Combat Mission 2: Barbarossa to Berlin ( Phoenix )
Пол-Европы прошагали, пол-Земли...
Из песни "День Победы" Когда-то разработчики из Big Time Software уже пытались покорить сердца любителей исторических варгеймов, выпустив игру Combat Mission. Увы, но попытка тогда не удалась, эта своеобразная разработка прошла почти незамеченной и сейчас сложно найти человека, который бы помнил о ней. Многие, поиграв в первую "Combat mission", недоуменно пожали плечами и отложили необычный проект с чудовищным управлением подальше, обратив свой взор на другие более понятные и динамичные игры. То были времена безраздельного господства игр серии Close Combat, которые и по сей день остаются образцом для многочисленных подражаний. Но все это было давно, многое изменилось: все забыли о неудачном Combat Mission, морально устарел Close Combat 5, активность в сфере создания подобных игр, требующих детального знания исторических фактов, четкой проработки качеств боевых единиц, а следовательно, немалых затрат и напряженного труда, резко снизилась. И вот авторы Combat Mission предприняли вторую попытку, выпустив сиквел своего не слишком удачного творения. И, похоже, теперь у них есть все шансы на успех, поскольку, несмотря на специфический и "не модный" жанр - походовый варгейм - в этой игре есть все, что нужно для успеха.
Место встречи изменить нельзя
Для начала сообщу, что события игры, как можно догадаться из названия, происходят в период Великой Отечественной войны, соответственно, в Восточной и Центральной Европе. Именно Великой Отечественной, а не Второй мировой, игра посвящена противостоянию СССР и Германии, а не легким перестрелкам в Нормандии под конец войны. Видимо, создатели игры, взвесив все "за" и "против", поняли, что выпускать очередную игру о том, как союзники героически высадили ничего уже не решающий десант в 44-м году и потом долго воевали с допотопной немецкой техникой, используя свою, еще более допотопную, не имеет смысла. Действительно, в то время, как самые лучшие немецкие части и все самые современные достижения конструкторской мысли безуспешно пытались остановить советские войска, союзники сражались с таким старьем, о наличии которого у Германии, я думаю, в СССР даже и не подозревали. Представьте, как далеко не выдающийся в техническом плане "Шерман" иногда стреляет по трофейному Т-26 десятилетней давности, в то время как на восточном фронте идут жестокие бои с участием огромных масс прекрасно вооруженной пехоты и таких эпохальных образцов танкостроения, как ИС-2 и Т-34. Вполне логично, что делать игру по событиям на Востоке гораздо интереснее, чем по наземным операциям союзников, тем более, что по последним уже создано столько игр, что в глазах рябит. С другой стороны, есть и подводные камни, в частности, необходимость моделирования десятков образцов техники, вооружения, воссоздания с исторической достоверностью не только внешнего облика, но и внутреннего содержания, кроме того, разнообразие природных условий за годы Великой Отечественной войны тоже несколько больше, чем в Нормандии. Это все в общем, а теперь конкретно о Combat Mission 2.
Итак, 1941 год, 22-е июня: немецкие войска наносят внезапный удар на протяжении всей границы, положив начало самому кровопролитному конфликту в истории двух государств. Части советских войск, в большом количестве сконцентрированные на самой границе, но вне оборонительных рубежей и не ожидавшие атаки, были почти полностью уничтожены. Ну а дальше - непрерывная четырехлетняя война на всем протяжении Восточного фронта, докатившаяся до Москвы и, в конце концов, пройдя по всей Восточной и Центральной Европе, завершившаяся в Берлине. Но тогда, в 1941-м году до Берлина было еще очень далеко, еще все только предстояло пройти: Брест и Смоленск, Харьков, Сталинград и снова Харьков, Курск, в третий раз Харьков, Минск, Киев, Кенигсберг и наконец - Берлин, знамя победы над Рейхстагом и труп Гитлера, как символы окончательной и безоговорочной победы. Теперь все это - в Combat Mission 2.
