К европейским победам!Больше контроля на поле, полный контроль вне его.
Рекламный слоган игры.
Многолетний лидер на ниве спортивных симуляторов, компания EA Sports до последнего времени никак не могла утвердиться на привычном первом месте на весьма емком рынке футбольных менеджеров, что вряд ли радовало руководство компании. В самом деле, несмотря на всю кажущуюся внешнюю мудреность, число футбольных болельщиков, жаждущих взвалить на себя нелегкую тренерскую ношу, растет с каждым годом. Их не пугают ни многоярусные столбцы финансовых отчетов, ни графическое исполнение, представляющее собой в лучшем случае красочное слайд-шоу и не меняющееся годами - ничего их не берет.
Несколько лет назад Electronic Arts решила, что негоже отставать от британских контор, известных одним своим Championship Manager'ом, и в полном соответствии со своей спортивной доктриной запустила свой очередной долгоиграющий (как надеялись) сериал, назвав его в честь английской премьер-лиги. Идея казалась весьма логичной: нужно лишь добавить к унылым и монотонным менюшкам живое трехмерное футбольное действо - и толпы поклонников со всего мира ринутся сметать с прилавков новый хит. Но здесь вышла промашка: во-первых, решили сэкономить на движке, отдав в менеджерскую серию не текущий, на тот момент, движок от FIFA, а предыдущий, что вызвало большое неудовольствие игроков; во-вторых, трехмерное изображение матча имело столь мало отношения к реальному футболу, что игроки, привыкшие к отсутствию оного, с легкостью его отключали. Впрочем, и без "живого" матча результаты не отличались логичностью, а интерфейс - большим удобством.
К чести Electronic Arts, компания не сдалась и, резонно решив, что первый блин комом случается и у великих, взялась за дело с недюжинным энтузиазмом, для начала сменив команду разработчиков (наш сегодняшний гость родом из Германии), а вместе с ней и название серии. Результат получился ошеломляющим. Честно признаюсь, что я никогда не был большим поклонником менеджеров, при этом отдавая должное их глубине и проработанности деталей, но эта игра даже меня задела за живое.
Первое, что удивило до глубины души, что передо мной предстал не переработанный вариант старой серии, а полностью новый продукт. Понятно, что все канонические вещи, без которых немыслим ни один продукт, претендующий на звание спортивного менеджера, на месте, и было бы странным ожидать иного. Но вместе с тем хватает и своих "изюминок", главной из которых является, безусловно, все тот же приснопамятный трехмерный матч. Но как же все переменилось за прошедшее время...
То, что EA не наступит второй раз на те же грабли и предоставит последнюю версию футбольного движка - не было ни малейших сомнений. И движок FIFA 2002 предстает во всем своем великолепии. В скобках заметим, что на днях нас посетит уже FIFA 2003, но Total Club Manager 2003 вышел раньше, и он реально снабжен последней официально вышедшей версией движка. Но дело здесь не в графических красотах, а в том, что игроки на поле пытаются реализовать заданные вами игровые схемы. Причем речь идет не только о расстановке на поле, но и о тактике игры, и даже о роли ключевых игроков в команде. Более того, влиять на ситуацию на поле вы можете, не только заменяя игроков и варьируя тактические схемы, которые, к слову сказать, весьма разнообразны, но и громогласно требуя от игрока, владеющего мячом, определенных технических действий. Кстати, вы можете общаться с конкретными игроками не только во время матча, но и до него. Кого-то необходимо приструнить за опоздание из отпуска, кого-то нужно приободрить, с кем-то поговорить по душам. Таким образом вам доступны едва ли не все мыслимые тренерские средства воздействия на происходящие события. Недостатки, разумеется, наличествуют, в частности, навеса с фланга ждать можно очень долго, а результата от них - еще дольше. Выбор лучшего игрока матча порой вызывает недоумение, но этим страдала и серия FIFA. Но в целом, столь грамотное использование трехмерного движка заслуживает всяческого одобрения. Тем же, кто предпочитает играть "по старинке" - в текстовом режиме - игра предоставляет и эту возможность, хотя, на мой взгляд, смотреть эффектную картинку куда интереснее.
Кстати, в Интернете ходило много разговоров в вылетах во время матча. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть - у меня проблем не было, притом, что я отыграл полный сезон в испанской лиге за "Сельту" (Мостовой все так же хорош, хотя и стареет - и это отразилось в ходе сезона снижением его абсолютных показателей) но западные фанаты ждут от EA Sports патча.
Из всего остального стоит обратить внимание на очень внятную систему характеристик игроков, наглядно демонстрирующую достоинства того или иного игрока, каковые можно развить путем тренировок. Вообще, я бы рекомендовал оставить тренировочную рутину вашим ассистентам, которые в этом знают толк и не допустят ни переутомления игроков, ни перекосов в развитии их качеств. Вы же можете, откинувшись в мягком кресле, с видом знатока надзирать за процессом, отмечая рост показателей ваших подопечных. Впрочем, если вам наскучит общее руководство, вы всегда можете вернуться к практической деятельности, заставляя игроков изо дня в день носиться "в квадратах", оттачивая короткий перепас.
Есть еще и забота о собственной молодежи, подрастающей в вашем клубе, но это я уже оставлю для эстетов, которым интересно возиться с малолетними звездами. Отмечу лишь возможность назначать персональных отцов-наставников для юных футболистов из числа игроков клуба и даже приглашать репетиторов для отстающих учеников. Да, да, среднее образование и в Европе никто не отменял, и, ежели ребенок чересчур увлечется футболом, позабыв об учебе, его запросто могут отозвать из ваших рядов заботливые родители.
С футбольного поля перенесемся в президентское кресло и с удовлетворением обнаружим, что и здесь все удобно и комфортно. Система трансферов не менее наглядна, чем тренировочный процесс, и дело лишь в том, насколько вы соразмеряете ваши желания с вашими возможностями. Вопросы расширения инфраструктуры и стоимости входных билетов, продажи рекламы и контрактов с игроками - со всем этим вы можете разбираться сами или же перепоручить вашим виртуальным коллегам.
В итоге мы имеем один из лучших, если не лучший футбольный менеджер на сегодняшний день. Эффектная графика, продуманный интерфейс, логичность действий и аккуратность в исполнении даже мелких деталей - все это объясняет нахождение игры Total Club Manager 2003 в числе лидеров продаж в Великобритании, на родине футбола, где болельщики готовы простить ошибки, как на футбольном поле, так и в компьютерной игре, но не фальшивые нотки.