На броненосцах нет гробов, просты обряды -
Молись, пока из погребов ползут снаряды.
Но помирать нам не пора, хотя и впору,
Пусть наседают крейсера - бить по линкору.
К. Шаповалов Семейство массовых многопользовательских игр продолжает разрастаться. Свой вклад собирается внести компания Tesseraction Games, предлагающая свой вариант Второй мировой войны, разыгрывающейся в мире с альтернативной историей. А если точнее - военно-морскую составляющую этой войны, которая, впрочем, оказывается ключевой в силу сложившейся в этом мире геополитической реальности.
Точкой расхождения с нашей историей является 7 мая 1915 года. В этот день в нашей реальности германская подводная лодка U-20 торпедировала британский пассажирский пароход "Лузитания", шедший из Нью-Йорка в Ливерпуль. Огромный четырехтрубный корабль затонул за 18 минут; из 1959 пассажиров погибло 1198. Это была вторая по масштабам катастрофа пассажирского судна после "Титаника".
История "Лузитании" - один из наиболее ярких примеров того, какими грязными средствами делается большая политика, в том числе и самыми цивилизованными демократическими странами. Весной 1915 года Великобритания стала испытывать дефицит боеприпасов и в связи с этим остро нуждалась в военных поставках из Соединенных Штатов, которые в то время сохраняли нейтралитет. Собственно, американские промышленники были не прочь поторговать и с Германией, но британский королевский флот имел на сей счет свое мнение, которое выражалось в том, что идущие в германские порты суда арестовывались, а грузы конфисковывались. В свою очередь, германские подводные лодки топили британские корабли. Принятый поначалу благородный обычай, по которому подлодка, прежде чем атаковать гражданский корабль, должна была предупредить команду и пассажиров и дать им время покинуть судно, вскоре сошел на нет, поскольку британское Адмиралтейство распорядилось оснащать даже и гражданские корабли глубинными бомбами и топить обнаружившие себя для предупреждения подлодки. Эта мера лишь увеличила число человеческих жертв, но не могла спасти британские грузовые суда (в среднем англичане теряли каждые два дня один большой торговый корабль). Соответственно, у германского командования появилось весьма небезосновательное подозрение, что Британия, опять-таки вопреки законам и обычаям войны, стала использовать для перевозки военных грузов суда пассажирские. Буквально перед отплытием "Лузитании" из Нью-Йорка было опубликовано официальное предупреждение германского имперского посла о том, что любое британское судно, в том числе и пассажирское, может быть потоплено, в связи с чем американцам рекомендовалось воздержаться от путешествий на таких судах. Американцы не воздержались; более того, на борту "Лузитании" плыли многие важные персоны, такие, например, как миллиардер Вандербильд... По британской официальной версии, пароход был потоплен двумя торпедами, но эта версия не выдерживает никакой критики. Подводники с U-20 клялись, что торпеда была одна, но если бы их было и две, они не смогли бы пустить на дно четырехтрубный гигант водоизмещением в 31000 тонн за 18 минут! На самом деле, как и в истории с "Курском", второй взрыв был многократно сильнее первого и вызван был такой же причиной - детонацией перевозившихся на "Лузитании" взрывчатых веществ...
Но этим грязная игра Черчилля (возглавлявшего в те годы Морское министерство) отнюдь не исчерпывалась. Хотя прямых документальных доказательств так и не было найдено - следы заметались очень старательно (по сюжету игры, кстати, такие документы найдены были), все указывает на то, что "Лузитанию" с ее пассажирами специально обрекли на гибель. Незадолго до этого британский министр иностранных дел Грэй зондировал почву на предмет возможной реакции правительства США в случае, если германская подлодка пустит на дно американских граждан. Представитель президента США ответил, что такой реакцией может быть объявление войны. Британская разведка к тому времени знала шифры германского флота и располагала почти исчерпывающей информацией о перемещении германских субмарин, однако никакого заблаговременного предупреждения "Лузитания" не получила. Предупреждение пришло за считанные часы до трагедии, и не от Адмиралтейства, а от адмирала Коука, который сделал самостоятельный вывод о близости вражеской подлодки после гибели в этом районе двух мелких судов. Даже и тогда навстречу "Лузитании" не были высланы противолодочные корабли (адмирал не имел права делать это без приказа Адмиралтейства), и более того - капитану "Лузитании" не было разрешено изменить курс!
Ну а дальше - ловушка захлопнулась. 115 американцев пошли на дно вместе с "сугубо мирным кораблем", и это вызвало массовое возмущение в США. В войну тогда Америка, правда, не вступила (это произошло позже, в апреле 1917), но после предъявленной ею жесткой ноты Германия запретила своим подводникам атаковать пассажирские суда. Запрет продержался до февраля 1916 года, и за это время странами Антанты, прежде всего Англией, было сохранено 1600000 тонн тоннажа торгового флота, то есть около пятисот пароходов.
