполнять всякого рода подрывные и диверсионные миссии глубоко в славяно-монгольском тылу.
На войне как на войне. Как вы сами понимаете, война, которая продолжается столь долгий срок, уже никак не может походить на свой прообраз из реальной истории и должна по идее куда-то меняться, прогресс-то не стоит на месте. Поэтому здесь уже соседствуют элементы из Первой Мировой: минные поля, перекопанные и обмотанные колючей проволокой километры траншей, тяжелые стационарные пулеметы образца войны севера и юга в Америке, газовые атаки, дуэли снайперов... с атрибутами из Второй Мировой: автоматическое оружие всех моделей и фасонов, радары, танки, массированные авиабомбардировки... плюс добавлено до кучи еще немножечко примочек из нынешней современности: вертолеты, лазерные прицелы у винтовок, электроника. В общем, получившаяся убойная смесь, в которой вам предстоит "вариться" на протяжении долгих шести этапов-миссий, в любом случае выглядит многообещающе.
Динамичный вступительный ролик на движке демонстрирует, помимо прочего, и перестрелку между снайперами (напоминает атмосферу фильма "Враг у ворот"), как бы сразу давая понять, что игра содержит массу stealth'а, то есть большую часть игры вам придется провести, ползая на брюхе по окопам, прижимаясь спиной к холодной кирпичной стене и внимательно выискивая через разбитое окно какой-нибудь хибары в оптический прицел засевших в развалинах снайперов противника. Сходной тактики вам придется придерживаться первые пару миссий. Начало выписано вообще здорово, вы перебежками ползаете по окопам, повсюду рвутся артиллерийские снаряды, снайперы не позволяют и носу высунуть за бруствер, а сверху все поле боя основательно поливают пулеметным огнем вертолеты. Все это позволяет проникнуться к разработчикам глубокой симпатией и мысленно поблагодарить их за прекрасно переданную боевую атмосферу. Большая часть всех этих неожиданных и оттого весьма эффектных событий прописана скриптами, поэтому стоит вам переступить через невидимую черту - и вам на голову тут же посыплются обломки рухнувшего дерева, внезапно обдаст осколками разлетевшейся от взрыва земли и из соседнего закутка внезапно вывалится рота агрессивных автоматчиков азиатской наружности.
Конечно, выискивать хорошо попрятавшихся снайперов довольно сложно, поэтому большинство из них удастся обнаружить, невольно выставляя в качестве мишени свое собственное тело. Хотя, если не хотите каждый раз загружаться, получив очередную честно заработанную пулю непонятно откуда, можете поставить уровень сложности на "easy" и тогда вас уже не будут убивать с первого раза - подлецы растянут это удовольствие подольше. Понятно, что далеко не все время вы будете прятаться за ящиками и хорониться в вентиляционных шахтах, придется и конкретно пострелять, выкашивая целыми взводами нападающих на вас славян, монголов, казаков и модифицированных солдат устрашающей наружности. Для этих целей специально через каждые полкилометра попадаются закрепленные стационарные пулеметы, при помощи которых можно вычищать рядами и колоннами пехоту, наседающую на вас со всех сторон подобно стаду распоясавшихся тараканов.
Середина игры пройдет в живописных развалинах города, где вам еще предстоит повоевать с парочкой танков, сперва уничтожив один из них, а потом выманивая второй под пушку первого – реально приходится попотеть. Затем Джеймс Андерсон посетит секретные лаборатории противника, побывав там в качестве подопытного кролика, от души покатается на бронепоезде "Царь Иван" и, в конце концов, доберется в Берлине до покоев самого барона Угенберга. Войну Андерсон, конечно же, в итоге не остановит, зато узнает массу нового и интересного про свое руководство, в частности про темные делишки сотрудника секретной службы полковника Митчелла...
