Search and Rescue 4: Coastal Heroes Platinum ( Phoenix )
Телефон спасения - 911 Как ни прискорбно, но стихийных бедствий, катастроф или просто аварий, в которых гибнут люди, в наше время хватает. Само собой, что оставлять пострадавших нельзя, поэтому во всех странах существуют многочисленные соответствующие службы, работа которых порой не менее опасна, чем у военных, да и интереснее в некотором роде. Тем не менее, игр о спасателях на компьютере не так много, как хотелось бы, а ведь эта тема имеет огромный потенциал. Впрочем, существует уже достаточно давно серия игр, в которой мы как раз и выступаем в качестве отважного сотрудника службы спасения - серия Search and Rescue, четвертый представитель которой сейчас перед нами.
Как все начиналось...
Начиналось все несколько лет назад, когда программисты из InterActive Vision, мрачно окинув взором компьютерный рынок того времени, решили выпустить вертолетный симулятор. Однако от многочисленных "Апачей", "Команчей", МИ-24, и прочих летающих танков в электронном небе уже было тесно, и разработчики стряхнули пыль истории с концепции пилотирования гражданского вертолета вне зоны боевых действий. Надо сказать, что они на этом поприще не оказались первыми, да и их творение - Search and Resсue - по большому счету благополучно провалилось. Причин тому было много, но главными были излишняя оригинальность и фантастическое количество глюков, которым могла бы черной завистью позавидовать первая версия Windows 95.
Вместо того, чтобы усадить игрока в кресло пилота очередного монстра с пропеллером, загруженного оружием, как новогодняя елка гирляндами, разработчики запихнули нас в кабину спасательного вертолета, на котором единственным средством умерщвления оказались два медика. В самой игре нам предстояло познать все прелести службы в местном МЧС и посетить многочисленные "горячие точки", но вот только не там где стреляют, а там, где происходят многочисленные катастрофы и стихийные бедствия. Заданий была предусмотрено много, от относительно стандартной эвакуации пострадавших с места различных аварий и заканчивая такими необычными, как, например, тушение пожаров. В общем, сама идея была замечательной, тем более, что разработчики выдали весьма приличную графику и высокий уровень реализма. Но вот на этом хорошие стороны того первого проекта и заканчивались. Во-первых, у многих людей вызывало непонимание сама идея того, что здесь людей нужно спасать, а не производить их профилактический отстрел из 30-мм орудия. А во-вторых, программа была сделана настолько неудачно, что получилась игра, которую можно охарактеризовать так - глюк на глюке. В общем, ничего хорошего сначала не получилось.
И во что это вылилось...
Так бы, наверное, и закончилась история Search and Resсue, но идея была слишком заманчива и хороша, чтобы умереть в безвестности, поэтому вышла вторая, а затем и третья части игры, в которых многочисленные баги первой версии были исправлены, графика улучшилась, а реализма и разнообразия стало еще больше. Теперь Search and Resсue - это целая вселенная со своими традициями, достоинствами и недостатками, а главное - с десятками поклонников по всему миру. Нельзя сказать, что вторая и третья часть были приняты как суперхиты, но место под солнцем они заслуженно заняли. И вот, торжественный момент - продолжение серии, на этот раз под номером "четыре" вертится в CD-ROM'ах компьютеров.
Вообще, сам факт издания уже четвертой части игры говорит о многом. Как правило, игровые сериалы так долго не живут, даже самые великие игры редко когда переваливают за цифру три, тем более в короткий промежуток времени, и это вполне понятно - очень сложно создать действительно хорошее продолжение, внеся не только косметические, но и более глубокие изменения, а если серия живет долго, то она обычно деградирует. Яркий пример этого у нас перед глазами - великая некогда Might & Magic, которая, похоже, скоро побьет все рекорды, если рядом с M&M появится магическая десятка, да вот только интереснее она от этого не становится. И как ни странно, с Search and Resсue ситуация совершенно обратная: в совсем короткие сроки выходит целый каскад игр этой серии, но они не только не становятся хуже, наоборот, каждая последующая улучшает предыдущую, причем весьма существенно. Итак, перед нами продолжение этой эпопеи - Search and Resсue 4: Coastal Heroes!
Процесс.
