Гром над овалом. С автогонками серии NASCAR по размаху и великолепию может сравниться разве что "королева автоспорта" - Формула-1. Но вот только для Европы, куда я все-таки рискну отнести и Россию, эти соревнования по-прежнему загадка. У нас как-то все привыкли к извилистым и не слишком быстрым трассам, поэтому многие ценители автоспорта не могут понять всей прелести огромных скоростей легендарных овалов, да и сложно это сделать - ведь трансляций этой серии наше всемогущее телевидение не признает, предпочитая все ту же Формулу-1, да и то по ночам. Тем, кто считает, что NASCAR - это тупо и просто, что трассы с четырьмя поворотами по определению не могут быть интересными и что вообще это все не для нашего континента, я могу сказать следующее. Все дело в том, что на относительно простых трассах и на практически одинаковых автомобилях выиграть чемпионат может только сильнейший гонщик, который должен сочетать в себе невероятно развитую реакцию, умение безошибочно прогнозировать обстановку и безупречное гоночное мастерство. Огромные скорости, знаменитые автодромы, сверхмощные автомобили и прославленные гонщики, напряженная борьба на трассе, десятки обгонов, аварии, слаженная командная работа - вот что такое NASCAR. По зрелищности и напряженности никакой европейский чемпионат с этой серией нельзя даже и сравнивать, только заокеанскую же серию CART можно в этом плане поставить рядом с NASCAR, а всякие Формулы раз, три тысячи и т. д. и т. п. не приближаются к ним и на пушечный выстрел.
К сожалению, в России, как и во всей Европе NASCAR особой популярности не получил и, кстати, мы многое потеряли. Почти единственным более или менее сносным источником, позволяющим создать некоторое представление о фантастическом напряжении этих гонок, остаются компьютерные игры, благо, их по NASCAR выпущено столько, что даже посчитать все сложно. Одна из последних таких игр - NASCAR Thunder 2003, очередное творение EA Sports, продолжающее известную (хотя и не всем) серию.
Немного истории.
Гонкам серии NASCAR уже полвека. Их славная история началась в 1947 году, в Дайтона-бич, где состоялось собрание гонщиков и людей, так или иначе связанных с гонками на кузовных автомобилях. Трехдневная встреча оказалась весьма плодотворной: ранее существовали многочисленные соревнования, а после этих декабрьских дней был создан единый чемпионат с четкими правилами, проработанной системой подсчета очков, особой географий состязаний и призовым фондом. В NASCAR (National Assotiation for Stock Car Racing) входят несколько различных соревнований, точнее, чемпионатов, которые в основном различаются машинами и длиной трассы. Гонки этой серии после основания чемпионата практически не знали спадов и потерь зрительского интереса, правила гарантировали людям то, что они хотели получить - захватывающее зрелище, поэтому от желающих понаблюдать за десятками кузовных машин, мчащихся к заветной финишной черте, не было отбоя. А, следовательно, не возникло и проблем со спонсорами, для которых эти гонки стали очень и очень выгодной рекламной витриной. Новые трассы для NASCAR открывались одна за другой, росло число зрителей, финансы пели гимны. Постепенно серия переросла в нечто большее, чем просто чемпионат, сейчас это почти национальный символ. В гонках свои устоявшиеся традиции, легендарные гонщики, богатая история, знаменитые команды.
Сами гонки действительно не для всех. Главная особенность их в том, что все происходит на овальной трассе, где четыре не очень крутых поворота соединены относительно длинными прямыми. Относительно, потому что все время прохождения круга занимает меньше минуты.
Причем трасса не ровная, а представляет собой как бы вираж, то есть имеет наклон в сторону центра - вот по такому кольцу и несутся, завывая сверхмощными двигателями, десятки машин. Казалось бы, а что здесь особенного: газ в пол и - вперед, к победе. Так-то оно так, да только попробуйте победить, когда вокруг куча народа жаждет приехать к финишу раньше вас, да еще и на идеальную траекторию прохождения поворотов попасть сложно - слишком уж много участников. Добавьте к этому то, что машины практически не отличаются по техническим характеристикам - на страже этого суровые правила. Вот и получается, что победить в гонке этой серии может быть сложнее, чем в любом другом чемпионате, быстрее всех ездить всегда трудно, а когда вокруг еще и многочисленные автомобили соперников и скорости не ниже, чем в "Формуле-1" - эта задача под силу только лучшим.
Джентльмены, запускайте ваши двигатели.
NASCAR Thunder 2003 как раз и предлагает нам попробовать свои силы в роли гонщика одной из самых знаменитых гоночных серий планеты. Действие происходит в наше время, поэтому по этой игре вполне можно изучать современные гонки NASCAR, особенно трассы. Те, кто раньше не сталкивался с этой серией игр, но видел, например, какую-нибудь из Формул-1 от EA Sports, сразу почувствует себя как дома. Тот же знакомый интерфейс, те же, в общем-то, режимы, все такое знакомое и разное одновременно.
Для начала нам предложат выбрать себе гонщика, а точнее создать новую суперзвезду NASCAR, поэтому если вы всегда хотели сделать чемпионом какого-нибудь гражданина Иванова, то все в ваших руках: вводим персональные данные и идем выбирать себе машину. Можете особенно не мучиться, поскольку машины все практически одинаковые по своим характеристикам, а вот боевая раскраска у них разная, поэтому подберите себе цвета по душе и отправляйтесь на покорение вершин NASCAR. Нам предлагают погоняться на каком-либо отдельном кольце, где вы сможете без лишней суеты выбрать место действия, количество противников, команду и, наконец, промчаться с ветерком по приглянувшейся трассе, либо сразу бросить вызов сильнейшим и попробовать одолеть их по ходу чемпионата. Понятно, что второе намного интереснее. В чемпионате нам предстоит одну за другой проходить трассы, входящие в календарь сезона, и по итогам всех заездов необходимо набрать максимальное количество очков, точнее не максимальное, а большее, чем у соперников.
