Так уж сложилось, что первой компьютерной игрой считается "Теннис для двоих", изобретенный в 1958 году американским ученым Вильямом Хайджинботэмом (William Higinbotham). Игра заключалась в том, что две ракетки, нарисованные на экране осциллоскопа, перебрасывали мячик через сетку - чёрточку посередине экрана. О том, что последовало далее, знает, наверное, каждый - совершенствовались компьютеры, совершенствовались компьютерные игры, и симуляторы тенниса в том числе. Палочки-человечки превратились во вполне реальных игроков, обладающих яркой индивидуальностью и характером, а корты мало чем отличаются от тех, на которых проводят международные турниры.
В последнее время признанным лидером спортивных симуляторов является компания Electronic Arts, выпускающая не меньше полудюжины игр в год, отличающихся прекрасной графикой и увлекательным игровым процессом. Теннис не вошёл в сферу разработок этого гиганта, чем не преминули воспользоваться конкуренты. Наряду с другими, свои силы в теннисных симуляторах решили попробовать разработчики из французско-канадской компании Microids. Попробовали - понравилось, и вот уже и продолжение подоспело, о котором я вам и поведаю.
Урок теннисного мастерства Tennis Masters Series 2003 - это продолжение прошлогодней игры от Microids, базирующееся на реально существующей серии "Мастерс", проводящейся под эгидой ассоциации теннисистов-профессионалов или попросту ATP. В Серию входят 9 турниров, ранее известных под названием "Супердевятка", которые завершаются финалом, где победивший игрок провозглашается лучшим теннисистом планеты. По ходу игры, вы посетите 9 городов и 9 кортов с различным покрытием и погодными условиями. Чемпионат начинается в американском Индиан-Уэллсе (Indian Wells), затем вы отправитесь на корты Майами, Монте-Карло, Рима, Гамбурга, Парижа, Мадрида, Цинциннати и Торонто. Если вы окажетесь в числе лучших из лучших по итогам сезона, то вас ожидает грандиозный финал, который пройдёт в Шанхае, и где вы сможете стать чемпионом мира.
Осторожно, гравий! Корты в игре делятся на те, что с твёрдым покрытием и те, что посыпаны гравием. Быстрые корты вы найдёте в Индиан-Уэллсе, Майами, Торонто и Цинциннати, а гравийные - медленные - в Монте-Карло, Риме и Гамбурге. Два турнира - в Мадриде и Париже - проходят в помещении, на искусственном покрытии. Если раньше покрытия отличались друг от друга разве что цветом и скоростью полёта мяча, то разработчики из Microids пошли много дальше. Каково же было моё удивление, когда, погнавшись за уходящим мячиком, мой игрок поскользнулся, и чуть было не растянулся на корте во весь рост, а после того, как на гравийном покрытии теннисисты стали оставлять следы кроссовок, мне захотелось зааплодировать, за что я тут же поплатилась, пропустив коварно закрученную подачу. Как я поняла позже, сюрпризы только начинались.
Побегав по гравийному корту некоторое время, начинаешь замечать, что ноги отстают от туловища, увязая в покрытии, а мячик, посланный со всей силы, отскакивает от площадки противника как-то лениво и неестественно медленно. На твёрдом корте всё наоборот, бегать приходится быстро и много, при этом ещё надо и по мячику попадать, что оказывается совсем не простой задачей, даже на самом лёгком уровне.
Главное, чтобы костюмчик сидел Арсенал ударов включает в себя всего четыре удара: плашмя, резаный, кручёный и свеча. Кому-то этого может показаться мало, но я и в этих четырёх кнопках долго разбиралась, причём по ходу своего первого матча, так как о тренировках разработчики игры просто не позаботились. Наверняка найдутся люди, играющие в теннис регулярно, и им не требуется объяснять какой удар и в какой ситуации применять, но для игрока, державшего ракетку раз в жизни или только видевшего пару матчей по телевизору, это может оказаться непосильной задачей.
Предположим, что вы всё-таки разобрались, когда и как бить, теперь самое время применить полученные знания на практике, приняв участие в чемпионате. Прежде всего, вам предложат создать своего игрока (строго мужского пола, разумеется), подобрать ему форму, ракетку, дать имя и распределить сотню очков и игровое амплуа. Если вам нравится атакующий теннис, то выберите установки игрока, ищущего удачу у сетки, если вы поклонник обороны, то вашего место на задней линии; для тех, кто не определился, существует золотая середина, с равным распределением очков между умениями. Для тех, кому не нравятся предложенные разработчиками физиономии, в большинстве своем - небритые, в игре существует возможность импортировать своё или любое другое фото. Кроме вашего игрока, в игре присутствуют 67 заранее созданных персонажей, которые с лёгкостью могут стать вашими подопечными.