В мире Enigma: Rising Tide капитан германской подлодки демонстративно всплыл возле "Лузитании", отсалютовал и вновь скомандовал погружение, не причинив судну вреда. Затем были опубликованы и документы, раскрывавшие механизм британской провокации. Надо ли говорить, что возмущение американцев оказалось развернуто в прямо противоположную сторону. Попутно от союза с Антантой отказалась Италия... В общем, одно цеплялось за другое, история пошла другим путем, и Германия выиграла Первую мировую войну. При этом, естественно, революции в ней не произошло, а значит, не было ни Веймарской республики, ни нацистов. Главной силой германского флота остаются подводные лодки. (Что интересно, не было революции и в России, хотя ей-то, проигравшей войну, сам бог велел - впрочем, Россия в игре вообще не участвует.) США, сохранившие нейтралитет и получившие от войны только прибыли, бурно развиваются и, вопреки прежнему изоляционизму, обретают собственные геополитические амбиции. Они имеют наиболее высокоразвитые технологии и сильны своими самолетами и эсминцами. Британские острова оккупированы, как и большая часть Европы, однако в дальневосточных колониях нашло прибежище не только британское правительство в изгнании, но и уцелевшая часть Королевского флота. Эти не признавшие капитуляцию британцы вступили в альянс с Японией (не все помнят, что в Первую мировую войну Япония была союзницей Антанты), образовав Лигу свободных наций (LFN). Лига имеет также свои базы в Гибралтаре и официально нейтральной Норвегии.
Ну а что будет дальше - зависит исключительно от тысяч игроков по всему миру, каждый из которых волен выбрать любую из трех сторон, выбирать имеющиеся в наличии миссии и выполнять их в союзе с другими игроками или в одиночку - все это в едином на всех игровом мире. Выполняя миссии, вы делаете личную карьеру (с возможностью участвовать в различных мировых рейтингах) и влияете на ситуацию в мировом океане в целом. В отличие от других многопользовательских игр, где "фирменным блюдом" является возможность образовать с другими игроками экипаж одного корабля или самолета, здесь один игрок - это один корабль, что, вообще-то, менее интересно. В игре вообще нет никаких людей - ни физически, ни визуально, есть только корабли, подводные лодки и самолеты (последние недоступны для управления игроком). Сами разработчики определяют жанр своего творения как "массивную многопользовательскую онлайновую корабельную стрелялку". То есть это не симулятор, хотя и не совсем аркада; скорее что-то среднее. Разработчики утверждают, что старались достаточно реалистично воспроизводить корабли и оружие (хотя, учитывая, что это мир альтернативной истории, будут и вполне преднамеренные отличия), но превыше всего ставили играбельность. В частности, торпедные аппараты перезаряжаются заметно быстрее, чем в реальности, а все суда оборудованы радаром с самого начала войны в 1936 году (в реальности такое положение сложилось лишь к 1943 году), и разведка всегда точно указывает местоположение противника. Вместе с тем обещается, что суда будут адекватно реагировать на меняющиеся погодные условия. Среди представленных в игре типов кораблей - эсминцы, корветы, танкеры, грузовозы и др., среди разновидностей оружия - торпеды, глубинные бомбы, мины, орудия обычные и противовоздушные, пулеметы. Интерфейс управления всем этим хозяйством достаточно прост, однако позволит вам, как в Destroyer Command, командовать кораблем в целом, выбирать оружие для атаки или самому пострелять из пушки. Не ждите, кстати, что ствол тяжелого орудия будет метаться по экрану с быстротой мышиного курсора - скорость поворота ствола вполне реалистична. Возможность задавать разный ход для разных винтов (скажем, полный вперед для левого и полный назад для правого) позволяет разворачивать многотонный корабль быстрее, чем просто поворотом руля. На подводных лодках вы можете занимать место на мостике в надводном положении и в контрольной рубке в подводном. В подводном плавании отслеживается не только заряд батарей, но и количество кислорода в воздухе; топливо также имеет свойство кончаться. Интересно, что при резком погружении вы видите, как накреняется рубка.
Те, кто видели демо-версию, хорошо отзываются о графике, хотя статические скриншоты, особенно надводные, не произвели на меня большого впечатления - может быть, потому, что они излишне темные и однообразные. Всюду одно и то же слабенькое волнение - интересно, как будут выглядеть штормы. Ну а то, что корабли оставляют за собой кильватерный след и тонут постепенно, а бомбы и самолеты падают в воду с соответствующим всплеском - в этом уже очень давно нет ничего нового. Обращают на себя внимания разве что блики солнца на поверхности океана. Дым и огонь тоже неплохи. Но все же подводные виды, на мой взгляд, смотрятся лучше. Глубинные бомбы, кстати, оставляют за собой шлейф из пузырьков. Интерьер рубки тоже недурен.
Несмотря на то, что игра по сути своей многопользовательская, разработчики планируют сделать и однопользовательский режим с парочкой кампаний (надводной и подводной) и набором одиночных миссий. Это хозяйство будет продаваться, в то время как софт для основной игры скачивается бесплатно, однако платить (раз в месяц) придется за право доступа в многопользовательский мир. Каждые три месяца будут выпускаться бесплатные дополнения и обновления.