Если не считать древних двухмерных аркадок с их маленькими летающими островками, служившими только для того, чтобы перепрыгивать с одного на другой, избегая падения в пропасть между ними, то, пожалуй, впервые довольно популярная в фантастике и фэнтези тема летающих островов нашла свое компьютерное воплощение в игре Stratosphere, вышедшей в 1998 году. Игра Project Nomads по предварительным описаниям могла показаться ее клоном, но на самом деле, несмотря на некоторые общие черты, у германской компании Radon Labs получился весьма оригинальный и стильный продукт.
Итак, жила-была некая планета, на которой в давние времена обитала могущественная цивилизация. Как водится, могущества у нее было больше, чем ума, так что кончилось все грандиозной войной, погубившей не только цивилизацию, но и саму планету. Но разрушенная планета не обратилась в рой мертвых астероидов, дрейфующий в безвоздушном пространстве; вместо этого ее обломки стали летающими островами, плавающими в по-прежнему пригодной для дыхания атмосфере, и на этих островах действует обычная гравитация, хотя сами они никуда не падают. Острова образуют несколько слоев, или уровней, а в самом низу сохраняется непригодное для жизни магматическое ядро.
Пожалуй, это единственное в игре, что плохо совместимо с реальной физикой; в остальном же, несмотря на встречающиеся фэнтезийные атрибуты вроде "магии" и "заклинаний", Project Nomads (как, кстати, и Stratosphere) выглядит вполне добротной научной фантастикой в отчасти жюльверновском (или, как нынче модно выражаться, "стимпанковском" (steampunk)), отчасти "послеядерном" стиле. Первому соответствует антураж с аэропланами, дирижаблями, неторопливо вращающимися винтами, громоздкими пушками из клепанного металла и т.п., второму - политическое устройство мира: без могучих держав и центрального правительства, с разрозненными кланами, то торгующими, то враждующими друг с другом, развалинами, утраченными связями между различными областями мира, остатками древних технологий и бесшабашными авантюристами-"кочевниками" (те самые nomads), путешествующими по этому странному миру в поисках приключений и рискованных, но доходных заданий, которые могут предложить представители кланов. Эти путешественники - и воины, и пилоты, и инженеры. И вот три друга-"кочевника" (играть можно за любого из них) получают задание от торговцев Серого Рынка выкрасть некий артефакт с острова, охраняемого кланом Стражей (sentinels). Они отправляются в путь на своих бипланах в духе Первой мировой, но в пути их перехватывают истребители Стражей (более продвинутые, напоминающие самолеты из Crimson Skies). В неравном бою двух друзей берут в плен (собственно, больше вы их не увидите, хотя дальше и будет миссия по их освобождению), а подбитый самолет третьего (то есть ваш) падает на пустой и необитаемый летающий остров, где вас и оставляют в покое, считая погибшим.
Однако, выбравшись из-под обломков, вы обнаруживаете некие старинные руины и ненароком освобождаете заключенного в них представителя древней расы master builders, когда-то бывшей хозяевами планеты и владевшей самыми продвинутыми технологиями. Очевидно, они овладели и технологией перехода в энергетическую форму, что и позволило вашему новому знакомому так хорошо сохраниться спустя все эти годы, хотя внешне он весьма напоминает призрак. В лучших традициях бутылочных джиннов, он полон гнева на тех, кто заточил его, и благодарен освободителю. Он снабжает вас несколькими артефактами и помогает отстроить первичные сооружения, превращающие пустой и неподвижный остров в боевой корабль - в частности, главную башню (как и в Stratosphere, ее разрушение означает гибель всего острова), двигатель (весьма необычный, тоже в виде башни) и первые турельные установки. Здесь кончается обучающая миссия и начинается собственно кампания, в ходе которой вы, как водится, начнете с простого желания спасти своих друзей, а закончите спасением мира (в очередной раз придется уничтожать матку гигантских разумных насекомых, норовящих истребить человечество).
Кампания линейная и одинаковая для всех трех персонажей. Более того, типы сооружений и техники, которые они могут строить, тоже, в общем-то, одни и те же, хотя внешний вид и некоторые характеристики (броня, дальнобойность, скорострельность и т.п.) всех этих объектов различаются от персонажа к персонажу (иногда, впрочем, удается построить и "чужие", раздобыв соответствующий артефакт). По замыслу авторов, Goliath воплощает грубую силу, John - техническую продвинутость, а Susie - магическое искусство (и являются они, соответственно, выходцами с нижнего, среднего и верхнего уровня островов), но на самом деле различия между тремя героями незначительные, по большей части внешние, и, пожалуй, недостаточные для того, чтобы было интересно пройти игру за каждого из них.
