Законы транспортной логистики Опытные геймеры, познакомившись с "Transport Giant" (TG) поближе, без труда заметят, что ни одно предыдущее творение Ebensee Studio, не было настолько похоже на "Transport Tycoon" (TT), созданный Крисом Сойером (Chris Sawyer) в 1994 году. Впрочем, никакой связи между этими разработчиками никогда не было, а сам Крис вскоре представит на суд общественности "Locomotion" (сиквел к TT), в то время как у его "гигантского" конкурента обнаруживаются как положительные моменты, так и серьезные недостатки даже в сравнении с игрой десятилетней давности, но обо всем по порядку.
TG содержит типичные для жанра возможности игры: свободный и карьерный. В режиме кампании на выбор предлагаются 2 варианта: в США (для начинающих) и в Европе (для опытных). Количество трудностей, возникающих при прохождении, регулируют 3 уровня сложности, влияющих, в частности, на объем производимой в регионе продукции. Каждая кампания включает набор из 7 миссий, предваряемых краткими текстовыми брифингами. Однако если для их сочинения авторы хотя бы попытались проявить оригинальность (отцовское наследство, поручение дядюшки, нефтяной кризис, помощь в подготовке к Олимпиаде), то в постановке целей сценариев царит сплошное однообразие. Чаще всего, за отведенное число лет нужно успеть соединить какие-либо точки на карте, перевезти требуемое количество грузов или накопить определенную сумму денег.
В свободной игре возможностей несколько больше. Так, определившись с континентом и регионом (также можно воспользоваться генератором случайной местности с настраиваемыми параметрами), а также числом конкурентов (1-3), можно сразу начать игру в желаемую эпоху, например, с 1950 года. В режиме "песочницы" денежными средствами дозволено пользоваться без ограничений, но учета доходов и расходов не ведется.
Изначально TG переносит игрока в 1850 год. В городах повсюду снуют кареты, грузы перевозят конные повозки, и изредка по рельсам проносятся первые поезда, использующие лошадей вместо локомотивов. Прогресс не стоит на месте, и вскоре будут появляться более экономичные двигатели и новые виды транспорта. Разработчики проявили осторожность и не стали заглядывать дальше 2050 года, после которого новых открытий уже не будет. Однако продолжать развивать свою компанию разрешается аж до 9000 года.
Компания-перевозчик, естественно, не занимается производством и строит свой бизнес исключительно на доставке грузов и пассажиров. В игре представлено около 60 видов товаров и производств. Главными факторами, определяющими размер дохода, являются время доставки, тип груза и расстояние между двумя точками. Понятно, что прибыль от перевозки сырья будет гораздо меньше, чем от доставки в города готовой продукции. Однако если в случае с углем фактор времени не очень важен, то задержки в пути (погрузка, разгрузка, ожидание) скоропортящейся продукции (молоко), а также пассажиров и почты, принесут скорее убытки. В упрощенном режиме игры оплачивается весь доставленный товар вне зависимости от спроса, а в обычном - за привоз лишнего груза можно не получить вообще ничего, да еще и потерять ценное время. Пассажирам в городах теперь важно добраться до конкретного населенного пункта, а не просто уехать. Жители также любят посещать местные достопримечательности, такие как ботанические сады или казино, а из городов придется вывозить мусор. В остальном, как и в аналогичных играх, необходимо стремиться "замкнуть" полный производственный цикл (от 1 до 3-х звеньев), причем один вид сырья может использоваться на нескольких фабриках, где в результате получатся различные товары, которые с радостью покупают в городах.
В общей сложности, за 200 лет в руках игрока окажется около 130 различных транспортных средств, причем авторы игры провели много времени, изучая по картинкам и миниатюрным коллекционным моделям ключевые особенности применяемой техники, но в игру включили не все, а лишь понравившиеся образцы. Так, диковинному локомотиву , использовавшемуся на пассажирских линиях в Швейцарии с 1935 года, место скорее в музее, чем в транспортном флоте компании-перевозчика, ведь по техническим характеристикам он уступает даже автобусу. Весь представленный транспорт подразделяется на 4 категории: автомобильный (конные повозки с жеребцами разной породы, грузовики с прицепами и без, автобусы), железнодорожный (паровые, дизельные, электрические, сверхпроводниковые локомотивы), морской (парусники, пароходы, современные грузовые корабли), воздушный (самолеты, вертолеты, дирижабли).
