Первая проба на зуб Возвращение легенды... Думаю, среди вас нет таких, кто бы не был знаком или не слышал о величайшей Игре всех времен и народов от "id Software" - легендарном шутере "DOOM", благодаря которому все современные стрелялки от первого лица выглядят именно так, а не иначе. Да, конечно же, исчислять рождение жанра FPS стоит от Wolfenstein3D, но эффект разорвавшейся бомбы с последовавшим после поистине всенародным обожанием вызвал именно он - славный старичок DOOM, теперь уже легенда из легенд. Потом были и типовые продолжения с пачкой новых миссий, а дальше id'шники увлеклись Heretic'ом и Hexen'ом, а еще позже в очередной раз взорвали мир бесподобным и убойным Quake'ом, ныне пронумеровав его уже до цифры 3. Теперь, видимо, снова пришло время обратится к истокам, заскрипели колесики в руководстве компании, и работа над DOOM III закипела. Как обычно, разработчики обещают совершить новую революцию, кормили всех сказками о потрясающем реализме и литрах холодного пота у игроков от бесподобно ужасной атмосферы и тех страшилищ, с которыми им предстоит бороться. Зная по опыту, на что способны разработчики из кузницы хитов, очень хочется верить им на слово...
Однако песни песнями, а буквально недавно в сеть все-таки просочилась тестовая версия этой игрушки, демонстрируемая ранее очень узкому кругу лиц, с которой теперь может ознакомиться любой желающий. Как известно, шила в мешке не утаишь, и добрый человечек, решивший поделится с остальными этим неоценимым подарком, все же нашелся. И если раньше все ограничивалось лишь демонстрационными видео и скриншами, но по большей все же слухами и домыслами, то теперь есть возможность пощупать, попробовать на вкус и даже поиграть в прообраз нового DOOM'а. Как раз о впечатлениях от этой версии дальше и пойдет речь.
Марсианские разборки продолжаются. Содержимое технологической демки включает в себя вступительный ролик "на движке" и три небольших, но вполне играбельных уровня, остановимся на всем этом хозяйстве поподробнее. Начинается ролик, как и положено, с крутящейся эмблемки "ID" парящей между двумя генераторами, потом следует панорама Марса (на экране печатается год 2145-й) и позже объектив дает панораму выстроенного в ущелье между красных скал красивого футуристического города. Камера наезжает на одно из больших стекол крупным планом и попадает внутрь секретной исследовательской лаборатории. Парочка солдат мило беседуют друг с другом, когда мимо них проходит, что-то бормоча себе под нос, яйцеголовый очкастый профессор (похоже - наполовину киборг: голос хрипит, одна рука искусственная) и усаживается за один из мониторов. Ну, а дальше начинается самое интересное. Все кругом трясется и взрывается, открывается какой-то контейнер, из которого тут же с уханьем вылетают светящиеся черепа. Далее крупным планом показано, как такой череп пролетает сквозь солдата с надписью "Marsec" на шлеме и тот постепенно превращается в зомби, после медленно отволакивая свое тело за экран... Финальные кадры демонстрируют чье-то голое распятое тело с выпущенными кишками лежащее на желтой светящейся пентаграмме, а вокруг кромешная тьма... эх, знать бы еще, что все это значит.
В целом, окружающий антураж выглядит довольно неплохо, но больше всего внимания обращаешь, конечно, на модели людей. Пожалуй, это один из лучших примеров того, что мне доводилось видеть: грамотно прорисованы не только тела и костюмы, экипировка, но и даже пальцы, лица с правдоподобным "рельефом", меняющимся в зависимости от источников освещения, великолепная мимика, движения глаз... посмотрите на шоты и попробуйте представить это в динамике, однозначно заслуживает одобрения.
В темной-темной комнате, в темном-темном углу... Первая карта: показывают вас, то бишь главного героя, выходящего из лифта в бронике и со шлемом в руках. Недовольно скалимся, надеваем шлем, и камера плавно переезжает в "вид из глаз", отдавая вам управление - все, держитесь теперь, кровопийцы. Делаем парочку шагов, глазеем по сторонам, прыжок-присед: вроде все управление вполне стандартно. В руке поблескивает в лучах раскачивающейся под потолком в дальнем углу комнаты лампы пистолет - отрисован на загляденье. Видимо, для этого ее и "раскачали", чтобы посмотреть на отбрасываемые на стены тени от труб и коммуникаций, занятно. Еще из оружия на двойке и тройке соответственно висит помповое ружье и автомат, когда перезаряжается последний - видно, что за штуковина на самом деле, а так сразу и не определишь, сверху все толстая крышка с индикатором количества патронов закрывает. Первые пробные выстрелы доказывают, что со звуком все в порядке, смачный, звонкий, еще бы у ID звук не получился, не смешите мои тапочки.
