В цирке:
- Папа, папа, это уже обезьяна?!
- Нет, сынок, это кассир... Все мы любим цирк. Ну, или почти все. Во всяком случае, дети цирк точно любят, да вот только часто в него ходить весьма проблематично, да и времени нет, а жаль, ведь захватывающее шоу можно смотреть не отрываясь много часов подряд. И как обычно, в таких случаях, на помощь нам приходит самое полезное изобретение человечества - компьютер, который сможет в некотором роде заменить собой реальность. В данном случае, программисты создали игру, благодаря которой мы сможем не только оказаться на цирковом представлении, но и принять в нем самое непосредственное участие. Скажите, разве вам никогда не хотелось оказаться на залитой огнями прожекторов арене цирка, перед множеством восторженных зрителей, продемонстрировать им все свое умение и услышать в свой адрес громовые аплодисменты?
Что, правда, не хотелось? Ну, меня, в общем, тоже особо на арену не тянет. Но, тем не менее, занятие это я думаю весьма интересное, недаром ведь многие десятки людей отдают этому всю свою жизнь. И вот компания Wonderdog дает нам прекрасную возможность оказаться на месте актеров цирка и почувствовать все неимоверное напряжение этого захватывающего процесса - циркового представления. Сразу хочу оговориться, если вы уже надеетесь заменить собой всех актеров вместе взятых, стать одновременно и клоуном, и гимнастом, и менеджером заодно, то вы будете несколько разочарованны, - играть мы будем всего-навсего за "скромного" жонглера. На самом деле, выбор специальности более чем удачный: во-первых, не трудно реализовать в компьютерном варианте, а во-вторых, люди, способные одновременно вращать в воздухе добрый десяток предметов, часто становятся гвоздем программы.
Теперь собственно об игре. Называется она Virtual Juggler, несложно догадаться, что нам предстоит жонглировать. Как только вы впервые увидите непривычный и кажущийся совершенно устаревшим интерфейс, не впечатляющую поначалу картинку, вам наверняка захочется пустить этот диск с балкона в направлении мусорных баков, но поверьте, это будет большой ошибкой. Игра относиться к таким продуктам, которые раскрываются во всей красе не сразу, а лишь через некоторый промежуток времени, а что касается кажущегося отсутствия смысла, то игра на высокий интеллектуальный уровень и не претендует. Она из той же серии, что и тетрис или lines, где графика и тому подобная мишура абсолютно не важна, но из-за отлично продуманного геймплея, проект затягивает на многие дни, если не месяцы.
Чтобы сразу дать более или менее ясное представление об этом продукте, я начну, вопреки обыкновению не с игрового процесса, а с графики.
Внешний вид. Что касается графики, как таковой, то о ней здесь говорить совершенно неуместно, поскольку уровень графического исполнения напоминает все то же тетрис. Сам игровой экран, можно сказать, состоит из трех малосвязанных друг с другом элементов: жонглера, предметов жонглирования и фона. Не ждите каких-то изысков, никакого 3D или крутой анимации не будет. Анимировать здесь собственно и нечего, поскольку движутся только шарики и руки жонглера, ну если движения шариков еще ничего, то вот циркач выглядит как картонное изображение, которое просто перемещается на какой-нибудь картинке. Есть еще один вариант игры, когда жонглера заменяют две кисти рук, совершенно независимо от остального тела двигающиеся по экрану и подбрасывающие в воздух шарики и тому подобные вещи, об этом позже. Разнообразие в игру вносится фонами, которые сильно отличаются друг от друга. Начав на арене заурядного цирка, вы перенесетесь в открытый космос (видимо, чтобы космонавтов развлекать), где шарики будут летать на фоне планет и звезд, можно будет пожонглировать недалеко от какого-то замка при восходе солнца, ну и так далее. Фонов много, так что устать от их однообразия вы не успеете.
Что порадовало, так это наличие в игре многочисленных видеороликов. Насчитать таковых удалось около пятнадцати и все они - записи цирковых представлений, как правило, с участием жонглеров. Ролики достаточно длинные и дадут играющему возможность насладиться искусством настоящих артистов цирка в полной мере.
Музыка и звуки в игре сделаны очень неплохо. Музыкальное сопровождение, в общем, соответствует атмосфере, оно не слишком быстрое и под него вполне можно жонглировать и в реальном цирке. Что касается звуков, то они удивляют скорее не качеством, а подбором: многие из них просто комичны, это вполне соответствует духу игры. Особенно повеселил голос жонглера, когда он по вине игрока теряет шарик: представьте себе звук похожий на "оу", произнесенный голосом, доносящимся из-под воды с характерным бульканьем.