Для начала скажу, почему Coastal Heroes, дело в том, что нам предстоит играть за береговую охрану, Coast Guard, не путать с пограничниками. Как и прежде, сама концепция игры остается неизменной: мы выступаем в роли пилота спасательного вертолета и в ходе кампании будем принимать участие в самых разнообразных операциях. Сразу хочу предупредить, что каких-то глобальных катастроф в игре нет, то есть летать над развалинами какого-нибудь местного Нефтегорска не придется, равно как и над чернобыльской АЭС. Миссии, как правило, гораздо более прозаичны, так что забудьте о роли спасителя всего человечества от очередной катастрофы.
Если вы играли в предыдущие части Search & Rescue, то о том, как проходит процесс спасения, вы прекрасно знаете и без меня, если же не играли, читайте дальше. Вот одна из миссий, которая достаточно ярко иллюстрирует S&R: эвакуация пострадавшего из аквапарка. В брифинге коротко сообщается, что человек упал с водяной горки, находится без сознания и вообще, никто не знает, что с ним делать. Причем описание весьма краткое, а задание весьма сложное, так что будьте готовы к многочисленным неожиданностям, например, на месте происшествия может не оказаться подходящей посадочной площадки.
Далее наступает ответственный момент выбора средства передвижения, коих всего три: старый добрый "Дельфин", здоровенный Sea King и совсем маленький, но фантастически маневренный BK117, причем в последнем создается такое ощущение, что летишь совсем без вертолета, поскольку большая часть кабины состоит из стекла.
И вот вы оказываетесь на взлетной площадке, в кабине выбранной машины, которая только и ждет, чтобы взлететь. Дальше все тривиально: запускаем двигатель (вот помнится, в B-52 Flying Fortress этот процесс растягивался минуты на две, а здесь все просто - кнопку нажали и готово), получаем разрешение на взлет и берем курс к месту аварии. Курс, кстати, определяется по приборам и по карте.
Дальше начинается та часть игры, за которую я больше всего и люблю S&R: пилотирование вертолета. Если вы думаете, что оно заключается только в нажатой клавише "газа", то вы сильно ошибаетесь, во-первых, машина должна все-таки лететь вперед, а не вниз, поэтому работать рулевыми устройствами и менять режимы двигателя придется постоянно. Кроме того, вы летите не над пустыней, а над весьма пересеченной местностью со всеми вытекающими последствиями - чуть зазевались - и на месте вертолет полыхнет огромный костер. Добавьте к этому ветер, который вполне может снести маленький вертолет с курса или даже вообще разбить его о скалы. Короче, в полете вам предстоит очень сложная и разнообразная деятельность. Как-то так получается, что аварии происходят обычно далеко от вашей базы, поэтому лететь можно и несколько часов реального времени, но, к счастью, разработчики как и раньше предусмотрели режим "скачков". Выглядит это так: вы твердо ставите машину на нужный курс, набираете скорость, и через некоторое время появляется сообщение: до прыжка 15 секунд, а через указанное время вертолет перемещается к месту происшествия, которое выполнено в виде отдельной локации, то есть загружается по ходу игры (как в Might & Magic 9, например). Дальше вам предстоит работать уже на месте событий, где подобранная ранее команда медиков сделает все что нужно, после чего вам с пострадавшим предстоит лететь в госпиталь. Как и раньше, по дороге он может тихо и мирно скончаться, что, вообще говоря, крайне нежелательно.
Миссии бывают самые разнообразные: эвакуации всех видов (с химзавода, где произошел взрыв, с горящего корабля, с места крупной автомобильной аварии и т. д.), инспекционные облеты местности (в одной из миссий мы будем катать чиновника над карьером...) или кораблей, работа в зоне сошедшей лавины и много других веселых заданий. Вертолет обвешан спасательными устройствами, самое главное из которых - это, конечно, лебедка.
Уровень реализма в игре действительно высок, если вообще не лучший в жанре, чтобы не лишать вас радости открытий, описывать это не буду - посмотрите сами. Скажу только, что поведение вертолетов отличается очень сильно, так что выбирайте себе "винтокрыл" по собственному вкусу.
Последняя интересная деталь: нам предстоит действовать над самыми разнообразными районами: над морем, прибрежной полосой, в горных регионах, в пустынях...
