Наше светлое будущее Почему создатели компьютерных игр всегда представляют себе будущее в самых мрачных красках? То астероид на землю упадет, то пришельцы всех поработят, то еще какая-нибудь неприятность случится, а уж о всяких войнах я и не говорю. Верхом пессимизма, наверное, является Fallout, который кроме всех прочих радостей светлого будущего обещает нам еще и почти тотальное уничтожение всего живого. В общем-то, причина такого мрачного видения грядущего очевидна: если предположить, что все будет в порядке, то о чем тогда игры делать? Вот и в Soldiers of Anarchy ничего хорошего многострадальному человечеству не светит, хотя здесь добрые программисты обещают нам такое, что, может, ядерная война и лучше.
Особенностей у проекта много. Первая из них состоит в том, что создана эта замечательная игра в полном соответствии с последними веяниями времени. Не в том смысле, что использованы новейшие достижения, хотя и это тоже есть, а в том, что геополитическая картина мира в игре представлена весьма своеобразно, я об этом скажу чуть ниже. Вторая особенность - действие будет происходить в совсем недалеком будущем, лет эдак через 15, поэтому нас ждет мир, весьма похожий на тот, который можно увидеть сейчас. Это выражается в реальном оружии, технике городах и прочих объектах. Ну а теперь поговорим обо всем этом по порядку.
А так хорошо все начиналось...
Перед угрозой международного терроризма крупнейшие державы мира были вынуждены объединить свои усилия в разработке мер противодействия этому злу. Были основаны многочисленные совместные базы, занимавшиеся самыми различными проектами, одним из которых было создание биологического оружия. И все, в общем-то, было неплохо, но вот наступила осень 2004-го года. Появились странные сообщения о нескольких людях, заболевших неизвестной и смертельной болезнью, которая за две недели превращала человеческий организм в безжизненный кровоточащий кусок мяса. До момента смерти инфицированный является переносчиком вируса, распространяющегося с молниеносной быстротой. Первые случаи таинственного заболевания были отмечены в Токио, затем зараженные появились в Москве, Париже, Лос-Анджелесе и других крупных городах земного шара. Количество умиравших росло как снежный ком, было принято решение пресечь перемещения людей из городов, где свирепствовал вирус, но ситуация уже вышла из-под контроля. В Москве армейские кордоны открыли огонь по людям, обреченным на жуткую смерть; власти Франции, тщетно пытаясь спасти ситуацию, подвергли зараженный Париж атомной бомбардировке в отчаянной попытке спасти еще здоровых... Очень скоро были обнародованы страшные данные: большинство населения Земли инфицировано. Их можно было бы спасти, на разработку вакцины были брошены все ресурсы, но ученым просто не хватило времени - вирус был быстрее. Последнее, что стало известно о невидимом убийце - вирус не мог возникнуть естественным путем, он был создан самими же людьми...
Эта база была основана в семидесятых годах, как часть военных гарнизонов СССР. Позднее Российская Федерация передала небольшой форпост для международных исследований, реально же база занималась разработкой оружия. Крошечный островок жизни, отрезанный скалами от всего внешнего мира, населенный небольшой командой, утратил свое военное значение довольно быстро, но продолжал функционировать и был полностью работоспособным к моменту начала эпидемии. Когда стало очевидным, что спастись на планете никому не удастся, люди на базе приняли решение взорвать единственный существующий проход к строениям и перейти на автономное существование в герметичных бункерах военной базы. Никто из них не был заражен, а ресурсы позволяли находиться в безопасности под землей долгие годы. Используя систему связи, они поддерживали контакты с исследовательскими лабораториями, искавшими спасение от вируса, но когда последняя из них перестала отвечать на запросы, стало ясно, что человеческой жизни на Земле больше не осталось.
С тех пор прошло десять лет, десять лет без всякой связи с миром, десять лет в искусственной среде с отфильтрованным воздухом и без привычной пищи, десять лет в стенах бетонного бункера. Стало ясно, что дальнейшее нахождение под землей бессмысленно: никто из людей не смог бы сопротивляться вирусу так долго, все мертвы, значит - эпидемия прекратилась. В любом случае, никто больше не хотел оставаться под землей, поэтому первый отряд из четырех человек был послан наверх, в такой знакомый когда-то и абсолютно неизвестный сейчас мир.
Что нужно делать.
Как вы понимаете, не все так безрадостно, и умерли не все, и с планетой нашей ничего особенно плохого не случилось, но изменения все-таки произошли не в лучшую сторону. Как и следовало ожидать, вирус уничтожил большую часть населения Земли, полностью разрушив цивилизацию. Выжившие быстро поддались влиянию животных инстинктов, и теперь в некогда цветущем мире правят различные бандитские группировки, а закона нет вообще, равно как и таких организаций, как полиция. Все ходят с оружием, которое ко всему прочему еще и свободно продается, знания, технологии - почти все погибло, а остатки человечества продолжают падение в бездонную пропасть, опускаясь все ниже и ниже в своем развитии. И вот, среди этого хаоса появляется тот самый небольшой отряд (который, к тому же больше чем наполовину состоит из "дорогих россиян" - база-то была российская, хоть и с представителями других государств), который пока еще не деградировал настолько, чтобы впасть в пучину беззакония. Не имея никакой информации о том, что произошло за последние десять лет, эти люди пытаются выяснить хоть что-то, ведь очень много вопросов: как уцелело столь большое количество людей, чем все же был тот вирус, да и что вообще здесь происходит... Вот всем этим (и не только) нам предстоит заняться.
