В черной дыре По всей видимости, жанр чистых RTS, давно уже находящийся в агонии, доживает последние дни. Сейчас уже практически нереально найти именно чистую стратегию в реальном времени, вроде WarCraft или Command & Conquer, все больше попадаются гибриды самых разнообразных жанров, включая и мало совместимые. Происходит это по очень простой причине: за период расцвета RTS, в этом, безусловно, увлекательном жанре было сделано уже почти все мыслимое, поэтому изобрести что-либо оригинальное очень и очень сложно. Игра The Gladiators представляет собой очередную попытку внести в вышеупомянутый жанр RTS нечто новое, свежее и оригинальное.
Итак, все начинается с того, что главного героя за многочисленные прегрешения на нашей зеленой планете послали... Примерно в то место, о котором вы подумали - в черную дыру. Я имею в виду ту, что в космосе. И вот значит, пролетел он каким-то хитрым способом через эту дыру, и оказалось, что по ту сторону этого загадочного небесного тела очень много всего интересного. Оставьте где-нибудь вопросы типа "а зачем его туда понесло?" и сразу приготовьтесь к тому, что здравого смысла в этой игре не больше, чем в сообщении Windows об ошибке по адресу 34732x000000231. Во-первых, летел этот энтузиаст далеко не один, судя по количеству несчастных людей, которые оказались в этой игре, на космическом корабле летала как минимум пехотная дивизия в полной экипировке. Во-вторых, оказалось, что жизнь в космосе бьет ключом, причем бьет очень больно и по голове. Представители местной флоры и фауны жутко обрадовались гостям из далекого уголка Вселенной и вместо установления дипломатических отношений и обмена "желтых штанов на КЦ в любом количестве", быстро приспособили инопланетных гостей под свои цели.
Как вы думаете, что похожие на тараканов инопланетяне могли сделать с людьми? Ну, например, съесть или там вместо мячика подарить любимой собаке. Негуманно думаете, человек есть царь природы? Ну да, царь, только, как сказал герой одного мультфильма, звери этого не знают, они не грамотные. Вот и нашему бывшему "забайкальскому комсомольцу" (ЗК), а ныне отважному астронавту, смело идущему навстречу неведомому, быстро объяснили, что халява тюрьмы на Земле ему здесь не грозит, а питание нужно отрабатывать. Отрабатывается оно довольно просто. Дело в том, что местные обитатели большие любители зрелищ, а какое зрелище может быть более захватывающим, чем то, в котором льется кровь? Поэтому, главного героя назначили временно командующим такими же, как и он сам, дали в руки именной пистолет и послали на арену. В качестве таковой выступают различного рода участки местности, усеянной всякими препятствиями, призами и врагами.
Цель всего происходящего очень проста - выжить и перебить всех встреченных вами существ; а делается это только для того, чтобы доставить удовольствие зрителям, оккупировавшим все окрестные трибуны. Ну, на самом деле не только, мы еще по ходу дела помогаем местной принцессе спасти находящееся в глубоком кризисе государство (эта самая принцесса вас на арену и притащила) в обмен на спасение главного героя. По мере развития событий вас будет сопровождать голос комментатора, который иногда может похвалить, а иногда и нет. Это только начало игры и в дальнейшем будет случаться все больше и больше неожиданностей, кроме того, развивается и общий сюжет игры. Плюс, для любителей всяких инопланетных существ, наделенных хоть отдаленно, но разумом, предусмотрена и игра за них, всего есть три кампании, но главная - конечно, за людей, точнее за человека.
Сразу хочу предупредить, "Гладиаторы" вовсе не претендуют на звание лучшей стратегической игры всех времен и народов, да и вообще этот проект не покушается на лавры C&C и компании. В то же время и продуктом для детей это не назовешь, игра представляет собой как раз нечто среднее: еще недостаточно серьезно, чтобы могло рассматриваться в качестве культовой игры, но вполне серьезно для отдыха, без глубокого погружения в процесс.