Я здесь описал далеко не все прелести игры, в общем, игровой процесс можно оценить только на "отлично", никак не меньше.
Внешний вид.
Начнем с графики. Если в общем виде, то графический движок оставляет более чем приятные впечатления, хотя и чего-то нового в жанр не вносит. Отлично сделаны "внутренности" вертолета, и сам внешний вид машины: высокая детализация, надписи, красиво вращающиеся винты, прекрасно видно, что происходит внутри кабины. Ландшафты тоже сделаны очень неплохо, выглядят красиво, хотя море и береговая линия могли бы быть лучше, а вот вид пустыни - это действительно здорово. Очень интересно смотрится вид с высоты - создается ощущение полной реальности происходящего, особенно на маленьком вертолете, где даже кабина имеет превосходный обзор. Игра трехмерна, вы сможете посмотреть на вертолет под любым понравившимся углом или покрутить головой в кабине. Существует множество нейтральных объектов, особенно в городах: машины, толпы людей и так далее. Причем, люди активно реагируют на ваше присутствие: начинают махать руками, а если вы сядете им на головы, разбегутся в разные стороны, кстати, люди на этот раз похожи именно на представителей человеческого рода, а не на спички, как это было раньше. Анимация приличная, да и вообще, графических глюков не заметно. Есть в игре и спецэффекты: пыль, поднятая лопастями, следы на воде от того же, огонь и так далее - смотрятся более чем неплохо.
Больше всего порадовала в игре музыка - мелодии достойны издания на отдельном диски: красивы, разнообразны и вообще для слуха приятны. Звуки вполне стандартны, можно выделить разве что рокот двигателя.
Управление.
В игре множество настроек реализма, поэтому "подогнать" игру под себя смогут абсолютно все, от тех, кто винтокрылые машины на компьютерах видит первый раз в жизни, и вплоть до асов, налетавших много часов в симуляторах или в реальной жизни. Я собственно это все к тому, что уровень того самого реализма непосредственно влияет на то, насколько сильно ваш летательный аппарат будет зависеть от воли пилота. Сразу хочу сказать, что управлять вертолетом здесь невероятно сложно - это не аркадный "Команч 4", где после короткой тренировки даже обезьяна сможет стать пилотом. В Search and Resсue все не так - чтобы заставить машину делать то, что вам нужно, придется выложиться по полной программе. Описывать это можно сколько угодно, но все равно невозможно создать картины того, насколько сложно удержать вертолет, например, в штормовую погоду (а летать приходится и в такую, что делать, работа спасателя вещь нелегкая). Несколько облегчает задачу джойстик, хотя может не спасти и он. Конкретно, мы сможем совершать практически все действия, доступные в реальной жизни, хотя управление различными системами вертолета не отличается особой подробностью, но попотеть придется. Игрок сможет заставить машину лететь в бок, совершать разворот на месте, можно послать вертолет в резкое пикирование (очень здорово, кстати, если внутри есть эвакуированные пассажиры - попробуйте, будет весело) или двигаться "задним ходом". Плюс управление многочисленными спасательными устройствами и режимами работы двигателя. Все это потребует невероятных усилий с вашей стороны, контролировать свои действия придется чуть ли не ювелирно, иначе спасательная операция может закончиться весьма плачевно. Для управления вертолетом задействована почти вся клавиатура, так что даже самый придирчивый геймер сможет обеспечить достойный уровень реализма, либо, отключив почти все сложные моменты, наслаждаться простым и аккуратным полетом. Кроме того, тип вертолета также сильно влияет на его поведения, например, большая машина обладает лучшей устойчивостью, а маленькая позволит игроку предпринимать рискованные действия, те маневры, которые смертельны на большом вертолете, вполне сгодятся для меньших экземпляров из-за их проворности.
Вывод.
Игра, конечно, не для тех, у кого руки приросли к изрыгающим огонь средствам уничтожения, но если вам не чужды мирные устремления, то Search & Rescue 4, безусловно, займет в вашей коллекции самое достойное место. Игра выполнена действительно здорово, придраться просто не к чему. Судите сами: красиво, оригинально, разнообразно и главное - интересно. В общем, играйте, удовольствие гарантировано. Перекуем мечи на орала.