Подход к строительству сильно отличается от того, что привычен для нас по стратегическим играм. Собственно, это не строительство в обычном смысле, а развертывание артефактов, которые в компактном виде можно носить на поясе (чисто мест фиксировано, хотя со временем вам дают его увеличить), а в развернутом они превращаются в здания. Уничтоженные здания, как правило (но не все!) превращаются снова в артефакты (кстати, уничтожать вы их можете и сами, если решили расчистить площадку под что-то более нужное или просто перенести сооружение в другое место). Пока здание не уничтожено, его можно ремонтировать, а также брать управление им на себя. Строительство возможно лишь в строго фиксированных местах (зависящих от типа артефакта - так, двигательную башню можно строить только в центре острова), и места на острове немного (и, в отличие от Stratosphere, со временем наращивать остров нельзя). Помимо "строительных" артефактов, имеются также боевые - бомбы и "заклинания", которые вернее было бы назвать гранатами или энергетическим оружием. Они тоже занимают место на поясе и со временем кончаются при использовании. Боевые артефакты различаются у разных персонажей.
Не могу гарантировать, что по ходу игры нашел все возможные артефакты, но вот основные (точнее, здания, которые из них получаются):
Сторожевая (на самом деле - двигательная) башня (watchtower) - без нее ваш остров не сдвинется с места. Впрочем, и с ней истинной свободой передвижения, как в Stratosphere, вы не обладаете. Включая двигатель, вы лишь получаете возможность перемещаться между фиксированными navigation point'ами, которые вам дают по ходу выполнения заданий миссии. Единственное, в чем вы свободны - выключить двигатель раньше времени, не доезжая до места и остановившись в тактически более выгодной позиции. Это бывает полезно, но достаточно часто для прохождения миссии рано или поздно прибыть в точку на карте необходимо. Если вы не планируете останавливаться на полпути, то, активизировав двигатель, лучше не сидеть в башне, а бежать к турелям - мало ли что. А вообще, неторопливое движение острова смотрится здорово: чувствуется масса этой каменной громады и тяжелая работа мощного, но все же не ракетного, а скорее аналогичного паровому двигателя.
Турель (guntower) - сильно разнятся: от легких пулеметов до счетверенной пусковой установки для стрельбы самонаводящимися ракетами (ве-е-ещь!) В отличие от других игр, обладают гнусным неумением стрелять автоматически. Правда, не все, а лишь турели первого уровня (не путать уровни с вышеупомянутыми типами). Чтобы повысить уровень, надо соединить парочку турельных артефактов в прессе (см. ниже). Но, к сожалению, это возможно лишь для легких турелей, поскольку для тяжелой пушки и ракетной установки дают лишь по одному артефакту.
Самолетный ангар (aircraft hangar) - чрезвычайно полезная вещь. Один ангар обеспечивает вас одним самолетом; в случае крушения такового строится новый. Тип самолета определяется типом ангара; это может быть и истребитель (у каждого персонажа по умолчанию свой), и тяжелый бомбардировщик, и даже управляемая ракета. Модель полета, разумеется, аркадная. Самолет может летать как под вашим личным управлением, так и под управлением AI. Последнее, кстати, он делает весьма неплохо, и более того - если у вас есть ангары разных типов, самолеты грамотно взаимодействуют друг с другом: если вы управляете бомбардировщиком, истребитель обеспечивает прикрытие, а если истребителем, то атакуемая вами наземная цель становится целью и для бомбардировщика (я, кстати, так прошел последнюю миссию). Управление самолетом дистанционное, так что при его гибели вы не гибнете (исключая те миссии, где вы управляете чужим самолетом, который просто нечем заменить - правда, и в этом случае это, собственно, не гибель, а просто провал миссии, хотя, конечно, результат тот же). Кстати, при гибели здания, в котором вы в данный момент находитесь, вы тоже просто оказываетесь на земле. С помощью самолета можно не только уничтожать врагов, не приближая к ним остров и не подвергая его, таким образом, опасности, но и подбирать артефакты (при этом они оказываются у вас на поясе так, словно вы взяли их "ножками", что, конечно, не очень логично).
Пресс артефактов (artifact press) - с помощью этой штуки, если засунуть туда одинаковые артефакты, можно получить из них артефакт более высокого уровня (если они в принципе поддаются апгрейду), а засунув разные - в некоторых (довольно редких) случаях можно получить новый артефакт (например, самолетный ангар нового типа).
Сейф артефактов (artifact safe) - сюда вы складываете лишние артефакты, чтобы освободить место на поясе. Емкость сейфа, однако, тоже невелика. Если пояс и сейф уже забиты, а место освободить надо, можно активизировать выбор артефактов (Enter или левая кнопка мыши), выбрать то, что вы хотите выбросить, и нажать Delete. Выброшенное останется на земле или в воздухе (в зависимости от того, куда вы смотрите), потом его можно будет снова подобрать. Учтите, однако, что, если остров движется, оно останется на месте, а вы улетите.
