Большому кораблю - большая торпеда. Игра опять про войну. Ожидаемо, не правда ли? Но на этот раз игра о морских сражениях Второй Мировой, что уже делает ее заслуживающей внимания, поскольку хорошими проектами, посвященными надводным и подводным кораблям, нас разработчики особо не балуют. Конечно, такие игры выходят, но все-таки некоторый дефицит ощущается, так что, для всех, кто любит море, мощные боевые корабли и историю, Enigma Rising Tide будет как бальзам на душу.
Для начала скажу, что нам предоставлена великолепная возможность почувствовать себя капитаном как подводных, так и надводных судов. Это далеко не стратегия, хотя и симулятором Rising Tide назвать весьма сложно, жанр можно скорее определить как симулятор с элементами аркады. Ну, или аркада с элементами симулятора. Чтобы уж окончательно очертить круг потенциальных покупателей игры, добавлю еще и то, что командовать каким-нибудь линкором нам не дадут, играющий всего лишь пешка, одна из многих и многих других, а вовсе не супермен, отстреливающий немецкие эсминцы пачками из переносного торпедного аппарата. Может быть, кто-то и не согласится, но, по-моему, намного интереснее быть лишь одним из участников боевых действий, чем маршалом, на плечах которого неподъемным грузом лежит судьба всей войны.
Ну, а теперь, об этой замечательной игре расскажу поподробнее. Поздравляю, капитан, теперь у вас есть собственное ржавое корыто, которое при небольшом умении и большом везении сможет плавать или даже стрелять. Во-первых, в игре две кампании, каждая из которых уникальна, поскольку действия одной из них разворачиваются под водой, а вторая целиком посвящена надводным судам. При этом, на самом деле кампаний больше, так как вы можете сражаться на стороне флота союзников против немецкого, либо японского флота. Итак, две кампании, в каждой из которых нам предстоит, командуя своим кораблем и доблестным экипажем, выполнять многочисленные пожелания начальства, тем самым заслуживая для себя повышение. Кстати, повышение - здесь вещь вполне материальная, учитывая, что в игре существуют различные типы кораблей, сильно различающихся по своим возможностям, а необстрелянного матроса командовать новейшим эсминцем не поставят. Кстати, надводная и подводная части игры тесно взаимосвязаны, они дополняют друг друга, а не существуют самостоятельно. Кроме кампаний здесь есть и одиночные миссии, которые никак не связаны с кампаниями вообще, они выделены в группу "Patrol" главного меню. В игру вставлено и достаточно детальное описание того, на чем нам предстоит плавать, хотя встроенной энциклопедии, к глубокому сожалению нет.
В общем, выбирайте, что вам больше по душе - эсминец или подводная водка, читайте описание кораблика, смиритесь с мыслью о том, что он теперь ваш, и отправляйтесь на встречу своей судьбе в океанских просторах.
Итак, начнем с подводной кампании, которая все-таки является основной. В нашем распоряжении оказывается весьма средненькая подводная лодка, которая, тем не менее, может стать грозой вражеских конвоев. Воевать можно против флотов двух вражеских государств, о чем я уже сказал выше, так что выберите себе подходящий фронт будущей работы и ныряйте. На саму подводную лодку нам предстоит любоваться изнутри, то есть из рубки, где, увы, кроме вас никого не видно. Что касается действий с лодкой, то они, так или иначе, делятся на связанные с перемещениями и атакой... и, по большому счету, это все. Как видите, не слишком-то детализированное управление подводным судном, но зато, все, что можно делать, вы сможете осуществить собственноручно. Никаких хитростей, вроде управления сонаром или напряженного поиска целей и четкого на них выхода в игре нет. Самая приятная возможность, которая здесь есть - это стрельба из всего, что стреляет по несчастным врагам. Врагов, кстати очень много: кроме беззащитных танкеров, нам встретятся многочисленные эсминцы, более крупные корабли, а главное - самолеты, что делает орудия ПВО совсем нелишними. Поиск целей осуществляется с помощью экрана "радара", которым вы можете управлять только в плане масштаба, при этом само появление радара на подводной лодке сороковых годов говорит о жанровой сути игры. Можно, конечно, предположить, что это не радар, а показания акустических средств обнаружения, но вот как тогда на нем оказываются пролетающие на весьма приличной высоте самолеты? При желании на нем же можно и прокладывать курс, что, между прочим, очень удобно, поскольку позволяет ориентироваться намного быстрее. Мы, само собой, можем управлять двигателями и всплытием, либо погружением лодки, делать это можно как горячими клавишами, так и установкой значений на соответствующей шкале. Что немного удивило, так это скорость, с которой лодка уходит на глубину: она так погружается, как будто в нее уже попала торпеда, либо еще что-нибудь нехорошее приключилось, в то же время прямолинейное движение ваш кораблик начинает весьма неохотно.