Сама игра представляет собой тактическую стратегию, где нам предстоит командовать относительно небольшой группой юнитов. Вместе с тем, само действие происходит без всяких сложностей, вроде экипировки солдат и развития их навыков, да и тактика лобовой атаки вполне применима, хотя и не всегда - противников обычно больше. Для повышения уровня сложности, разработчики не позволили нам строить базы и производить боевые единицы, что вполне ожидаемо: какие инопланетяне будут спокойно смотреть, как некто с далекой планеты отстраивает укрепления, создает огромную армию... - так ведь и до войны недалеко. Поэтому юнитов будет мало, а все солдаты - это, по существу, клоны главного героя, потом еще и технику подвезут.
И вот, торжественный момент, выход на арену. Первый выход будет в гордом одиночестве. К счастью, к вам немедленно присоединится небольшой отряд десантников, который можно получить под командование, взяв на поле боя сияющий приз. Кроме людей, в игре встречаются и многие другие полезные вещи, вроде аптечек для раненых членов группы или джокеров, о которых я еще скажу. Ну а сама игра состоит в том, что мы со своим отрядом продвигаемся вперед и по пути избавляемся от заботливо расставленных врагов. Учтите, что вовсе не обязательно переходить в наступление с первых же минут, войска неприятеля занимаются тем же чем и вы - поиском очередной жертвы. Поэтому, расположив своих доблестных воинов в каком-нибудь чахлом лесу, вы сможете организовать небольшую засаду для продвигающегося противника, который будет очень удивлен, когда на него со всех сторон посыплются гранаты и полетят пули.
Правда, ничего более сложного, чем примитивная засада, игроку сделать не удастся. Самые мудреные команды - это построиться в линию и атаковать кого-нибудь, других команд тут толком и нет. С другой стороны, для усложнения боевых действий в игре есть множество всяких полезных сооружений, вроде многочисленных двухъярусных вышек или бункеров. В эти строения можно загнать толпу безмозглых солдат, после чего никакая атака не страшна.
Кстати о солдатах. Кроме того, что их можно получать из воздуха, собирая соответствующие знаки на поле боя, есть и еще один способ. В игре кое-где встречаются странного вида круги с кривыми кольями по краям - пожалуй, самая полезная вещь в игре. Дело в том, что через эти устройства можно набрать в поредевшие ряды вашего воинства новых смертников. Количество новобранцев зависит от того, сколько у вас есть карточек под названием "джокер", у которых, на самом деле, несколько функций, и наем - это только одна из них. И вот эти самые джокеры можно менять на пушечное мясо. Если джокеров собрать побольше, то за один заход в такую своеобразную казарму можно наштамповать столько юнитов, что все враги будут умирать еще до начала боевых действий - от страха.
А теперь скажу о тех, кого нам предстоит беспощадно убивать на протяжении всей игры - о врагах. Обреченные на трагическую гибель от рук доблестных десантников существа, во-первых, сделаны очень своеобразно, а во-вторых, степень их умственного развития можно выразить лишь с применением ненормативной лексики великого и могучего. В принципе, десантники, которыми управляет игрок, тоже выдающимся интеллектом не отличаются, и, по большому счету, единственные действия, на которые у них хватает ума - это бег вперед и атака. Зато сами враги в "Гладиаторах" достойны всяческих похвал - очень уж хорошо сделаны, с такими даже воевать приятно. Все существа (большинство из которых насекомоподобные) превосходно выглядят и очень разнообразны - каждое создание легко узнаваемо едва ли не в лицо. Многочисленные щупальца, клешни, антенны, ноги или предметы, их заменяющие, и, конечно, оружие придают им совершенно неповторимый облик. Враги меняются в зависимости от того, где и с кем вы сражаетесь, а типов монстриков очень много. Есть бегающие, ползающие, летающие создания, вооруженные только собственными конечностями и огнестрельным оружием и так далее. На их фоне тоскливо выглядят люди, главный недостаток которых, кроме отсутствия серого вещества - столь же невыразительный вид. То есть, уже с первого взгляда на физиономию какого-нибудь бойца становится совершенно очевидно, что интеллектуальных подвигов от него ждать сложно. На этом фоне одухотворенное лицо главного героя выглядит чуть ли не как единственное утешение, хотя и оно похоже взято из криминальной кинохроники.