Стрелять - так стрелять... Поскольку расстреливать солдат неприятеля лучше всего издалека, то и большинство из представленного оружия снабжены снайперским прицелом, включая тяжелые автоматы и пулеметы, правда, глубокий zoom работает только у снайперки. Еще про оружие можно добавить, что его здесь очень много, раза в два больше обычного, потому как представлены чуть ли не по два-три образца каждого типа (при этом по понятным причинам большинство являются вымышленными моделями). Начинается все с обычного ножичка, дальше следуют пистолет с глушителем, помповое ружье, несколько легких автоматов, несколько тяжелых, гранатомет и базука, плюс несколько типов гранат, включая и газовые. К сожалению, носить с собой весь этот богатый арсенал авторы не дозволяют (пару тяжелых пушек Андерсон носит на спине, на большее его спины уже не хватает, что логично), поэтому то и дело приходится что-то выкидывать, чтобы подобрать встречающуюся по дороге более навороченную модель орудия убийства.
Нельзя не отметить и просто идеальную озвучку оружия, которой вполне могут позавидовать большинство новомодных FPS. Пожалуй, именно качественный и сочный звук выстрелов, бряцание при перезарядке оружия, различные звуки при попадании пуль по разным поверхностям и т.д. и т.п. заставляют проникнуться к игре неподдельным уважением.
Не сильно отстает от звукового ряда и симпатичная картинка. Разработчики не стали брать на вооружение чей-то лицензированный движок, а представили свой, Phoenix 3D. До Unreal'а ему, конечно, далековато, но заткнуть за пояс добрую половину шутеров прошлого года он вполне в состоянии. Притом, что, вроде бы, ничего необычного здесь нет, но смотрится все очень неплохо: перепаханные взрывами и запорошенная снегом траншейная линия фронта с колоритно расставленными по сторонам обломками танков и пушек, красочные развалины полуобвалившихся зданий в городе, многоуровневые секретные лаборатории при всех делах, горные лагеря, окруженные смотровыми вышками и т.д., разве что цветных красок авторы малость пожалели, обрядив свои помещения по большей части в серые тона. Играть вы можете как с видом от первого, так и от третьего лица, переключая его в любой момент по собственному желанию. Лично мне было ближе и привычнее бегать с видом "из глаз", хотя в некоторых ситуациях, например, чтобы куда-нибудь взобраться, приходилось переходить и на вид со спины. К тому же еще отмечу, что новенький движок очень шустро бегает, что для FPS также немаловажно.
Потратив массу усилий на реализацию запоминающейся одиночной кампании авторы не обошли вниманием и мультиплейер, вы можете поиграть по сети или Интернету. Предварительно выбрав понравившийся скин, карту, режим (DM, Team DM, CTF, Isolation Case), лимит фрагов и отрегулировав прочие настройки. Представленные карты составлены довольно грамотно и в нужных пропорциях сочетают в себе укрытия, лестницы, вышки, коридоры, оружейные склады, открытые пространства, что, несомненно, по достоинству оценят фанаты командных сетевых разборок.
Одобрям! В завершение скажу, что мы получили еще один первоклассный шутер, лишь самую малость уступающий признанным лидерам жанра в плане графики. Все же остальное, включая управление, выдержано в строгом следовании классическим традициям, сдобрено отменным звуком и приправлено своеобразной оригинальной атмосферой альтернативного мира, основательно увязшего по самые уши в затянувшейся Первой Мировой, с чем в шутерах, пожалуй, сталкиваться еще не доводилось. Удовольствия от прохождения получаешь, пожалуй, практически ничуть не меньшее, чем в свое время от RtCW или MoH:AA. Особо радует и то, что почти все надписи на табличках дублируются на правильном русском языке, и повсюду слышится чистая русская речь, которой вас постоянно будут "награждать" бойцы с той стороны: "убью гада!", "все, сволочь, тебе крышка"... Весьма удачное сочетание stealth-миссий с убойной адреналиновой рубкой позволяет надеяться на то, что дела у 4х Studio скоро должны пойти в гору, что уже отчасти подтверждается началом разработки следующего шутера от первого лица на тему WW2 под названием "Stalingrad". Судя по аппетитному IronStorm'у нас ждет еще один интересный проект, поэтому пожелаем им удачи.