Другие сооружения - power station, silo - служат для производства энергии, и без них, в принципе, можно обойтись (энергия и так генерится вашей главной башней). Энергия расходуется на строительство (в том числе самолетов), ремонт и применение "заклинаний".
Помимо стрельбы из турелей и управления самолетами, по ходу игры приходится немало побегать, попрыгать, кое-где подраться с гигантскими жуками (впрочем, если спрятаться в недоступном для них месте, они спустя какое-то время самоликвидируются; главное - не оказаться при этом рядом, ибо это происходит с образованием ядовитого облака) и кое-что повзрывать. А в одной из миссий ваш ранцевый двигатель, обычно обеспечивающий лишь прыжки, получит апгрейд, позволяющий без всякого самолета летать на неограниченные расстояния. К сожалению, этот апгрейд действует только в этой миссии. К перемещению персонажа есть некоторые претензии: по одним склонам он взбегает легко, по другим (не намного круче, и даже по некоторым лестницам) может только запрыгивать в несколько приемов, а есть такие точки, попав в которые, он не может ни идти, ни прыгать (как правило, найти направление, в котором можно сдвинуться, при этом все-таки возможно, но это может оказаться дорогой в пропасть). В то же время, случайно в бездну вы не свалитесь - подбегая к обрыву, персонаж останавливается, прыгнуть можно только сознательно.
Некоторые интерфейсные тонкости нигде не объясняются, а незнание их влечет тяжелые последствия. А именно: для применения заклинаний и бомб надо жать Ctrl, а для ускорения самолета - правую кнопку мыши (а двойной правый клик приводит к "сверхзвуковому" скачку).
Из глюков был замечен один - некорректное освобождение памяти при выходе, так что после нескольких запусков игры система начинает тормозить.
Графика в игре красивая и стильная. Особенно мне понравилась реалистичная растительность с качающимися на ветру ветвями и листьями. Весьма симпатично смотрится небо в разное время суток; кстати, время суток меняется динамически, и тени в игре падают так, как им и положено. Хорошо сделаны огонь и дым, да и сами летающие острова впечатляют, несмотря на некоторую все же угловатость рельефа. Здания и техника тоже недурны, как и живые персонажи; жаль только, что на себя и на свой самолет приходится смотреть все время со спины (вид можно подвигать влево-вправо и вверх-вниз, но не повернуть). Миссии перемежаются симпатичными видеороликами на движке игры.
Несколько советов по прохождению. В миссии, где надо уничтожить гнезда жуков, а потом добыть горючее, чтобы добраться наверх, надо взорвать ящики (с помощью "боевого заклинания") у основания высокой каменной иглы. По замыслу авторов, гнезда жуков уничтожаются бомбами, но у меня с этой задачей справился самолет, причем в автоматическом режиме (правда, для того, чтобы эти гнезда проявились, прогуляться вниз все-таки придется).
В миссии, где надо лететь в составе звена Shark'ов, для того, чтобы держаться в строю, надо пользоваться правой кнопкой мыши (но в то же время и не обгонять головной самолет).
В миссии, где надо уничтожить генераторы защиты Basaltface'а и его машину, вам дают в начале красный артефакт - держите его при себе. Я сдуру запихал его в сейф, а оказалось, что он как раз нужен для того, чтобы взрывать генераторы, наступая на такие же по форме, но более крупные артефакты.
В миссии, где вас посылают сдерживать натиск жуков вместе с другими островами, добраться до nav 1 все-таки придется, хотя это тактически невыгодная позиция, атакуемая с двух сторон. Чтобы выжить, необходимо иметь как минимум одну автоматическую турель, а самому стрелять из тяжелой пушки.
В миссии, где надо взять на триплане артефакты из вращающегося сооружения, в него следует проникать, расстреливая боковые люки.
И, наконец, для того, чтобы уничтожить матку, надо уронить на нее остров, который удерживают щупальца справа от нее. Для этого сначала уничтожьте щупальца из тяжелой пушки (остров начнет двигаться), а потом атакуйте его самолетом (стрелять из пушек бесполезно) в тот момент, когда он пролетает над маткой. Я делал это истребителем (лучше обзор), который послужил целеуказателем для бомбардировщика.
Впечатление от игры в целом - весьма неплохо, хотя различия между тремя персонажами можно было сделать и посущественней. Но, по крайней мере, один раз пройти Project Nomads стоит.
Да, чуть не забыл самое главное - записываться можно в любой момент...