Создать игру по реальным историческим событиям - дело гораздо более простое, чем придумать увлекательный и неординарный сюжет самому: здесь ничего изобретать не нужно, только воспроизвести все с большей или меньшей степенью достоверности. С другой стороны, к таким играм потенциальные покупатели предъявляют особые требования - ведь жанр очень специфичен и имеет свою, не слишком широкую аудиторию, для которой на первом месте стоят отнюдь не графика, а правдоподобие и историческая достоверность, поэтому создавать исторические игры - всегда риск. Итак, какие же из давно отгремевших боев создатели Combat Mission 2 решились переиграть, на этот раз с нашим участием? Ответ наверняка приведет в полуобморочное состояние любого фаната игр о Второй Мировой войне - почти все. Практически все основные события, имевшие место в прошлом нашли отражение в этой игре; вернее, основные - все, плюс куча менее значительных. Чтобы сразу создать соответствующее настроение и заставить вас проникнуться уважением к игре, я просто перечислю некоторые факты. Нас ждут более 70-ти боевых операций, с участием, приготовьтесь, примерно шести сотен видов юнитов. Впечатляет, согласитесь. Ожесточенные бои происходят на всех видах земной поверхности и в любых климатических условиях: игрок познает все прелести зимней войны и ужасы танковых атак на плоской, как зеркало, поверхности, где нет даже самого маленького природного укрытия. И все это - в 3D. Танки, самолеты, пехота, простое перечисление разновидностей которой займет минут тридцать, войска Германии и СССР в смертельной битве - под вашим командованием. Перечислять виды войск я не буду - слишком уж длинный список, скажу, что видимо все, что было в реальности, здесь есть. В игре существуют оборонительные сооружения, города, многочисленные природные объекты, изменчивая погода - рай для любителей варгеймов. Люди, поверьте, в количественном плане игра совершенна, большего желать бессмысленно, да и не зачем, вообще, это один из самых масштабных проектов последнего времени, если не самый. Кроме многочисленных исторических операций, в игре есть возможность создать свой собственный сценарий, а воевать можно и через Интернет. Само собой, играть можно как за СССР, так и за Германию.
Это были хорошие новости, теперь о плохих. Эта игра - действительно рай для любителей варгеймов, но вот только не для всех. Когда я впервые увидел длиннющий список техники и познакомился с многочисленными возможностями игры, я был просто потрясен качеством проработки всех игровых моментов, а вскоре возникло настойчивое желание поставить этой игре одиннадцать баллов из десяти возможных. Образцом до сего времени для меня был Close Combat 5, и как показалось, Combat Mission 2 превосходит его по всем параметрам: больше юнитов, реализм, разнообразнее, трехмерность, лучше проработано управление войсками... Но вот потом, когда первое почти шоковое состояние прошло и я познакомился с этой игрой поближе, восторги поутихли.
Начну с того, что сравнивать Close Combat и Combat Mission можно лишь весьма условно, но, тем не менее, здесь и далее я буду рассматривать CM2 на фоне CC5 - очень уж они схожи по атмосфере. Начнем с того, что Combat Mission - игра походовая. Как я понимаю, после этих слов аудитория потенциальных покупателей игры должна заметно поредеть - вместо сумасшедших перестрелок, длящихся по несколько минут, нам предстоит неторопливо переставлять боевые единицы. Именно так, как в шахматах, крепко подумав перед тем, как сделать очередное действие, иначе оно будет последним. Кроме того, походовый режим открывает необычайно широкие возможности по использованию войск. Хотел бы я посмотреть, как в Close Combat на поле боя сталкивается тысячи полторы различных юнитов - никакого процессора не хватило бы. Но... все-таки реал-тайм лучше. Тактические бои на относительно небольшом участке фронта в нормальном времени интереснее: динамичнее, красочнее, да и затягивают в игру лучше, а походовые игры такого типа - это на любителя.
Теперь скажу о несомненном недостатке - управление крайне неудобно. Чтобы заставить какого-нибудь танкиста сделать то, что вам нужно, потребуется применить все свое умение командующего, плюс море команд. К счастью, опять же игра походовая, и можно особо не торопиться с выбором конкретного приказа, если бы все происходило в реальном времени, это был бы ужас: лихорадочное метание по десяткам меню в поисках нужной кнопки.
Графика.
