Городок Мыться подано, барин! Мне всегда было интересно, как жилось людям прошлого. Голливудское кино создало стереотип бедной, но чистенькой деревушки из покосившихся, обшарпанных, но тоже вполне добротных домов, в которых живут добрые, симпатичные люди. Что характерно, все они улыбаются белозубой улыбкой и моются горячей водой с мылом, по крайней мере, раз в три дня. И хотя известная разница в житье-бытье отечественного и зарубежного крестьянина, очевидно, была, разум подсказывает, что на самом-то деле не все так радужно в забугорье, а точнее - что все было совсем плохо: вши, грязь, авитаминоз и сопутствующая ему цинга, моровая язва, несварение желудка, лепешка и кружка воды на завтрак и пр. и пр. Сразу вдруг вспомнились подробности принятия ванн рыцарями: раз в два месяца, в деревянном корыте, не снимая белья(!). Да, кстати, белье тоже имело бессрочный срок пользования и стиралось редко. Поэтому не очень приятных встреч с маленькими друзьями человека - вшами было просто не избежать. Впрочем, ситуация несколько исправилась с завозом с Востока моды на шелковое белье... Впрочем, что-то я сильно отвлекся...
Так вот, мне было интересно, о чем думали и чем жили люди, существующие в таких ужасных бытовых условиях. Поэтому когда редакция подкинула мне Europa 1400, с ярлычком "это средневековые The Sims" я, надо сказать, был немало заинтригован.
Море возможностей. Так что же, нам, собственно, предлагают? Нам предлагают полностью вжиться в образ средневекового горожанина. В средневековых городах жили, как правило, умелые мастеровые и знать. Неквалифицированные мужики приходили из деревень на подработку. Наш персонаж живет постоянно в городе, поэтому игра позволяет выбрать себе специализацию по вкусу.
...Хочу жениться! Когда я говорю "полностью вжиться", это не означает, что игроку придется кормить своего подопечного и водить в туалет, как в "The Sims". Нет, это совсем не тамагочи. Но вот выбрать себе жену по вкусу игрок может. При этом необходим предварительный период ухаживания, длительность которого зависит от вашего богатства и социального статуса, а также соответствующих показателей невесты. Памятуя о средневековых нравах, сроки не поражают воображение. Для начинающего представителя "респектабельной профессии" срок охмурения составляет около 5 лет. Для начинающего вора длительность ухаживаний может достигать 10 и более лет! А если вы еще и в плохих отношениях со своей возлюбленной...
Впрочем, вернемся немного назад. Игра начинается с процесса генерации персонажа, обыгранного здесь довольно оригинально: игрок может выбрать себе мать и отца определенных профессий. Этот выбор, конечно, повлияет на стартовые характеристики персонажа. Если у вас папа был добропорядочный бюргер-ремесленник, то вы изначально получаете минимальный уровень ремесленничества в полторы звездочки. Если уже у вас и папа и мама были ворами (ай-яй-яй, как нехорошо!), то уровень скрытности составит три звездочки. Плюс к этому есть еще некоторое количество звездочек, которые можно распределить между скиллами. В дальнейшем, читая специализированные книжки и журналы, любое умение можно будет повысить.
Любопытно, что все члены вашей семьи представлены персонажами в игре, и если один из родственников умрет, то вы можете получить наследство!
После этого можно и нужно выбрать свою профессию. Понятно, что, по большому счету, профессия была определена выбором родителей на предыдущем этапе. Ну в самом деле, ну зачем вы выбрали себе родителей-воров, чтобы смешивать духи в магазине? С другой стороны, в плане ролевого отыгрыша это может оказаться интересным вариантом.
Сама игра проходит в дискретно-непрерывном режиме. Каждый год игроку предоставляется один рабочий день "для бизнеса". Кроме того, каждый год игра заботливо выдает игроку "Action Points", которые могут иметь различное применение, начиная от апгрейда скиллов, и заканчивая устроением большой службы в церкви, в случае если вы играете клириком.
В каждой профессии существует несколько градаций мастерства, которые можно повышать посредством посещения "спецсеминаров" (с затратой AP, разумеется) и которые определяют размер дела, которым вы можете самостоятельно заправлять (кстати, за большую сумму денег, для здания можно нанять управляющего, а самому заняться чем-нибудь еще...)
Процесс производства для "мирных профессий" выглядит следующим образом: нанимаем работников, закупаем ресурсы, производим из них продукты, загружаем ими тележку (они здесь изнашиваются, поэтому приходится покупать новые), при желании назначаем охрану и отвозим на продажу. Все. В принципе в этом месте игру можно было бы уже закапывать, как не оправдавшую надежды. Но...