Что нужно делать. В игре существуют два режима: для новичков и более сложный. В первом вы будете управлять жонглером, точнее его верхней половиной, и вам нужно всего-навсего подставлять его изображение под движущиеся шарики. Во втором случае вы будете управлять руками, причем не своими, а теми, что на экране, ими придется подкидывать шарики, что сделать не так-то просто. Жонглируя разнообразными предметами, вы переходите с уровня на уровень, меняя декорации и сами предметы. Чтобы сей переход осуществился, игрок должен подбросить, ни разу не уронив, определенное количество шариков, пример: первый уровень - 25 подбрасываний, второй - 35 и т.д. Кроме того, уровни различаются не только количеством предметов, но заданиями. Например, на первом уровне будет всего три шарика, которые можно отбивать любым местом жонглера (если вы играете на низком уровне сложности), а на втором - уже четыре шарика, один из которых можно отбить только головой. Позднее экран будет просто забит всякими предметами, которые предстоит кидать в совершенно бешеном темпе. Само собой, вы определяете направление в котором полетит отбитый предмет, так что и здесь есть над чем подумать: разбросав шары по разным углам экрана, вы можете просто не успеть подхватить их все. Кстати, если вы теряет шарик, начинать уровень придется заново, а на всю игру есть ограниченное количество попыток.
Выше я почти всегда говорил, что жонглировать придется шариками, но это не совсем так. Кроме вышеупомянутых круглых предметов нам предстоит подбрасывать в воздух дубинки (ну или бутылки) , факелы (естественно, горящие), орехи, глаза(!), куриц(!!)... Все это безобразие будет летать в течение ста(!!!) уровней, честно говоря, не знаю, каким энтузиастом нужно быть, чтобы одолеть их все, учитывая, что прохождение даже одного сложного уровня может занять одну-две минуты, следовательно, все сто можно пройти примерно за два с половиной часа. А возможность сохранения создатели игры как-то не предусмотрели...
Есть у местных шариков одна особенность - это их скорость движения, точнее динамика. Представьте себе, как шарик очень медленно, неторопливо как в замедленной съемке взлетает вверх, замирает на секунду в верхней точке и мгновенно падает вниз, скорость падения такая, что даже уследить трудно, а ведь нужно еще поймать этот шарик.
Цель всего происходящего заключается, во-первых, в просмотре заставок, а во-вторых, в занесении своего имени в холл славы, в список, который возглавляет некий Гарфилд. Кстати, в игре есть призы, которые можно подхватывать шариками, плюс есть определенная последовательность, в которой предметы стоит подбрасывать, о ней, впрочем, часто можно и не вспоминать.
Как это нужно делать. Мышкой, мышкой... Кроме движения жонглера нам доступны только два действия: выход и пауза. В сложном "с руками" вам предстоит работать еще и с клавиатурой, а в обычном она совершенно не требуется. Особенность здесь только одна: я уже говорил о том, что шарик падает почти мгновенно, поэтому поймать его можно, только действуя очень быстро. Вот здесь как раз мышь и помогает, ей можно работать намного быстрее и главное точнее, поскольку, часто придется ловить шарики, падающие почти одновременно, но в разных концах экрана, а некоторые нужно ловить особыми способами.
Резюме. Конечно, как серьезный проект, нацеленный на большую популярность или просто широкую известность, Virtual Juggler рассматривать нельзя. Более того, эта игра на столь серьезные определения и не претендует, что неудивительно, даже эту не самую сложную идею можно было реализовать лучше. Казалось бы, что может быть хорошего в игре, с не впечатляющей графикой... Выше я практически не давал оценок составляющим игры, ограничиваясь простым описанием, поэтому могло создаться впечатление, что "виртуальный жонглер" - это еще один малобюджетный проект, достойный лишь свалки. А вот теперь представьте, как бы выглядело описание, например, тетриса... Дело в том, что и эта игра выделяется вовсе не техническим исполнением, а потрясающей играбельностью. Проще говоря, бесполезное подкидывание шариков в воздух затягивает с потрясающей силой. Чтобы просто отдохнуть во время какого-нибудь перерыва игра подойдет прекрасно: просто, быстро и интересно.