Самым прямым образом на прибыль повлияют издержки транспортной сети, поэтому стоит тщательно выбирать наиболее приемлемый вид перевозчика для того или иного груза, хотя для некоторых видов товаров еще и потребуется специальный транспорт. Расходы на эксплуатацию зависят от стоимости топлива, оплаты ремонта и погрузочно-разгрузочных работ. У поездов здесь есть свои особенности. Один состав может включать до 64 вагонов и до 8 локомотивов, причем максимальная скорость такого поезда будет разумно ограничена суммой скоростей добавленных локомотивов. У пассажирских экспрессов вагонов бывает и меньше, но в любом случае при ненадлежащем использовании (вес груза больше тяговой мощности двигателей) износ техники происходит быстрее. Дорожное покрытие (для автомобилей - асфальт или гравий, для поездов - тип рельсов) также повлияет на скорость транспорта. В зависимости от радиуса поворотного сегмента рельсов и технических характеристик поезда время, проведенное им в пути, может варьироваться.
Довольно непривычно, но в TG нельзя изменять ландшафт, да и увидеть горы и возвышенности в игре - большая удача, хотя они и присутствуют в небольшом количестве. Строительство допускается вести в режиме паузы, но затем потребуется уже реальное время для того, чтобы рабочие проложили транспортные пути по готовому проекту. Для скорейшего достижения намеченной цели применяются мосты (5 типов) и туннели, сооружение которых обходится так дорого, что их лучше вообще не использовать. Железнодорожное движение можно регулировать с помощью семафоров, которые при желании переключаются на ручное управление. Число таких семафоров, разбросанных по рельсам, определяет наибольшее количество поездов, которое разрешается пустить по одной линии. При составлении маршрутов настраивается поведение транспорта на станции (ждать полной загрузки-разгрузки или нет).
Строительство инфраструктуры имеет не меньшее значение, чем все остальное. В зависимости от типа станции имеется набор построек, которыми ее можно усовершенствовать. Так, здания технического обслуживания следят за состоянием транспорта, подъемный кран ускоряет разгрузку тяжелых грузов, почтамт - писем, отель и ресторан привлекают больше пассажиров, а морозильная камера экономит ценное время при обороте скоропортящихся товаров. Свободное пространство на маленьких станциях ограничено, поэтому придется выбирать желаемые улучшения или расширять грузовые терминалы. Для одновременного обслуживания большего числа поездов добавляются новые платформы (до 64 в пик технологического развития). Самая большая станция вмещает поезд из 16 элементов, при этом все остальные вагоны будут обслуживаться с некоторым временным пенальти и ненадолго становятся невидимыми. С аэродромами дело обстоит иначе. Взлетно-посадочных полос в одном месте может быть всего две, которые получаются объединением двух близко расположенных небольших аэропортов, однако пристраивать новые стоянки здесь не возбраняется. Склады (без ограничения вместимости) используются как перевалочные базы для временного хранения груза в ожидании нужного вида перевозчика. Удивительно, но в игре нет внутригородского общественного транспорта, поэтому в зону влияния одного вокзала попадает весь населенный пункт. У головного офиса компании тоже есть свои функции, где путем добавления новых департаментов можно уменьшить денежные и временные издержки.
Экономические события слегка скрашивают общую монотонность и способствуют небольшому колебанию цен. Так, борьба за передел рынка среди компаний, производящих локомотивы, позволит сделать весьма выгодные покупки, а правительство своим указом может запретить строительство туннелей на неопределенный срок до выяснения причин последней аварии, однако глобальные катастрофы вроде землетрясений и пожаров не предусмотрены.