...Честный политик - такой же нонсенс, как бескорыстный вор. Игра интересна, в первую очередь, своей "криминальной" и "придворной" стороной. В игре смоделирована достаточно подробная система коллективного управления городом, где должностные лица выбираются городским советом и имеют определенные привилегии и полномочия, в частности, могут менять законы и ставить на голосование вопрос о снятии другого чиновника. Естественно, на хорошие места нужно всячески стремиться, но поскольку не один игрок понимает все преимущества, желающих - множество. Решение совета зависит от ваших личных отношений.
Для улучшения отношений можно просто "честно" дать взятку, но для гнусных и подлых здесь предусмотрено множество вариантов жесткой "подковерной" борьбы: шпионаж, шантаж, нападение на здания противника... В конце концов, оппонента можно просто "заказать"! Если вы же играете за вора (а я играл), то способов расправиться с конкурентом - раздолье. Например, можно совместить приятное с полезным: похитить противника, а потом потребовать крупный выкуп. При этом нужно его будет когда-нибудь отпустить. Живым, а значит, у него появится повод шантажировать вас, но это, конечно, мелочи жизни. Совсем необязательно похищать противника. Можно похитить кого угодно, при этом, чем выше положение вашего пленника, тем больше будет выкуп. Для осуществления похищений в воровской гильдии необходимо предварительно построить тюрьму для содержания пленника.
Прорабы. Изначально игроку выдается резиденция и фирма, соответствующая его профессии. Здания поддаются апгрейду, позволяющему добавлять комнаты, дающие новые возможности. Количество комнат ограничено уровнем здания, которое, в свою очередь, ограничено профессиональным уровнем владельца. Нужно ли говорить, что на любой апгрейд нужно тратить деньги? Можно и покупать новые предметы в комнаты, изменяющие показатели продуктивности и безопасности здания. Если, например, купите кандалы, то вероятность успешного похищения увеличится, а если поставите в жилую комнату бочонок с вином, то это значительно повысит продуктивность ваших подчиненных. Речь идет об отыгрыше за вора - у других профессий есть свои нюансы, причем у всех - разные.
Радикальные методы. В случае если вы испортили с кем-то отношения, есть много способов разрешить проблему. Самый интересный, на мой взгляд - дуэль. Дуэль может и не закончиться летальным исходом, но при этом отношения между дуэлянтами улучшатся, ведь "оскорбление было смыто кровью". Сама дуэль проходит в виде дуэли на пистолетах в походовом режиме. Игрок выбирает, что он будет делать в следующий ход: оскорблять противника, уворачиваться от пули или стрелять... Перед началом дуэли предоставляется возможность сжульничать, сделав 9 шагов, вместо положенных 10. Правда, тому, кто обманывает, доктор не оказывает помощи после дуэли, поэтому можно легко откинуть копыта...
Если же вы встали на неверный путь и согрешили (а играть честно у меня не получилось - уж слишком скучно), то у вас есть два выхода искупить свои грехи: исповедью (трата AP) или покупкой индульгенции (трата денег). Кроме того, можно пожертвовать денег церкви - в результате улучшатся ваши отношения с людьми одной с вам веры (а их здесь две - католики и катары; следует напомнить, что исторически с катарами боролись и, в конце концов, объявили ересью еще в 14 веке, поэтому мне не очень понятно, что они вообще здесь делают)
Резюме. Временами игра напоминает вечно живых Pirates! на новом витке. Честное слово! Ни одна из выходивших в последнее время игра не изобилует таким количеством милых деталей и деталек. Вот как вы думаете: зачем в профиль персонажа введена строка "болезни"? Просто так? Не-е-е-т! У меня был случай, когда меня заразила простудой встреченная на базаре девчонка, после этого "кашель" честно отражался в строке "болезни". Или вот ухаживал я за одной дамой. 5 лет ухаживал, подарок преподнес... И что же ? Присылает письмо, что я-де "помолвлена с другим"... Каково? А в другой раз выплывает сообщение, что я оштрафован на 276 золотых, за то что пел пошлые песенки в таверне!
Все это, а также исторические справки, которые появляются перед началом каждого года, создают совершенно замечательную атмосферу погружения в средневековье. Для каждой профессии, для каждой модели поведения есть свои маленькие "фишечки". В эту игру можно играть много раз, если не сказать очень много. Кто сказал, что это экономическая стратегия? Не верьте! Это RPG, в чистом виде, без "манчкинского" собирания шмоток и золота, без надуманных сюжетов... Кристально чистый геймплей и ничего более.