Игра, влюбившая меня в хоккей Признаюсь, при всей моей искренней любви к командным видам спорта, хоккей долгое время обретался где-то на задворках. Наигравшись в отрочестве в баскетбол на разных уровнях, отдав должное дворовому футболу и даже прихватив экзотический гандбол, я ухитрился фактически проскочить мимо главной зимней забавы всея страны. Так и не встав в должном возрасте на коньки и быстро получив положенное количество синяков в воротах, впоследствии я успешно избегал хоккейного корта, считая "Монополию" и преферанс в тепле и уюте прекрасной альтернативой морозному воздуху. Впрочем, подобное отношение к признанной игре номер два нисколько не мешало мне от всего сердца переживать за нашу сборную на всех мыслимых турнирах (клубный советский хоккей в то время мог интересовать только поклонников ЦСКА). При этом, как ни грустно, ни бесподобный Мышкин в финале Кубка Вызова, ни героическая победа великих Лемье и Гретцки над не менее великой последней советской сборной, ни относительно свежий финал в Нагано, ни совсем недавний полуфинал Олимпиады в Юте, так никогда и не осядут в моей памяти так, как тот самый выстрел Шмарова со штрафного или гол имени Филимонова.
И так бы и остаться в моих глазах хоккею бы спортом второго эшелона, если бы не в 1995 году компания Electronic Arts не сподобилась бы обратить свое внимание на Национальную Хоккейную Лигу, выпустив первую игру в серии, ставшей на долгие годы альфой и омегой для всех поклонников виртуального спорта. И ведь что интересно, уже выходили до того славного момента многочисленные футбольные симуляторы, был более чем занятный баскетбол, где впервые я исполнил "небесный крюк" Абдул-Джаббаром, но NHL Hockey 95 на их фоне казался пришельцем из будущего. Именно благодаря этой игре я плотно заинтересовался хоккеем на высшем уровне (будем реалистами - при всем уважении к нынешним российским хоккейным баталиям, за океаном хоккейное зрелище принципиально иного качества), и уже вскоре без запинки мог не только называть первые пятерки всех клубов НХЛ, но и знал большинство их них в лицо.
Годы сменяли друг друга, вслед за ними, сначала догоняя, а потом и опережая, бросились цифры в конце названия игры, но непременным оставался недостижимый для оппонентов высочайший уровень самой игры. А ведь попытки посягнуть были, в частности, вспоминается хоккей от Fox Interactive, но похоже, уже несколько лет, как никто даже и не пытается помыслить покуситься на святое. И вот сегодня мы с вами имеем уже NHL 2003, и сразу скажу, отличий от прошлогоднего варианта предостаточно, и не все из них меня порадовали.
Собственно, с недостатков (подчеркну - на мой субъективный взгляд) и начнем, благо их совсем немного. По большому счету, даже один - и называется он "меню". Я не знаю, в чью светлую голову в EA Sports пришла идея сделать всю менюшку на JavaScript, но как же это безбожно у меня подтормаживало! Да, наверное, для подключения к онлайновым благам оно, наверное, удобнее, но я этого, с высоты своей одиночной колокольни, одобрить никак не могу. При этом, нельзя не отметить, что сами меню стали ощутимо насыщеннее и информативнее, но честно скажу, если бы все осталось по-старому, я бы совершенно не расстроился. Закрывая тему интерфейса, отметим широчайшие возможности по настройкам игры, начиная от уровня детализации и заканчивая нюансами поведения AI.
Но кнопки кнопками, а нам пора на лед, ведь главные события разворачиваются там, и посмотреть, поверьте, есть на что. И главное здесь - не привычное навешивание рюшечек в виде разнообразной анимации, а серьезная переработка искусственного интеллекта. Когда мой защитник впервые оказался на пятачке перед воротами на добивании, я подивился, но не так чтобы очень сильно. Мало ли каким ветром, в конце концов. Когда защитник, оказавшийся в средней зоне, рванул поддержать выход два в одного, у меня начали закрадываться серьезные сомнения, не грежу ли я наяву. И, наконец, когда я увидел нападающего, осознанного ушедшего на подстраховку защитника, ушедшего в атаку, я едва удержался от аплодисментов в адрес разработчиков. Но после того, как атаковавший центрфорвард сместился на фланг, а в освободившуюся центральную зону незамедлительно пошел крайний нападающий, отыграв самую натуральную комбинацию "крест", не сдержался уже и я.
А ведь это еще не все доработки. Можно еще долго говорить и об улучшившейся организации смен (выходов один на один в подобных ситуациях стало на порядок меньше), и о том, что голкиперы стали не только демонстрировать чудеса акробатики, но и изящно и почти всегда уместно откидывать шайбу близстоящим защитникам, но я думаю, что и этого уже более чем достаточно, чтобы показать, что за проработку AI разработчики заслуживают самых лестных слов. Хотя ложечку дегтя я им добавлю... нет, не со зла, а ради чистого любопытства, очень хотелось бы узнать, когда игроки, проезжая в полуметре от шайбы, научатся ее подхватывать, а не дефилировать рядом?.. Отсюда следует очевидный вывод - переключаться между игроками нужно по-прежнему быстро, иначе, не ровен час, обокрадут. Благо, запутаться в клавишах управления в NHL 2003 практически не реально, все те же три с половиной клавиши на все про все.