С течением времени меняется также внешний вид окружающего мира. Совокупность домиков и церквушка в будущем превращаются в огромный мегаполис с небоскребами при условии, что все транспортные нужды города будут удовлетворены. Семафоры, терминалы, станции и дороги преображаются, приобретая современные очертания. Для компании можно выбрать один из нескольких десятков логотипов, а заодно и покрасить все свои машины в определенную цветовую гамму.
На этом все хорошее, что можно сказать об игре заканчивается. Среди недостатков нельзя не заметить шероховатости экономической модели. Так, стоимость строительства транспортной линии во многие десятки, если не в сотни, раз превышает доход, получаемый за рейс. В то же время, соединив две крайние точки на карте и пустив самый длинный пассажирский поезд, удается заработать... те же самые копейки, ведь слишком далеко путешествовать местные жители не хотят. Периоды экономических кризисов, всегда длящиеся ровно 5 лет, снижают все доходы на 75%, оставляя игроку лишь желание включить максимальную скорость и ждать возвращения прежних порядков. Добавьте к этому отсутствие рынка ценных бумаг и банков, т.е. привлечь дополнительные средства просто негде, если не считать возможности уйти в многомиллионный "минус", правда, новым строительством тогда заниматься уже не дадут. Заготавливающие предприятия разумно прекращают добычу сырья при переполнении склада, а вот заводы по выпуску готовой продукции в таких же обстоятельствах продолжают производство, причем эти новые товары попросту пропадают. К тому же руководители местных фабрик - люди на редкость безынициативные, при отсутствии ресурсов они могут запросто свернуть свое производство и уйти на пенсию. Цены на удивление диспропорциональны: грузовик и депо обойдутся по паре миллионов за штуку, а, отказавшись от небольшого мостика, построенного над равниной, можно обзавестись новеньким "Боингом" последней модели.
При наличии кучи денег можно дать большую взятку конкуренту и без труда прикрыть его "лавочку". Однако вряд ли такие суровые меры потребуются, ведь оппоненты, в основном, вообще ничего не строят или пустят десяток грузовиков по одной трассе, бесконечно доставляя сырье на один и тот же завод. Даже в этом случае один из соперников удовлетворится мизерным, но стабильным доходом, а другой - влезет в большие долги, протянув транспортную магистраль через всю территорию.
Непродуманность поведения пассажиров вообще породила неразрешимую задачу. Допустим, ваш поезд следует по маршруту "А-Б-В". В этом случае на станции Б поезд подбирает людей, которым хочется попасть в пункт А, однако прежде им придется заехать в пункт В, затем - вернуться в Б, и только потом они окажутся там, где нужно. Дело также в том, что в результате конечный доход от такого длительного путешествия резко сокращается, да и занятые места в поездах не позволяют брать новых пассажиров, пока не сойдут прежние. Построить две раздельные железнодорожные ветки не удастся, так как продолжать можно только проложенные ранее рельсы.
Главная проблема игры - управление. Разработчики зачем-то отошли от принятых стандартов, получив в итоге весьма неудобный интерфейс. Прежде всего, в TG при обилии кнопок, часть которых даже не снабжена всплывающими подсказками, нет Tutorial'а, поэтому разбираться во всем приходится методом проб и ошибок, что относится даже к таким мелочам, как вращение объектов при строительстве. Это настолько утомляет, что необходимо обладать большим запасом терпения, чтобы не бросить все в первые минуты. Прокладывать пути дозволяется только горизонтальными и вертикальными отрезками, но никак не по диагонали. К тому же иногда на поворотах нужно размещать подходящие поворотные сегменты, поэтому создание одного маршрута поначалу отнимает много времени. Для подтверждения проекта строительства необходимо нажать соответствующую галочку, иначе все придется прокладывать заново, если вы вдруг случайно кликнете правую кнопку мыши.
Освоившись с постройкой, еще больше усилий придется потратить на составление расписания самих маршрутов. Не стоит удивляться, если в первое время по дорогам будут кататься пустые машины, ведь непонятные иконки меню скорее затрудняют игру, чем облегчают ее. На мини-карте все объекты для неудобства закрашены всего в два цвета, отличающих лишь города от заводов. При желании обнаружить лесопилку придется долго "тыкать" стрелочкой в каждый квадратик, полагаясь на интуицию, хотя в том же TT каждый производственный цикл кодировался своим цветом. Однако в TG имеется хотя бы текстовый список большинства объектов уровня. До выхода патча после крушения транспортного средства игроку предлагалось самостоятельно отыскивать потерпевшую аварию машину и заменять ее.