Перед гонкой нас ожидают вполне стандартные тренировки, где предстоит осваивать незнакомую трассу и квалификация, которая позволит еще до начала борьбы получить столь важное право стартовать с первой линии стартового поля. Ну а потом накачанные автомобили взревут двигателями и рванутся с места в безумной борьбе за столь необходимый каждому кубок.
На самом деле, игра гораздо более многоплановая, чем просто гоночный симулятор, чтобы не лишать вас радости открытий, я лишь намекну: в NT2003 есть элементы менеджмента.
Реализм.
Как и в других подобных играх, уровень реализма сильно зависит от пользователя, можно выбирать самые различные варианты, от чистой аркады, до навороченного симулятора. Халявщикам, а также новичкам предлагается включить помощь при торможении и повороте, отключить повреждения и разрешить автовосстановление после вылета - все это позволит легко и быстро ехать по треку, без особых проблем обходя соперников. Единственное, что от вас требуется в таком режиме, это выбрать траекторию прохождения поворота и нажать на газ в нужный момент, все остальное сделает компьютер. Если же все многочисленные поблажки отключить, игра сразу станет крепким орешком даже для опытных геймеров, машины будет вести себя невероятно чувствительно, немедленно реагируя на каждое ваше действие. Ну а если ко всему прочему добавить еще и коробку передач с ручным переключением скоростей, то получится игра, способная удовлетворить вкусы даже самого привередливого любителя симуляторов.
Теперь то, за что я так люблю подобные игры - настройки. Подготовка машины перед гонкой почти всегда является ключом к победе, ведь только удачно выбранные настройки автомобиля позволяют выиграть те самые десятые доли секунды, которые и решаю все на финише. В нашем случае можно выбрать установки, которые предлагает компьютер, либо самому заняться этой тонкой и сложной работой. Всем любителям "формул", считающих себя мастерами настроек, придется очень долго понимать все хитрости автомобилей NASCAR: перед нами не болид, да и трассы, под которые нужно приспосабливать машину несколько другие. Особенности настроек как раз и связаны с тем, что трассы овальные, имеют наклон и повороты только в одну сторону. Исходя их этого, можно подобрать установки для максимального облегчения прохождения поворотов и одновременно - для выигрыша в скорости на прямых. Итак, можно выбирать параметры подвески, шасси, можно изменять аэродинамику и тип шин, балансировать вес автомобиля. Покопавшись во всем этом, можно действительно получить преимущество над соперниками, поскольку компьютер обычно настраивает машины весьма посредственно, но в то же время есть риск сделать что-то не так, и тогда машина поедет как паровоз - медленно, с дымом и повернуть не сможет, если рельсы еще не проложили.
Очень многие играют в игры, посвященные серии NASCAR, только ради того, чтобы устроить какой-нибудь завал на трассе и посмотреть на обломки автомобилей, усеявшие асфальт, поэтому, модель повреждений должна быть проработана детально. Понятно, что полученные повреждения зависят от силы удара, от того, куда, собственно вы въехали, и от той части автомобиля, которая подверглась очередному издевательству со стороны гонщика. Повреждения можно получить самые разнообразные: от помятого крыла до разрушенного двигателя. При этом то, насколько машина искалечена, самым непосредственным образом влияет на ее поведение, то есть с крылом, которое из-за вмятины мешает поворачиваться колесу, вам будет сложновато входить в поворот. Так что, модель повреждений сделана достаточно хорошо, хотя ничего особо запоминающегося нет, да и обломков отлетает мало.
Одна особенность есть у управления: с клавиатуры играть весьма проблематично, нужен руль. Только это достижение инженерной мысли позволяет контролировать машину в достаточной степени, чтобы совершать уверенные обгоны и четко входить в поворот. С клавиатуры играть, конечно, можно, но это потребует от вас некоторых дополнительных усилий.
Внешний вид.
EA Sports уже много раз доказывала, что умеет делать красивые игры, и NASCAR Thunder 2003 не стал исключением. Наверное, проще будет сказать, на что это похоже, чем описывать все прелести графического движка. А похожа игра... правильно - на F1 2002 от той же фирмы. Самой запоминающейся деталью в игре стали спецэффекты: искры, клубы дыма из-под колес, следы шин на асфальте и на траве, низкие грозовые тучи... Смотрится здорово, слов нет. Очень понравился вид из кабины, где видно, как рука гонщика переключает передачи. Не слишком понравилось то, как выглядят повреждения машин. В общем, по графике я могу сказать то же, что и по игре в целом: хорошо, даже очень хорошо, но не отлично.
Музыка и спецэффекты, как обычно, очень качественные, так что наслаждайтесь гонками под замечательные саундтреки. Плюс голос комментатора. Так что, обязательные компоненты на уровне.
Вывод.
Ну что тут сказать? Игра хорошая. Все красиво, правдоподобно и вообще, очень приятно находиться внутри этой замечательной игрушки. Но ничего оригинального, вообще ничего. EA Sports чуть ли не каждый год выпускает кучу игр на автоспортивную тему, которые друг от друга мало чем отличаются, но играть все равно интересно. Очередной более чем добротный проект, дающий возможность поближе взглянуть на гонки NASCAR.