Самое интересное - это, безусловно, управление многочисленными средствами разрушения, которые доступны для полного контроля. С торпедами все более или менее ясно: поставили лодку на курс, подняли для большей серьезности перископ и всадили в несчастный теплоход штук пять торпед - утонет, как будто и не плавал. А вот с палубными орудиями намного интереснее. Во-первых, их тут два вида: орудия противовоздушной обороны и противокорабельные пушки большого калибра. Хочу сказать, что они вполне взаимозаменяемы, хотя, попасть по летящему самолету из тяжелого орудия будет весьма проблематично, а вот корабль из зенитки потопить - это запросто. При управлении всем этим добром, мы попадаем на место стрелка и можем выполнять все необходимые операции. Кстати, если вы всплыли на поверхность, можно вылезти из душной рубки и проветриться на свежем воздухе, среди огромных волн и рвущихся снарядов. Если, смеха ради, в самой первой миссии всплыть, на ваш корабль обрушится такой шквал огня, что день покажется ночью. При этом можно совершенно спокойно уйти на глубину, поскольку стреляет враг много, но мимо. Ну а сами задания для этой кампании очень и очень разнообразны, да и общая атмосфера не даст вам скучать.
Но, по моему скромному мнению, более интересны в плане игры все-таки не подлодки, а надводные корабли. В самом деле, что может быть лучше, чем управление пусть пока и небольшим, но все-таки кораблем, приказы немногочисленной команде, неравная борьба с превосходящими силами противника, при этом уйти на глубину никак нельзя, вернее, можно, но вот всплыть уже не получится. Если на подлодке вашей основной задачей была борьба с вражескими кораблями, то теперь нужно будет в основном воевать с подлодками, хотя и морские баталии с участием многочисленных надводных судов тоже будут в избытке. Основное отличие надводного корабля от подводного (помимо таких прелестей, как погружение), заключается в вооружении, которое у корветов поразнообразнее. Уже у самого первого корабля на вооружении имеются целых два легких зенитных орудия, одна противокорабельная установка с неслабой пушкой и универсальная зенитка большого калибра. Плюс контейнеры с глубинными бомбами. Весь этот арсенал предстоит использовать по самому прямому назначению буквально с первых же минут, когда на вас насядут вражеские самолеты. Что касается управления надводными судами, то оно почти такое же, как и у подлодок. Кстати, капитаном надводного судна быть намного сложнее, в первую очередь потому, что вражеские подлодки плюются торпедами во все стороны, а уничтожить субмарины можно, только находясь непосредственно над ними, то есть, нужно подойти вплотную, прорвавшись через многочисленные торпеды. Учтите, кстати, что для затопления вашего корабля двух попаданий будет вполне достаточно.
Теперь немного о врагах и о сложности. Немцев на просторах океанов и морей водится просто неприличное количество, причем в самых разнообразных вариациях, японцев, тоже, впрочем, немало. Враги представлены многочисленными кораблями, от почти беззащитных торговых судов, до напичканных самым современным оружием боевых кораблей весьма крупного размера, а еще подлодки, самолеты... О самолетах стоит сказать особо - разновидностей винтокрылых машин не слишком много, но зато каждая из них - это просто оружейный склад, который может высыпать на вашу голову столько всего, что мало не покажется. Очень хорошо выглядят гидропланы, которые начинают досаждать вам уже в первой миссии.
Что касается уровня сложности игры, то он явно занижен. Особых проблем, связанных с невозможностью выполнить какое-либо задание, не возникнет, хотя и угробить свой корабль можно в любой момент. Не слишком высокий уровень сложности связан, в первую очередь, с весьма условным понятием реализма в игре.
Реализм. Как симулятор Rising Tide ценности из себя не представляет. Я уже упоминал выше: радар, небольшие возможности по управлению судном, да и вообще, команд маловато, по большому счету, играть можно, используя всего штук пять клавиш. Плюс совершенно потрясающая модель повреждений, когда даже подводная лодка может выдержать несколько прямых попадания с крупного корабля. Впрочем, уничтожение противника - тоже дело весьма хлопотное, но интересное. Враги также способны выдержать множество попаданий (кроме торпедных, разумеется), при этом после удачных выстрелов они дымят, горят и взрываются. Особенно это радует на самолетах, попасть в которые - дело архисложное.
Не слишком похожее на реальность управление кораблем компенсируется управлением бортовым вооружением, которое действительно потребует от вас многих навыков и если бы не феноменальная живучесть корабля, то сложность игры была бы неимоверной.
Графика и все такое. Проще показать, чем описать - смотрите на скриншоты, они дают вполне ясное представление об игре. От себя добавлю всего пару слов. Игра, в общем и целом, смотрится очень хорошо: приятная графика, хорошо проработанный вид кораблей, очень красивые спецэффекты, кильватерный след... Одним словом, здорово. Единственный недостаток у графики кроется в подводной части игры - очень уж мало под водой объектов, хотя, наверное, это уже придирки. Отлично выглядят природные явления, но больше всего порадовали взрывы - при попадании цель выдает такое каскад всяких пиротехнических изысков, что можно потерять дар речи. А море смотрится еще лучше. Короче - красиво.
Музыка, честно говоря, убила наповал своим, мягко скажем, невыдающимся качеством, которое на фоне общего благостного впечатления от игры выглядит как-то странно. К звукам претензий нет, все достойно.
Вывод. При всех своих условностях в области реализма, игра увлекательная, в меру сложная и очень интересная. Более того, вполне возможно, многие из вас давно мечтали о морских баталиях, но при этом смущались многостраничных мануалов с описаниями процедур всплытия и подготовки торпеды к запуску. Поэтому однозначный вердикт - играть рекомендую всем без исключения. Enigma: Rising Tide надолго притянет вас к монитору хорошей графикой и разнообразным игровым процессом, так что, играйте на здоровье.