Согласитесь, сюжет для игры написан очень неплохой. Кроме того, концепция позволяет включить в проект не только мертвую пустыню, как в Fallout, но и вполне нормальные ландшафты с лесами, реками и прочими природными объектами. Хотя окружающая среда все же пострадала изрядно, и по ходу игры вы это не раз на себе почувствуете, поскольку экология сильно влияет на возможные действия отряда.
Сама игра больше всего похожа на Shadow Company. Вы командуете относительно небольшим отрядом (позже - вполне приличным, но масштабных сражений с участием сотен юнитов не будет), которому предстоит решать самые различные задачи. Миссий типа "найти и замочить" в игре не много, а все события объединены в четко прослеживающийся сюжет. Главное здесь в том, что нам доступен детальный контроль развития персонажей, каждый из которых здесь на вес золота. Мы можем не только экипировать его по своему усмотрению, но и управлять его индивидуальным продвижением. Каждый из героев может быть специалистом в каких-то областях, и если у него нет соответствующих навыков, он никогда не будет использовать некоторые предметы. Например, если человек, не умеющий обращаться со взрывчаткой, попытается заложить фугас, у него есть все шансы на нем же и подорваться. Оружия и экипировки (а все это взято из реальности) в игре очень много: пистолеты, автоматы, гранатометы, взрывчатка, гранаты, плюс, бронежилеты и тому подобные мелочи. При этом мы можем использовать технику, которой тоже немало. Уже в самом начале игры у вас появится джип "Хаммер" с веселеньким устройством на крыше - пулеметом М60. Потом добавятся многочисленные автомобили, танки, БТРы... Можно будет покататься на Т-80 (странный он какой-то, правда), пострелять из "Града", полетать на Ми-24, и много, очень много других орудий умерщвления доступны в этой игре.
Не уступают технике в разнообразии и враги: от диких волков и медведей, до экипированных по последнему слову науки и техники спецназовцев с тяжелыми танками. Игра идет в реальном времени, что, кстати, сильно осложняет жизнь: попробуйте попасть прицелом по мчащемуся к вам зигзагами медведю. Спасает возможность отдать приказ стрелять во всех врагов в пределах видимости. Кстати, по последним данным, появился патч, добавляющий походовый режим боя.
Игра очень динамичная и напряженная и поэтому весьма увлекательная: оригинальный и нелинейный сюжет, множество видов экипировки и оружия, техника, необходимость дорожить жизнью солдат - все это делает Soldiers of Anarchy более чем достойной игрой.
Графика, музыка, управление...
Графика в игре очень и очень качественная. Во-первых, красивые и насыщенные различными объектами, а главное - разнообразные ландшафты. Во-вторых, отличный вид техники и оружия, которое легко узнаваемо в руках бойцов. Кроме того, хорошая анимация и впечатляющие спецэффекты, хотя трассеры выглядят бедновато. В игре множество мелких деталей, которые, накладываясь на проработанный сюжет, создают действительно приятную атмосферу. Например, посадка людей в машину выглядит следующим образом: они сначала откроют двери (а техника детализирована настолько, что можно рассмотреть даже гайки), затем заберутся внутрь (причем не просто исчезнут в машине, а именно заберутся), при этом автомобиль покачивается, когда в него попадает еще энное количество живого веса. Когда персонажи находятся внутри, их отлично видно, к тому же они двигаются. Поведение техники, скажем так, отдаленно напоминает реальность. Не слишком удачно проработаны система повреждений и скорость перемещения по пересеченной местности, но зато, то, как машина трогается с места, выглядит просто здорово. Вообще же, графика оставляет самые благоприятные впечатления, особенно красиво смотрится небо. Кстати, воевать предстоит в полном 3D, с различными режимами камеры, которую можно вращать по своему усмотрению. Но вот здесь возникает весьма серьезная проблема, которая вообще характерна для большинства трехмерных игр - неудобное управление камерой. Ее приходится лихорадочно вращать, стараясь найти нужный угол обзора, а в это самое время идет какое-нибудь сражение и нужно четко контролировать действия отряда.
Музыка подобрана под общую атмосферу игры: немного депрессивная, в меру быстрая и несколько тревожная. Звуки сопровождают практически каждое действие, хотя ничего выдающегося или даже просто запоминающегося они из себя не представляют.
Управление. Ну, само собой, главным орудием труда будет мышь. С ее помощью можно управлять отрядом, камерой, перемещаться по микрокарте. Но из-за того, что игра идет в реальном времени и делать все нужно очень быстро, огромную роль играют "горячие" клавиши, которыми обозначено большинства действий. Отрядам можно отдавать самые разнообразные приказы, начиная от "лечь/встать" и заканчивая выбором построения и тактики. В целом управление приемлемо, но все же недостаточно удобно для такого жанра, поэтому его придется долго балансировать в настройках.
Итого.
Интересная и качественно сделанная игра. Нетривиальный сюжет, насыщенная, хотя и слегка мрачноватая графика, широкие возможности по ходу игры - вы не так связаны сюжетной линией, как в большинстве стратегий. Сочетание стратегии и ролевых элементов, грамотно созданная техника и оружие, разнообразие - что еще нужно от игры? Единственный минус - не слишком удобное управление, хотя оно не настолько плохо, чтобы нельзя было играть. Есть многопользовательский режим и редактор кампаний. Так что, берем в руки автомат Калашникова, садимся на танк и едем узнавать загадки недавней катастрофы, по ходу дела отстреливая всех, кто нам мешает.