В полном соответствии со стандартами качества Создатели компьютерных игр каждый год выпускают на рынок просто неприличное количество автосимуляторов, среди которых можно встретить практически все виды состязания прошлого, настоящего и будущего, которые хоть в какой то степени связаны с автомобилями. Причем, в последнее время качество таких игр неуклонно растет, пожалуй, даже быстрее, чем количество, что, кстати, очень радует. Единственная проблема, которая словно проклятье весит над всеми подобными проектами, - это тот факт, что все уже когда-то было, то есть кроме графики и чисто технических деталей ничего нового не создается. Новый проект - Total Immersion Racing - можно смело отнести именно к таким играм - очень качественно, красиво и интересно, но вот нововведений маловато, а, впрочем, так ли они нужны?
Данная игра является представителем довольно редкого в компьютерных автогонках жанра - соревнования особых спортивных автомобилей, как специально изготовленных для подобных чемпионатов, так и более-менее привычных нам. Кроме всего прочего, гоняться мы будем по некоторым реальным трассам, которые, вообще заслуживают отдельной статьи, поскольку трассы существуют или существовали в действительности, впрочем, и машины тоже программисты не сами придумали. Итак, что же нас ждет?
Процесс. А ждет нас множество автомобилей, трасс и несколько увлекательных режимов игры. Начнем, пожалуй, с конца - с тех самых режимов. Основными здесь являются два: карьера и соревнование. Дело в том, что в игре существует огромное количество машин, но открыты в начале всего две, причем слабейшие. Остальные придется добывать потом и кровью, выигрывая одно состязание за другим. В режиме соревнований мы будем гоняться в самых различных классах, которые для каждого типа машин свои. То есть, в каждом классе выступают автомобили одного вида, и по итогам нескольких гонок (обычно немного - три-четыре) необходимо набрать большее, чем у других количество очков. Выиграв в одном классе, можно перейти в другой, более престижный, и так на самый верх. Занятие, кстати, весьма увлекательное - можно провести перед монитором долгие часы, с каждой очередной машиной открывая для себя что-то новое.
Но все-таки основным режимом является карьера. Он не только основной, но и самый интересный, поскольку в нем есть даже некоторое подобие сюжета, каждый поворот которого зависит от вас. Итак, вы молодой, малоизвестный пилот, который само собой, хочет стать Шумахером. Однако, как и в реальной жизни никакая топ-команда не предложит занять место пилота зеленому новичку, а вот аутсайдеры будут вам рады. Что ж, приготовьте себя к мысли о том, что начинать придется с нуля, то есть далеко не в самых сильных командах. Если говорить конкретно, то вам предложат место в основном составе лишь две "конюшни" - как видите, выбор пока невелик, но это пока. А потом вы, зарекомендовав себя с лучшей стороны, вы сможете сесть в гораздо более сильную машину, если захотите, конечно. Владельцы команд, с которыми нам предстоит работать, здесь вполне конкретные люди, каждый из которых обладает собственным характером, равно как и гонщики, которые вас запоминают. То есть если вы отличаетесь неспортивным поведением, вам будут отвечать тем же.
Есть в игре, конечно, и режим одиночной гонки, но это, честно говоря, скучновато - проехали и все...
Теперь о том, на чем нам предстоит бороться с соперниками. Машин в игре целая куча, начиная от вполне обыкновенных дорожных автомобилей и заканчивая крутейшими спортивными образцами, которые похожи на большие сенокосилки. Собственно дорожных автомобилей здесь мало: можно назвать "Ауди", ну и "Макларен F1", а почти все остальные - это специально разработанные машины, причем все они существуют в реальности. Если кто видел гонки в Ле-Мане, то это примерно то же самое, только времени игра занимает меньше. Всего машин около двух десятков, причем они отличаются очень сильно, в том числе и изнутри, поэтому есть серьезный стимул проходить режим соревнований.
Трассы. Автодромов в игре относительно немного, причем часть из них, насколько я понял, разработчики изобрели сами, причем явно перестарались, есть такие трассы, что даже в кошмарном сне не приснятся. Большинство трасс имеет несколько конфигураций. Когда я впервые стал прокручивать список автодромов, радости моей не было предела. Все поклонники "королевы автоспорта", внимание! Мы сможем проехать по Сильверстоуну, Хоккенхайму, Монце... Причем, Хоккенхайм есть в старой конфигурации, с длинными прямыми в лесах! То безобразие, которое немецкие власти сотворили с самой быстрой трассой чемпионата мира, у меня всегда вызывало органическое отвращение, теперь снова можно погонять по этой замечательной трассе в ее нормальном виде!
Я, преисполненный мыслей типа "щас я вас всех порву на портянки" выбрал машину, до боли знакомый Хоккенхайм в режиме одиночной гонки и поехал... И после первого же поворота понял, как сильно я ошибался относительно сложности игры. Даже на этой трассе, которую по многочисленным "формулам" все знают как свои пять пальцев, выиграть оказалось очень сложно, а связано это с тем, что перед нами все-таки не "Формула-1". Это выражается, например, в динамике торможения: начинать его нужно чуть ли не с середины прямой, иначе вам прямая дорога в гравий (хорошо еще, если в гравий, отбойники тоже никуда не делись). Да и управляемость у этих машин похуже, чем у болидов, а скорость такая же.
