Ангел с автоматом Игру "Sniper: Path of Vengeance" многие ждали с нетерпением. Дело в том, что разработчики обещали выпустить продукт, который перевернет все представления людей о жанре FPS и установит новые стандарты. "Снайпер" должен был отличаться от многочисленных "стрелялок" не только внешними атрибутами, но и привнесением в игру элементов RPG, чтобы дать играющим возможность самим формировать личность главного героя и создавать из него идеального бойца. На мой взгляд, именно этого не хватает многим FPS (поделки вроде "Крестоносцев Власти и Магии" не в счет): возможность менять параметры развития могла бы сильно улучшить общую играбельность, авторы "Снайпера" включили этот момент в игру и, следовательно, их разработка должна иметь весьма важное преимущество над другими. Кроме того, использование новейшего графического движка Lithtech Jupiter давало основание полагать, что в графическом плане игра будет на высоте. В финальном пресс-релизе Xicat Interactive сообщила, что этот продукт должен стать самым громким хитом последнего времени. И вот, многообещающая игра перед нами.
Начнем с начала. Самое первое, что бросилось в глаза - это, как и следовало ожидать, главное меню. Во многих современных играх, эта часть проекта сделана едва ли не лучше самой игры: каждое действие игрока сопровождается каким-нибудь звуком, что-то движется, появляются новые панели - все это как бы подготавливает игрока к волнующему действию. В "Снайпере" же меню выполнено в строгом классическом стиле на кровавом фоне, без каких-либо поражающих воображение эффектов, даже звуки и те какие-то не впечатляющие, такая картина, прямо скажем, оптимизма не навевает. Но оставим в покое меню и перенесемся собственно в игру.
Как я уже сказал, здесь есть ролевые элементы, которые, в частности проявляются в возможности и необходимости создания персонажа. Увы, но внешний вид мы выбирать не в силах, есть только несколько характеристик, которые вы и сможете улучшать по мере накопления опыта. Учитывая, что это не ролевик, этого вполне достаточно. Конкретно: вы можете улучшать физические кондиции героя (их три: "жизнь", выносливость и сила) и способности по использованию различного оружия, список которого весьма приличной длины, поэтому развивать все на одинаково высоком уровне вы не сможете: или хорошо строчим из автомата или метко бьем из снайперской винтовки, но не все сразу. Пару слов нужно сказать о той самой выносливости: мы играем не за робота, поэтому если будете долго бегать без пауз, персонаж выдохнется и станет легкой добычей для врагов, на восстановление требуется некоторое время.
В общем, система развития персонажа здесь, по крайней мере, присутствует. Конечно, это не Might & Magic, где список умений, которые можно развивать, растягивается на несколько страниц, но все же лучше, чем ничего. Понятно, что разработчики могли сделать куда более детальное улучшение персонажа, в количественном плане ограничений просто нет, и любому играющему всегда покажется мало. Но не стоит забывать о том, что это все-таки не RPG, а FPS, поэтому усиление ролевых элементов могло бы привести к усложнению и загромождению самого процесса, а кому это нужно?
Сюжет. Чего-то оригинального нам никто не обещал, мы этого и не получили. Сюжет "Снайпера" лучше всего описать словами самих разработчиков, а говорили они примерно следующее. После выполнения заказа киллер, известный только под кличкой "Снайпер", просыпается в тюрьме явным ощущением того, что ему перед этим вкололи что-то сильно похожее на наркотики. Озверев от такого нехорошего с собой обращения (может, просто ломка?), этот персонаж решает вспомнить старые навыки и становится на тропу войны или мести. Движимый такими вот высокими чувствами (или желанием достать дозу) он будет идти через город, борясь с коррумпированными полицейскими, гангстерами, мафией, наркобаронами и тому подобной гадостью. В общем, ангел с крыльями (еще бы, после наркотиков-то), нимбом и автоматом в руках. В переводе на понятный язык все это означает: перебить всех, вообще всех. Ничего более интригующего в сюжете нет. Полагаю, что недоброжелатели скоро интерпретируют это так: обколовшийся наркоман сбежал из тюрьмы и начал палить из шотгана во все подряд, считая, что кругом одни враги. Это так, возможная вариация, к слову. Понятно, что сбежать из тюрьмы, оснащенной системой сигнализации, решетками, стенами, с кучей охраны, для нашего Рэмбо не проблема.
Графика.
О движке я уже говорил - новейший LithTech Jupiter. Разработчики пообещали очень и очень неплохую графику, но... То, что с графикой в "Снайпере" не все в порядке стало ясно, когда появились первые скриншоты. Многие игровые форумы рунета после этого наполнились осторожными сообщениями, в которых люди выражали некоторые опасения по поводу готовящегося продукта. Постепенно скриншотов становилось больше, а тихие и осторожные негативные комментарии переросли в громкие и почти нецензурные послания разработчикам. Заявления типа "DOOM и то смотрелся лучше" сейчас можно встретить в довольно большом количестве. Что ж, попробую дать объективную оценку.