Проходим комнату и открываем дверь, сразу же обнаруживаем кучку зомби, стоят не шевелятся. Качество моделей похоже на то, что было в ролике. Всего их тут два вида: страшный толстяк с двойным подбородком и худощавый зомбик в желтом костюмчике.
Если пальнуть в них или подойти достаточно близко, они начинают реагировать и тянуть к вам свои загребущие культяпки. Рожи жуткие, хотя оружия никакого нет и двигаются медленно, но все равно страшно. Отчаянно отстреливаемся и валим этих гадов на пол. Внезапно один из "костюмов" встает и снова начинает к вам тянуться, снова, почти не паникуя, сносим мразь на пол. Теперь уже известно чего ожидать... после еще пришлось пару раз уложить "оживающие" желтые костюмы на холодный металлический пол. Если пострелять после по трупам, то на них остаются кровавые следы от пуль, и тушка при каждом попадании нервно вздрагивает - опять забавно. Почти в самом конце уровня чуть не напоролся на здоровенного монстра, высотой с полтора или может два моих роста, чем-то на Scaarj из Unreal похож. Стоит рожа, лапы с распальцовкой растопырил, замер и не шевелится. Если бы я в темноту не пострелял, путь себе освещая, так бы и не заметил мерзавца. На выстрелы этот тип не реагирует, может, еще дальше похожий попадется... хотя хочется ли мне этого, еще вопрос...
IDDQD на всех не хватит! Вторая карта: едва успел сделать пару шагов и посмотреть в освещенную комнату справа, как внезапно кто-то напал на меня сзади и стал больно кусать. В глазах все двоится, экран заливает красным с полосами, но не как обычно в шутерах, а немного иначе. У них, похоже, все так любят нападать, внезапно, из темноты, да еще и из-за спины, ууу... звери. Наконец оборачиваюсь - страсть господня, едва патронов хватило этот ужас завалить. Перекачанная "собачка" с отвратной рожей и мускулистыми лапами была живая только спереди, а торс и задние лапы у нее были металлические на шарнирах. Оказалось этот хмырь сломал решетку из труб и выскочил, откуда его не ждали, там темная ниша была, хоть глаз выколи. Вот они какие, выходит, пугательные сюрпризы заготовили... ну-ну. Недалеко от открытой панели ради интереса пальнул в прислоненную к стене крышку, та смачно съехала и грохнулась на пол, забавно. Еще неподалеку опять внезапно напали два зомбика, и как это им удается подкрадываться незамеченными?
Захожу в комнату с компьютерами, креслом и большой светящейся панелью. На кресле лежит человеческая отрубленная нога, а рядом с панелью мускулистая рука, сжатая в кулак. Подхожу поближе рассмотреть экранчики, выдающие надписи о сбое систем, как внезапно нечаянно задетая нога со стула падает на пол, жутковато...
Очередной "сюрприз" - дальше запускается небольшой ролик: камера отъезжает за спину, демонстрируя, как я ловко умею заглядывать за стену, а там два здоровых солдафона в касках с голыми торсами с этажа сверху начинают швырять в меня что-то дымящееся. Ловкий прыжок, кувырок, камера возвращается в глаза, можно управлять дальше. Разобраться с бойцами не проблема, у одного оказалась щупальце вместо руки, которым он ловко орудовал, словно бичом, а у другого восьмиствольный пулемет "хочу быть Терминатором". Глаза у трупов (те здесь не исчезают, а продолжают валяться, где сдохли) продолжают светиться, помигивая, и после смерти, хотя их и раньше то живыми назвать было сложно. На лестнице прятался еще один пулеметчик Ганс. После попадания из этой штуки изображение в глазах двоится, но красноты нету, впрочем, от этого попадания переносятся не легче. За дверью с кодовым замком находится какая-то силовая установка, с огромными прозрачными трубами, генераторами и т.д. Подхожу к панели и включаю ее, начинает ездить механическая рука, перевозя какие-то колбы, в трубах радостно забулькали пузыри, все, система пришла в состояние Normal.
За следующей дверью зомбик кинул в меня бочку (их еще и шпынять можно, лихо), за что и поплатился. Хотя поплатился бы он в любом случае. Снова внезапно, будто из-под земли, вырос солдат в каске с бешеным взором, еле отмахался. А там уже и до лестницы в конце уровня недалеко было.