При этом, возможности той самой клавиши, отвечавшей за технические изыски и финты, возросли необычайно. Набор финтов значительно расширился, и хотя переиграть вратаря тет-а-тет с их помощью легче не стало, но глазу стало ощутимо приятнее, а это главное. Забивать же по-прежнему проще, переводя шайбу с фланга на фланг, заставляя вратаря разрываться между штангами. Но нельзя не отметить и более активные попытки атакующих оккупировать пятачок перед воротами и поразить цель оттуда. При наличии хороших распасовщиков, умеющих втиснуть пас между защитников, и снайперов, забивающих в упор хотя бы один раз из трех, этот прием становится безотказным оружием. Хотя защитники, отдадим и им должное, всеми силами охраняют свой пятачок от посягательств, пытаясь, как правило, противопоставить изворотливости и скорость нападающих свою физическую силу. Кстати, любителям борьбы на пятачке стоит учесть, что более нигде на площадке нет такой жесткой борьбы и такого количества получаемых травм.
Вообще, параметры игроков подверглись существенной корректировке, в особенности это касается усталости и травматичности. Вариантов отыграть сколь-нибудь продолжительный турнир без травм в своих рядах практически нет, что, несомненно, приближает игру к жизненным реалиям. Активнее стали меняться и статусы игроков - едва ли не после каждого игрового дня, что тоже вполне логично.
Вот о чем можно говорить в превосходных степенях без тени сомнения, так это о достоинствах и разнообразии анимации. Признаюсь честно, вся она вписана настолько органично, что я порой ловил себя на мысли, что не могу вспомнить, было ли это уже в NHL 2002 или это я только сейчас увидел. Арбитры, собирающие кепки на льду после свершившегося хет-трика, зрители, недовольно стряхивающие с себя осколки заградительного стекла, рассыпавшегося после мощного броска, тренеры, отчаянно спорящие с арбитрами (пожалуй, даже чаще, чем игроки, которые по большей части отправляются на скамейку штрафников едва ли не в благостном настроении), игроки, подбадривающие вратаря после удачного сэйва, уже не говоря о привычно красочном начале матча и совершенно шикарных повторах наиболее удачных моментов, когда изменяется цвет экрана и напряжение умело нагнетается с каждым кадром показа.
А вот чему разработчики никак не научат свое детище, так это грамотному менеджменту. Обмен игроков был и остается ахиллесовой пятой серии. Покажите мне генерального менеджера в НХЛ, который в здравом уме и твердой памяти отдаст Пашу Буре, забивающего свои 40-50 за сезон в любой команде и при любом наставнике за пенсионера Бретта Халла. Правда, здесь еще стоит попенять на явно заниженную оценку наших хоккеистов в целом и Русской Ракеты в частности, а также на, соответственно, слегка завышенное мнение о местных звездах. Но при обменах комп явно не сильно озабочен реальными потребностями, а увлечен циферками, так что обмены были и остаются фишкой для сетевых баталий.
Из года в год игроки ждут от создателей серии интересных гладиаторских ледовых поединков, но, судя по всему, так и не дождутся. Виной всему - явно не отсутствие надлежащих навыков у программистов EA Sports, а приснопамятное ханжество американцев, которые в лице руководства Лиги сначала объявляют чуть не крестовый поход за чистоту спорта, но, как говорили герои фильма "Кин-дза-дза", "народу нравится", и редкий матч в НХЛ обходится без кулачной забавы. Увы, но разработчики игр вынуждены следовать "генеральной линии партии", а не гласу народа, и мы с вами имеем то, что имеем.
Из PC-версии изъяли фишку с бонусными баллами за достижения в матче и карточками игроков. Не могу сказать, что меня это сильно расстроило, хотя открывать ими разнообразные "сувениры" от разработчиков и способы празднования забитых шайб было занятно. При этом, если верить обзорам PS2-версии в западном Интернете, для приставочников это развлечение сохранили, в очередной раз напомнив PC'шникам об их месте в иерархии продаж.
В качестве компенсации нам предложили так называемый Game Breaker - индикатор, наполняющийся благодаря вашим заброшенным шайбам, выигранным боксерским поединкам и удавшимся финтам. Собственно, очень похожая фича была и ранее, когда команды боролись за право "воодушевиться" всей пятеркой разом, при этом выигрышные действия противника могли переломить ситуацию в его пользу. Теперь все проще - никто у вас не отберет все то, "что было нажито непосильным трудом", а нарастив значение индикатора до требуемого порога, вы получаете в свое распоряжение Game Breaker Move - краткосрочный замедленный режим, чем-то напоминающий излюбленный Bullet Time в Max Payne. Все было бы хорошо, если камеру в этот момент не вешали за спину игрока, лишая таким образом нормального обзора.
Но, несмотря на все мелкие казусы, обновленная серия NHL снова с нами, и продолжает каждый год нас радовать свежими составами команд и новыми изюминками в геймплее, оставаясь самой динамичной и зажигательной среди спортивных симуляторов, уступая в России серии FIFA настолько, насколько у нас хоккей по общей популярности уступает футболу. И если вы устали от невразумительной толкотни на зеленом газоне, которую мы почитаем за российский футбол, если вам до смерти осточертели еженедельные разборки на тему предвзятости судей, если вам надоело подставлять свои щеки, раскрашенные в цвета любимых клубов, под новые и новые пощечины от европейских середнячков - попробуйте переключить на время свое внимание на бушующий мир ледовых страстей. Мир, где можно получать удовольствие не только от игры сборной России...