"Одиссея" под землей. Наверное, многие помнят совсем еще недавние времена игр, по праву считающихся ныне классическими, в основу которых ставилась максимально возможная играбельность, а не навороченная трехмерная графика или какой-нибудь супер-звук, способный довести соседей до инфаркта. К сожалению, продуктов, во главу угла в которых ставился бы смысл и собственно игровые возможности, сейчас выходит очень немного, а большинство проектов создаются по формуле "тупо, но весело". Впрочем, оказывается, и сегодня не перевелись программисты, пытающиеся сделать не столько оболочку, сколько внутренний мир.
Dungeon Odyssey - RPG, выполненная в стиле серии Fairy Tale, которая для многих любителей жанра может оказаться приятным сюрпризом. Ролевики в последнее время появляются, как грибы после дождя, а вот действительно интересных проектов, способных конкурировать с классикой этого захватывающего жанра, почти нет. Вспомните, например, Might & Magic 9, который упростили до уровня детского сада. При этом каждая провальная игра обязательно хвастается очередными достижениями в области графики. Но проблема в том, что в погоне за красивой картинкой разработчики просто убивают атмосферу, которая для RPG имеет первостепенное значение. В "Одиссее" как раз все наоборот.
Концепция.
Первая неожиданность, о которой хотелось бы упомянуть - это генератор сценариев. Такую хорошую вещь долго и безуспешно пытались запихнуть в MM9, но ничего толком не получилось - не то сил не хватило, не то издатель с выпуском торопил. Дело в том, что двух одинаковых игр здесь не будет в принципе, поскольку программа создает свой, уникальный сценарий каждый раз, когда мы нажимаем кнопку "старт". Причем меняются не только такие, в общем-то, малозначительные вещи, как, например, расположение артефактов, но и такие основополагающие элементы, как местонахождения основных подземелий и городов. Понятно, что изменяются и окружающая обстановка, и монстры, да и все остальные параметры не остаются постоянными. Когда я понял, что игровой мир здесь именно создается, а не загружается, мне захотелось в него переселиться насовсем, думаю, что и у многих людей, поигравших в "Одиссею" появится такое же желание. Но перейдем к другим составляющим игрового процесса.
Прежде чем касаться самой игры, скажу о наличии еще одной маленькой, но от этого не менее важной детали - это уровень сложности. Этот элемент сделан вовсе не для отвода глаз и на игровой процесс влияет очень и очень сильно. На простом уровне вы без особых проблем будете сметать всех монстров, а подземелье озарится светом молний, которые будут иметь просто фантастический эффект. Но на более сложных уровнях из-за каждого куста будут выпрыгивать пачки сильнейших монстров, а магия и обычные атаки сильно потеряют в способности уничтожать врагов.
Едва ли не самый вдохновляющий момент в любой ролевой игре - это создание персонажа. Здесь на выбор имеется стандартный набор из 7 классов: воин, вор, паладин, лучник, маг, священник и друид. Отличия очевидны и состоят в физической мощи и возможностях использования магии, которой в игре не меряно. Понятно, что закованный в латы воин огненные шары извергать не будет, а у мага будут большие проблемы с рукопашным боем, точнее, весь этот бой будет одной большой проблемой, поэтому придется крепко подумать, прежде чем сделать окончательный выбор в пользу того или иного класса. Для каждого класса можно выбрать внешний вид персонажа, а скинов для них просто море: на каждого больше десятка.
Итак, создали персонаж, выбрали себе подходящий уровень сложности и смело нажали кнопку "старт", после чего мы отправимся на поиски древнего артефакта. Кроме всего прочего, в игру вставлена обширная история местного мира - Люретании, а также описание вашего задания. Эта история занимает несколько страниц не слишком крупным шрифтом, так что для любителей всяких приятных мелочей, она будет очень кстати.
Теперь я скажу о том, как выглядят умения персонажа, тем более, что окна со статистикой занимают большую часть экрана. В игре есть такие привычные радости, как жизнь, мана, количество золота и очки опыта. Здесь вопросов быть не должно, скажу лишь, что жизнь и магическую энергию можно восстанавливать с помощью пузырей, наполненных жидкостью такого цвета, что я бы из этих сосудов пить не рискнул бы даже под пыткой, но компьютерные персонажи к этому делу привычны, вспомните хотя бы жутковатые бутылки из той же серии Might & Magic.
Кстати, раз уж зашла речь о воде и сопутствующих товарах, вы будете смеяться, но героя нужно кормить, он хочет кушать, причем все время. А если он вовремя не пообедает, то очень быстро скончается в мучениях - хилые они, эти жители Люретании, в большинстве RPG герои воздухом питаются и ничего. Есть еще такие параметры, как вес носимого груза, сила, физическое состояние (можно отравиться, заболеть, плюс множество других напастей), скорость, интеллект, количество здоровья, параметры защиты и нападения, а также сопротивляемость различным гадостям. В общем, джентльменский набор ролевика, вообще, в количественном плане игра превосходит очень многих конкурентов. Само собой, повышение уровня героя влияет на все его характеристики и сопротивляемость, так что идите рвать врагов на портянки ради заветной "экспы". Ну и конечно, в игре есть магия, которой столько, что глаза разбегаются: от обыкновенных молний и огненных шаров, до навороченных заклинаний вызова всякого зверья на поверхность для изничтожения себе подобных.
Еще больше в игре врагов, которые встречаются как в подземельях, так и вне оных. Можно встретить банальных змей или еще каких-нибудь вредителей, а можно в итоге нарваться и на дракона. Плюс к этому: грифоны, огромное множество гуманоидов и много, много других кошмарных созданий.
В изобилии водятся предметы экипировки, всяческая броня, оружие, магические бутылочки и прочие бесполезности. Понятно, что выбор класса накладывает некоторые ограничения и, например, друида не удастся заковать в латы и всунуть в руки двуручный меч.
Графика. Я лично к графике отношусь более чем терпимо, поскольку глубоко убежден в том, что в играх не картинка - главное. Например, многие до сих пор играют в первую "Цивилизацию", хотя, наверное, ни у кого язык не повернется сказать, что в этой игре отличная графика, в то же время провальных разработок с жутко красивой графикой полно, я об этом уже говорил.
Конечно, графика в "Одиссее" по сегодняшним меркам выглядит архаикой: анимация почти никакая, мелковаты фигурки, пейзаж более напоминает условные обозначения на картах, при этом "внутренности" подземелий совсем неплохи. Другое дело, что сильной стороной этой игры является вовсе не графика, а сам игровой процесс, в чем я думаю, вы уже могли убедиться из обзора. Сама графика чем-то напоминает Faery Tale - видимо, тем же "пластилиновым" стилем, который когда-то обеспечил популярность Faery Tale Adventure 2. Добавьте к этому неплохую музыку, приятные звуки и общую атмосферу и получится очень неплохой продукт с любой точки зрения.
Итог. Перед нами, как ни покажется странным, весьма серьезный проект, на который потрачен не один год разработки. Многочисленные возможности по созданию персонажей, уникальный и неповторимый игровой мир, множество магии, оружия, монстров. Конечно, хватает и минусов, но я бы советовал не пренебрегать и достоинствами этой игры, поэтому вперед - крошить монстров.