Ждать графических изысков от TG не стоит, все здесь находится на уровне, приемлемом несколько лет назад. Хотя большинство объектов прорисовано неплохо, а повышенная детализация достигается использованием высоких разрешений (от 1024х768), глазам открывается стандартный изометрический вид с возможностью плавного приближения, постепенно снижающего четкость картинки. Ландшафт, включающий однотипные деревца и кустарники, ничем не примечателен. Анимации игре не хватает, а та, что есть, оставляет желать лучшего. Еле живая вода, дым из труб, стаи птиц, по расписанию полетов которых можно сверять часы, соседствуют с хромыми коровами и зверями, бегающими по одному и тому же маршруту точнее автобусов. Вдобавок, у транспорта вращается лишь часть колес, а вагоны, наоборот, подрагивают, демонстрируя полное отсутствие плавной анимации. К счастью, хотя бы перевозимый груз отображается верно, зато на крышах вагонов пассажирского поезда можно увидеть человечков. Это вовсе не сумасшедшие путешественники, просто создатели игры решили, что так будет понятнее, кто находится внутри поезда. Составы никогда не столкнутся, так как обладают уникальной способностью при встрече проходить друг друга насквозь. Пешеходов на улицах нет, зато в изобилии имеются повозки, эволюционирующие в велосипеды и миниатюрные машинки. Про отсутствие смены дня и ночи лучше промолчать, а вот про смену времен года, обозначаемую лишь количеством и цветом листвы на деревьях, авторы не забыли. В самый неподходящий момент также не исключены случаи подвисания, при которых единственное спасение - перезагрузка компьютера.
Местность в игре действительно реалистичная в нескольких регионах, если исходить из расположения крупных городов, более мелких на карте можно просто не найти. На официальном форуме TG британцы возмущаются несоответствующим действительности расположением гор и ресурсов (уголь добывают там, где его отродясь не было), наличием в 1950 году рельсов для конных поездов, выращиванием оливок в рощах на побережье Соединенного Королевства, а также Белым Домом, затерянным в дебрях Корнуолла. Разработчики предвидели критику, отмечая, что при генерации объекты "разбрасываются" случайным образом (видимо, для большей "реалистичности"), учитывая выбранную сложность, а при наличии денег, дескать, можно и копию Эйфелевой башни (такая в TG тоже есть) в натуральную величину построить на собственном огороде.
Звуковое сопровождение выделяется разве что нудным пением птиц, отключив которое придется слышать фоновое шипение, напоминающее о работающем без антенны телевизоре. Транспорт же движется на удивление бесшумно, но изредка дает о себе знать гудками. Число включенных в игру музыкальных сочинений бьет все мыслимые рекорды. В 99 треках представлены всевозможные стили от рока, джаза и блюза до техно, причем для каждой эпохи предусмотрен свой набор популярных мелодий. В playlist'е есть даже версия знаменитой для своего времени композиции "Jonny B. Goode". Никакого чуда здесь нет, все это стало возможным благодаря значительному уменьшению качества звука. В игре также нет ни одного видеоролика, зато она занимает два диска.
В ближайшем будущем в add-on'е или на официальном сайте можно будет найти редактор карт и возможность игры в мультиплеере.
"Transport Giant" отличается от "Transport Tycoon" в лучшую сторону разве что большим числом транспортных средств и промышленных объектов, а также несколькими оригинальными находками, исполнение которых местами подкачало. Вместе с тем, новая игра обладает проблемным интерфейсом, непримечательной графикой и некоторыми пробелами в экономической части. В общем, релиз "Transport Giant" оказался явно преждевременным, судя по количеству имеющихся недоделок. Если вы все-таки решили играть, то запаситесь терпением и патчем до версии 1.2, добавляющим новые возможности и убирающим большинство весьма раздражающих мелких ошибок.