Следует отметить разнообразие мест, где происходят эти кровавые шоу. Все вокруг насыщено различными природными и не очень объектами: реки, деревья, камни, дороги, мосты, строения, все это причудливо сочетается в единую картину поля боя. Само собой, что эти объекты можно выгодно использовать для своих целей, то есть, для уничтожения врагов, правда, "можно" - еще не означает "получится". Воевать придется везде, где только можно поставить трибуны: от тропических джунглей до заснеженных земель, населенных какими-то огромными кузнечиками.
Игра проходит быстро и весело: в темпе бежим собирать армию, а, собрав, немедленно начинаем отстреливать многочисленных врагов, которые выпрыгивают на вас со всех сторон. Кстати, в игре вполне можно нарваться на конкретный сюрприз в виде засады возле какого-нибудь приза, так что стоит подумать, стоит ли рисковать собственной жизнью ради пары лишних солдат.
Да, чтобы жизнь медом не казалась, разработчики разбросали по карте минные поля и взрывоопасные бочки. Впрочем, они осложняют жизнь не только вам, но и противнику, который от большого ума, о котором я говорил выше, может поставить среди этих бочек целую кучу солдат.
Ну, теперь настало время поговорить о том, как все это реализовано. Для такой простой и не слишком серьезной игры на первое место выходит графика, которая должна быть более чем просто хорошей. В "Гладиаторах" она как раз и есть такая, какая должна быть. Во-первых, игра полностью трехмерна. Вы можете вращать камеру, приближать, удалять картинку, но все это нужно не столько для облегчения игрового процесса, сколько просто для удовольствия. Разработчики пошли по верному пути, сделав камеру полусвободной, то есть вы можете ею управлять, но она всегда примет оптимальное положение, благодаря тому, что останавливается она только в заданных разработчиками точках. В общем, управление видом здесь достаточно удобное и совершенно не сложное.
Ну а сама графика сделано просто здорово. У программистов не было необходимости моделировать какие-то реальные объекты, поэтому они просто дали волю своей фантазии и наплодили столько всего хорошего, что вполне заслужили бурные аплодисменты. Не то, чтобы графика была выдающейся, нет, просто все настолько красочно, что на этом фоне теряются мелкие недостатки. Ландшафты очень стильные, вода на вполне приличном уровне, а леса вообще достойны симулятора. Еще лучше сделаны враги, раскрашенные во все цвета радуги, с различными независимо двигающимися частями и главное - не похожие друг на друга. Что касается заставок, то часть из них выполнена в виде комикса, а часть - на движке игры. Кстати, пришла вот в голову мысль, что и сама игра чем-то по графическому исполнению напоминает комикс.
Да, и лучше всего сделаны спецэффекты: здесь настолько все красочно взрывается, а даже самый маленький пистолет выдает такой сноп огня, что действие превращается в настоящий фейерверк. Из персонажей при попаданиях выливается почти что море крови, а сами юниты реагируют на все действия, совершаемые над ними извне. Анимация очень хороша, все плавно и естественно, хотя это уже давно не новое слово в игровой индустрии.
Музыка и звуки соответствуют всему остальному: быстро, бессмысленно, но весело. Только вот истеричный голос комментатора несколько раздражает. Что касается звуков, то самыми запоминающимися по ходу игры будут звуки выстрелов, поскольку они не на секунду не прекращаются.
Вывод. Вот такие они "Гладиаторы". Как я уже сказал, на звание суперхита, безусловно, не тянут, но средний уровень выдержан. Просто, быстро, красиво - чтобы весело провести время, подойдет в самый раз. Еще бы вправить мозги на редкость туповатому AI...