Подобные игры покупают не ради графики, но все же это элемент немаловажный. Во-первых, воевать нам предстоит в полностью трехмерном пространстве с вращающейся камерой. Вот они, преимущества походового режима: попробуйте представить себе "Ближний бой" в 3D - пока камеру поставишь, одни трупы останутся. Так что, наслаждайтесь объемными моделями техники, пехоты, зданий... Наслаждайтесь, если сможете. Графический движок игры стал первым действительно серьезным разочарованием, он выглядит просто архаично. Даже на скриншотах видно, что качество местного пейзажа не идет ни в какое сравнение с последними играми. Что конкретно плохо: травы нет как таковой, вернее, есть в виде условного обозначения, так что спрятаться в "траве высокой" не удастся; колеса у пушек квадратные, погода смотрится отвратительно, все какое-то бледное. Более менее вразумительно получились модели техники, главное - похожи на себя. Порадовали полевые орудия: сами пушки и расчеты смотрятся здорово, хотя на фоне невыразительных пейзажей это слегка теряется. Хороша детализация некоторых частей боевых машин: отлично смотрятся гусеницы и командир танка в походном положении, но из-за общего низкого уровня графики даже техника теряет всю свою солидность. Анимацию объектов оценить сложно - динамичных перестрелок-то нет. Спецэффекты в виде взрывов и тому подобной пиротехники удовлетворительны, но не более. Сразу хочу сделать уточнение: все становится плохо, как только вы начинаете играть с увеличением камеры. Когда вы командуете войсками с заоблачной высоты и пейзаж, и юниты выглядят достойно, но как только вы спускаетесь с небес на землю - все меняется.
Реализм.
Если, прочитав строки выше, вы еще не забросили читать этот обзор, то вы действительно истинный ценитель серьезных сражений. Теперь перейдем к одной из самых сильных частей игры - к тому, насколько похоже все происходящие на суровую действительность. Если коротко, то очень похоже. Опять же, вследствие походовости говорить о такой вещи, как реализм боя, весьма проблематично. Но вот то, как проработаны параметры техники и действие оружия вызывает неподдельное уважение к разработчикам. Вам по каждому юниту доступен небольшой экран с характеристиками, где кроме таких мелочей, как моральное состояние и боекомплект, отображаются параметры вооружения и брони. Что здесь особенного? Скажите, а часто вы видели, чтобы в компьютерных играх, на защитные свойства техники влияла бы не только толщина брони, но и углы ее наклона, и качество металла? Таких параметров защиты и нападения в игре куча, и сделаны они отнюдь не для красоты - все это имеет прямое влияние на живучесть боевых единиц и их способности уничтожать врага. Честно говоря, настоящий ценитель исторических игр уже только из-за таких деталей должен увидеть эту игру и не важно, какая там графика. Кстати, в вышеупомянутом экране с информацией можно узнать начальную скорость снаряда орудий, ходовые качества и много чего еще.
И здесь не обошлось без мелких проблем. Например, маскировка тут не спасает вообще ни от чего. В Close Combat'е можно было находиться буквально в метре от вражеского танка, при грамотном выборе позиции вас бы не заметили, а здесь... Когда какой-нибудь ржавый "тигр" с расстояния в пару километров снайперски всаживает снаряд в пехотинца, который, ко всему прочему, еще и находился в лесу, на душе становится как-то тяжко. Это, впрочем, единственное серьезное нарекание по поводу реализма, все остальное сделано отлично.
Вывод.
Очень сложно давать какие либо рекомендации по этому продукта. Я лично, считаю, что его стоит приобрести хотя бы ради того, чтобы посмотреть на все разнообразие техники и пехоты: например, плавающий танк Т-37 встречается в играх не так уж часто. Все люди, которые получали удовольствие от серии Close Combat, просто обязаны поиграть в Combat Mission 2: конечно, скорость игры совсем другая, размах побольше, но атмосфера и радость от удачно осуществленной комбинации есть в избытке. Любой сторонник исторической достоверности не обратит особого внимания на недостатки графического движка и полностью погрузится в игру, встретив такое изобилие знакомых, если не сказать родных юнитов.
830 Прочтений • [Combat Mission 2: Barbarossa to Berlin ( Phoenix )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]