Случай в сортире. Третья карта - как и первые две, представляет собой набор коридоров, лестниц, лабораторий, работающих механизмов, лопнувших труб и всего в том же духе. Чем-то все это обстановку в "AvP" напоминает, только здесь все более объемное что ли, более рельефное и свет по другому поставлен. Первым делом замечаю чьи-то ноги, торчащие в открытых дверях. Двигаюсь к ним - "ноги" моментально уползают за угол, оставляя на полу после себя массивный кровавый след. Снова включается мини-ролик, на котором уже виденная однажды тварь, полумеханическая "собачка" переросток, начинает на полу в туалете вонзать свои клыки в тушку "толстяка" (знаменитый скриншот, помните) и отрывать оттуда внутренности, забрызгивая вокруг себя кафельный пол кровавыми подтеками. Раскачивающая лампа сверху мрачно освещает и монстра и раковины и зеркало, жуткое, скажу вам, зрелище. Управление возвращается на место, но что это... Уже окончательно дохлый "толстяк" с выпотрошенным животом, как ни в чем ни бывало, встает, начинает ковылять потихонечку и тянуть ко мне свои пухлые ручонки. Нет, ну всему же есть предел. Кстати, потом для разнообразия посмотрел на себя в зеркало - вроде ничего так смотрюсь, разбить зеркало не получилось. О, вот это номер - какое бы оружие из трех я не поставил, а в зеркальном отражении у меня в руках по-прежнему будет пистолетик, недочет.
Следующий типаж кидался огнем и очень быстро бегал, но его это все равно не спасло. Дальше вот можно конкретно напугаться, когда за ни чем не примечательной дверью "Lab1" - вам внезапно в физиономию прыгнет пригнувшийся к полу до этого монстряк, так ведь и со стула спотыкнуться недолго. Потом будет еще несколько подобных резвых человекообразных и двуногих тварей, причем одна свалится сверху оборвав лампу и подняв при этом такой сноп искр (привет Half-Life'у), что мало не показалось. Еще запомнилась встреча с самым здоровым титаном, с тем, который неподвижно стоял в темном закутке на первой карте, только теперь он двигался... В движении надо признать он смотрится куда эффектнее, а размерами эта громадина, кажется, стала еще больше, чуть потолок рогатой головой не цепляет, кошмар...
Страшно, аж жуть. В общем, вы уже поняли, с чем мы имеем дело. Налицо масса внезапных появлений монстров, которые призваны напугать игрока, и им это удалось, снимаю шляпу. Потом наблюдается и включение в игру элемента кинематографичности, путем добавления небольших, но колоритных мини-роликов на движке, и это вроде бы тоже ладно получается. Возможно, авторы немного переборщили с кровавостью: повсюду видны кровавые следы, стены и пол забрызганы, из ходячих трупов она льется просто декалитрами, но, может, в окончательной версии это будет смотреться и ничего. Хочется также отметить и неплохой дизайн "подвально-коридорных" уровней, замечательные модели людей и монстров и грамотную работу со светом: чередование темных и ярких участков, мерцающего и раскачивающегося источников света, плюс еще повсюду струи пара из пробитых труб и искрящаяся проводка в искореженных панелях - все это и создает ту самую атмосферу страха и напряженности, к которой, видимо, все так и стремились. Бродить и отстреливаться от внезапно появляющихся из темноты тварей действительно кошмарной наружности выходит на самом деле страшно и жутковато. Местами и холодок по спине пробегает.
Так что по всему видать нас ждет очередной суперхит от ID с морем адреналина, отвратными гадинами и мурашками по коже, который, думаю, способен поразить уже, казалось бы, видавших всех и все. Судя по этой технологической демке, подходящие задумки у авторов есть, и реализация их идет верным курсом. Пугаться и держаться за штаны будете, не то слово. Остается только дождаться даты релиза, которая еще и не объявлена и... эх, мама не горюй!
А напоследок я скажу... Да, напоследок я, как и полагается, припас ложку дегтя. Понятно, что это еще очень сырая демка, чтобы делать какие-то окончательные выводы, но о некоторых недочетах и глюках можно сказать уже сейчас. Так, игра, особенно вступительный ролик, довольно долго грузится, выйти из игры нормально получалось через раз, к тому же еще порой и подтормаживает, это еще при таком низком разрешении (в опции залезть, к сожалению, не дают). Подобными проблемы страдала, помнится, демка UT2003, но к выходу официальной версии с нормальной оптимизацией кода это прошло. Возможны еще проблемы с текстурами и звуком. Ну, а проблемы с монстрами - сам бог велел: при падении они могут проваливаться сквозь текстуры стен, дверей или лестниц. А одного зомбика в желтом "костюме", у меня вообще, кажется, переклинило, как процарапанную пластинку: он все время делал попытки подняться, но сделать ему этого так и не удавалось, а чудик все пытался и пытался.... Даже пристрелить беднягу из жалости не получилось. Ничего, пусть помучается чуток, вот выйдет настоящий DOOM III - тогда ему уж точно несдобровать, вот.