Во-первых, графика действительно не столь хороша, как ожидалось. Ничего выдающегося или принципиально нового здесь нет. В то же время, по моему мнению, графическое исполнение все же не такое плохое. Окружающая местность смотрится, в общем, нормально. Симпатичные дома, деревья, автомобили и тому подобные радости - все это выглядит не то, чтобы как в реале, но в таком окружении получать удовольствие от игры можно. При этом, хотя все и неплохо, нет абсолютно ничего особенного, чего-то такого, что могло бы заставить играющего восхититься проделанной программистами работой. В игре довольно много природных эффектов, например, довольно-таки хорошо смотрится дождь, правда, капли такого размера, что могут и убить. Нам предстоит действовать как на открытой (более или менее) местности, так и в помещениях, где будет прекрасная возможность освежить в памяти ощущение опасности. Все регионы разнообразны и непохожи друг на друга, что очень радует
Люди выполнены хорошо. Особого восторга гуманоиды не вызывают, но хоть похожи на людей, а не на пришельцев с квадратными руками. Плюс приличного уровня анимация, которая придает всему окружающему естественность.
Порадовало действие оружия: красивые вспышки, на врагах видны попадания, а из особо мощных образцов противника можно разнести на мелкие кусочки. Все это сопровождается дымом, огнем и тому подобными приятными мелочами.
Теперь скажу о том, что явно плохо. Во-первых, вода в море выглядит так, как будто она составлена из кирпичей, движения указанной жидкости никакому описанию не поддаются - вроде бы мелочь, а неприятно. Я хотел в ней с горя утопиться, но такая возможность создателями оказалась не предусмотрена. Во-вторых, очень мало деталей, движущихся деталей. Их практически нет, и это придает окружающему пейзажу вид какой-то пустынности и безжизненности, зато попадаются птички и летающие вокруг ламп насекомые, видовую принадлежность которых определить не представляется возможным. Кстати, очень позабавили лампочки, на которых написано, что они сделаны в Польше, и сигареты "Союз - Аполлон" у мусорного бака. Третье, и возможно, самое главное: вид оружия сделан откровенно слабо. Стволы хоть и узнаваемы, но до современного стандарта не дотягивают. Кстати, об оружии. Вы сможете отстреливать врагов с помощью пистолетов, снайперских винтовок, автоматов, есть и гранаты - арсенал для умерщвления врагов вполне приличный. Оружие взято из реальности, так что вы будете оперировать известными пушками.
Вот так, смотрите на скриншоты, читайте текст выше и оценивайте. По сравнению с лучшими представителями жанра, налицо явный регресс, но в то же время, бывает и хуже.
Музыка и звук. Если сможете заставить их работать, то услышите заурядные звуки и неплохую музыку. У меня на компьютере звуковое сопровождение в этой игре отказывалось работать очень долго, сопротивляясь всем своими электронным существом совершаемому насилию в виде перестановки драйверов и других издевательств. Когда же человеческий гений победил, и колонки выдали первые плоды тяжелого труда, я понял, что мог бы и не напрягаться. Звуки - так себе, все стандартно и ничего нового. Музыка звучит хорошо, скрашивая серые будни человека со снайперской винтовкой, но в память не врезается.
Да, раз уж зашла речь о работе программы. Первая версия "Снайпера" по количеству глюков перекрывает даже легендарные в этом плане "Корсары": не работают звуки, пропадает текст, при попытке загрузить сохранение программа вешает всю систему и т. д. От части проблемы решаются изменениями в настройках оборудования и патчем, который вышел чуть ли не раньше самой игры.
Процесс. Всем садистам посвящается... Детям и лицам с неуравновешенной психикой играть настоятельно не рекомендуется. Дело в том, что разработчики, не связывая себя нормами морали и наплевав с высокой колокольни на все споры по поводу жестокости в играх, выдали проект, который поразил количеством крови даже меня.
По ходу игры часто бывает искренне жалко несчастного врага, от которого осталась лишь лужа крови два на два, да нечто, что когда-то было внутри. Такие моменты встречаются в игре на каждом шагу. Действие происходит во второй половине двадцатого века, и мир здесь полностью реален, я имею в виду, что отстреливать динозавров не придется. А жаль, ведь с таким уровнем кровавости, можно было бы сделать великолепный "ужастик", заменив скучных полицейских какими-нибудь чудовищами.
Теперь, видимо, самый главный вывод в этой статье: играть в "Снайпера" интересно. Отстрел всех встреченных существ в мрачной обстановке безысходности и обреченности на поражение в борьбе против столь могущественной силы, как мафия, заставляет полностью погрузиться в игру. Так что, играйте, в игре около 25 этапов.
Ничто не выдавало в Штирлице советского разведчика: ни буденовка, ни автомат ППШ, ни волочившийся сзади парашют... Представьте себе картину, достойную Третьяковской галереи. На улице идет дождь, но там полно народа, совершенно спокойно гуляющего без зонтов. И черт с ними, пусть гуляют, но дело в том, что единственный счастливый обладатель зонта стоит... в туннеле! Повторяю, в туннеле с открытым зонтиком! Причем, не просто стоит, а ходит вокруг, но на улицу из туннеля не вылезает. Я понял, в чем дело, только когда подошел ближе, этот человек - ваш работодатель (выдаст заказ на убийство), а открытый зонт - отличительный признак. Вот и не верь после этого историям о Штирлице.
Вывод. Если вы готовы смириться с не самой хитовой графикой, то "Снайпер" вам наверняка понравится, игра более чем неплохая. Благодаря очень интересной атмосфере (мне чем-то напомнило Syndicate Wars) и нескучному игровому процессу проект хоть и не станет хитом всех времен и народов, но вполне справляется со своей главной задачей - доставить удовольствие от игры. Внятный и затягивающий экшн с единственным правилом, являющимся девизом на всю игру - стреляй во все, что движется.