И об уровне сложности. Их три на выбор, и разница очень существенная. На низшем из них можно просто проезжать мимо соперников на прямой, они даже газ боятся до конца вдавить, да и при виде вас чуть ли не съезжают на обочину. Но на высоком уровне сложности все сильно меняется - меня там просто объехали по внешнему радиусу, когда я чуть шире зашел в поворот, а соперники всю дорогу висели на хвосте.
У каждой гонки есть такие режимы, как практика (где красной линией показана идеальная траектория), квалификация, ну и сама гонка, которая может состоять из нескольких кругов. Учтите, что эти машины едут не так быстро, как болиды "Формулы-1", поэтому даже прохождение одного круга занимает уйму времени.
Ну вот, о процессе вроде все, теперь о том, как это реализовано.
Графика и музыка. И то и другое достойно всяческих похвал. Просто потрясающе выглядят машины: отлично прорисованы, обклеенные рекламой, с множеством запоминающихся деталей. При этом они не кажутся какими-то игрушечными, а смотрятся почти как по телевизору, хотя и до реальности им далековато, не тот уровень развития компьютерных технологий. Еще в игре очень порадовали светотени: блики на машинах и на трассе, различные уровни освещенности, солнечные лучи, проникающие сквозь кроны деревьев... Кроме этого, отличные спецэффекты вроде искр и дыма, да и погодные условия тоже ничего. Трассы вполне похожи на реальные, явно удался разработчикам асфальт и следы шин на нем. А еще здесь зрители, и деревья не плоские, а объемные в той или иной степени, так что забудьте о фанерных мишенях с плакатами. Короче, графика хороша, играть приятно. Но... за все нужно платить - системные требования к игре внушают почтение, хотя их соотношение с уровнем графического исполнения говорит о том, что программисты RazorWorks сумели сбалансировать движок.
Музыка и звуки вполне стандартны, слух не раздражают. Хорошо сделаны звуки, которые сопровождают саму езду: тормоза, двигатель, удары, подскакивания на трассе и так далее. Музыка скорее наличествует, чем радует.
Реализм. На самом-самом первом экране загрузки разработчики честно нас предупреждают, что поведение машин может несколько отличаться от реального (еще там же есть изумительная фраза в стиле "не повторяйте это дома"). В переводе с нечеловеческого языка парящих в облаках людей, мыслящих исключительно высокими компьютерными категориями, на простой и понятный, эта означает следующее: "Дамы и господа, смиритесь с тем, что на действительность игра похожа, как кабан на балерину, а если вы попробуете повторить что-то подобное на улицах вашего города, ваш маршрут сократиться до трех пунктов: столб - реанимация - полицейский участок". Если оставить лирику в стороне, то реализм можно описать очень коротко: полное отсутствие всякого присутствия. Я уже сказал, что игра практически аркадная, даже если вы выкрутите все параметры управления автомобилем на максимально реалистичный уровень, все равно симулятора не получится, тем более, что и выкручивать-то особо нечего. Во-первых, машина отличается просто феноменальной устойчивостью, как к заносам, так и к неровностям трассы, едет как поезд по рельсам, и никакие силы не в состоянии ее остановить. Второе: тормозить прекрасно можно о соперников или препятствия, это, между прочим, очень здорово помогает при обгонах, поскольку места не трассе немного. При этом, если вы выедете на полосу безопасности, четырехколесный монстр лишь слегка потеряет в скорости, но управляемость сохранится на прежнем уровне. Если поставить низкий уровень сложности и максимально облегчить управление, играть будет просто неинтересно - машина почти сама поедет.
Не прибавляет реалистичности и почти полное отсутствие возможности изменения настроек автомобиля, что, впрочем, не особенно нужно по ходу игры. Но зато, на поведение машины сильно влияет погода, здесь разница действительно ощущается.
Ну и напоследок скажу следующее. Скорость в игре чувствуется великолепно: мелькающие по бокам подъемники с кинокамерами, трибуны, отбойники и тому подобные приятные вещи очень неплохо передают всю сложность гонок, особенно если вы ведете машину с видом из кабины. В общем, эта игра с чисто аркадной физикой, но и со многими элементами, которые более чем похожи на действительность. На самом деле, для гонок, которые не являются строгими симуляторами, такой вариант оптимален, так как он делает игру намного более увлекательной - просто можно не думать о том, что все нужно сделать идеально, здесь ошибки прощаются.
Подведем итог. Если в общем, то впечатление от игры весьма двойственное. С одной стороны, достоинств предостаточно, но с другой стороны это все уже было и не раз. Гонок за последнее время вышло столько, что они, кажется, охватили все возможные сферы, так или иначе связанные с колесными, да и не только, средствами передвижения. Но если забыть о том, что существуют многочисленные игры, которые практически одинаковы с Total Immersion Racing в плане игрового процесса, то проект заслуживает всяческих похвал. Графика на уровне, неплохие заставки, разнообразие, некоторый реализм, особенно в плане игрового мира, отличное чувство скорости. Плюс карьерный режим и множество разнообразных автомобилей. В общем, эта игра, не привнеся в жанр ничего нового, полностью вписывается в требования к современным гоночным игрушкам. А значит, в нее будут играть.