Шоу начинается! Теперь самое время решить, во что собственно вы решили ввязаться. В игре четыре различных режима: непосредственно серия "Мастерс", карьера, показательные выступления, а также игра по Сети. Сразу отправляться на просторы Интернета смысла большого нет, всё равно, что лезть на сервер Quake после первой установки игры. Как говорится, "не зная броду...", так что придётся выбирать между оставшимися тремя вариантами. Вне зависимости от вашего выбора вас попросят решить, на каком уровне сложности вы хотите играть - от новичка до мастера. Даже на первом уровне пройти игру не так уж и просто, не говоря уже о профессионалах и тем более мастерах. Интеллект врагов сначала восхищает, настолько он высокий, а затем, после нескольких вчистую проигранных сетов, начинаешь с сожалением вспоминать о тех временах, когда посланный в угол корта мяч, не брался даже профессионалами, а теперь не представляет проблем даже для самого захудалого новичка. Между тем это не означает, что ваш противник не ошибается, просто на фоне ваших многочисленных ляпсусов его ошибки встречаются гораздо реже.
Похвалы заслуживает мимика игроков, которая меняется в зависимости от ситуации. Выигранное у противника очко заставит его сокрушённо помахать не только головой, но и ракеткой, а после несколько пропущенных мячей один из моих соперников был готов разрыдаться в полный голос. Напротив, победа или удачный гейм будет отпразднован по полной программе - криками и ритуальными танцами.
Разработчики обещали не менее шестидесяти различных движений игрока и, судя по всему, не обманули - теннисисты не просто бегают за мячом, но и кувыркаются, падают, выполняют различные акробатические движения, а порой и откровенно издеваются, посылая мяч из-за спины или между ног противника. Наблюдать за такой игрой, а тем более участвовать одно удовольствие.
Графика и работа камеры Графика заслуживает похвалы, ибо выполнена на самом высоком уровне. Каждый игрок не только трёхмерен, в его создании использовались не менее пяти сотен заранее проработанных движений и более 6000 полигонов, что ровно в полтора раза больше, чем в предыдущей версии. Все корты взяты с фотографий реальных мест, снятых в высоком разрешении. Тени и освещение динамичны и меняются в зависимости от положения игрока и даже времени суток, которое вы можете выбрать на своё усмотрение.
Работа камеры не вызывает нареканий. Вы можете поменять установки камер, но лучше оставить всё как есть. Каждый удачный удар и самые интересные моменты будут обязательно повторены сразу после завершения розыгрыша. Если отличились не вы, и любоваться на свой провал ещё раз вам не по нутру, то всегда можно нажать заветную кнопочку и забыть о неудаче.
Глас Божий или крик в толпе Что касается звуков, то в игре их не много, так как в теннисе важна концентрация, которая лучше всего достигается в тишине. Между тем звуки скачущего мячика выполнены достаточно реалистично, как и голос судьи, раздающийся, словно глас Божий откуда-то из поднебесья. Самое интересное, что во Франции судья говорит по-французски, а в остальных местах исключительно по-английски, игнорируя местные диалекты. Публика, как и в реальной жизни, не хранит гробовое молчание, а реагирует довольно бурно. Если зрителям что-то не нравится, то они начинают свистеть и проявлять неудовольствие, и напротив живой и интересный теннис заставит их аплодировать и гудеть от удовольствия. Изредка с трибун доносятся чересчур громкие выкрики, и тогда реакция судьи будет незамедлительной.
Гейм. Сет. Матч Подводя итоги можно сказать, что разработчики из Microids проделали серьёзную работу, а мы получили интересный симулятор тенниса, которым можно позабавиться в то время, пока открытые корты покрыты сугробами, а закрытые залы могут быть слишком дороги для кармана обыкновенного геймера. Сожаление, граничащее с прискорбием, вызывает тот факт, что, повесив столь громкое имя на обложку, разработчики позабыли договориться с самой Ассоциацией игроков, и в результате на корте бегают маловразумительные "нюландеры" и "яблоновские", в момент лишая игру и всей атмосферы и собственно интереса. Тщательней надо, как говорил Жванецкий, тщательней, господа!