По полю танки грохотали... Игра "Стальной кулак" переносит нас в недалекое прошлое, на поля сражений самой кровопролитной войны в истории человечества. Играющий принимает непосредственное участие в знаменитых битвах Второй мировой, играя за немецкие войска, вы командуете частями вермахта при атаке на СССР, руководите обороной Москвы и битвой под Курском на стороне Красной армии, как генерал армии союзников, высаживаетесь в Нормандии и сражаетесь с немецкими частями во Франции. Легендарные Т-34 и Ис-2, "Тигры", "Пантеры", "Шерманы" - все они будут под вашим командованием. Но, обо всем по порядку.
При существующем многообразии стратегий в реальном времени, которые, кажется, уже охватили абсолютно все события, которые происходили или возможно произойдут, RTS на тему Второй Мировой войны все же не так много. Игра "World War II: Panzer Claws" ("Стальной кулак") призвана восполнить этот пробел. Разработчики пообещали немало: полностью трехмерный мир, в точности соответствующий исторической действительности, масса техники, широкие возможности управления и много, много удовольствия. Сразу хочу оговориться, ничего принципиально нового в игре нет, все элементы, так или иначе, встречались ранее. Авторы этого проекта не стали создавать что-то кардинально отличающееся от предшественников, но довели концепцию классической стратегии в стиле Command & Conquer едва ли не до совершенства.
Безусловно, одной из сильных сторон проекта является графика. Игра полностью трехмерна, вы можете вращать камеру, приближать или удалять изображение, свободно меняя угол обзора. Удалось, кажется, решить и вечную проблему 3D стратегий - неудобное управление видом. Здесь особых проблем с просмотром всей необходимой области не возникает, а при желании, вы сможете наблюдать за разворачивающимся сражением, находясь в центре событий или с высоты птичьего полета. Вдобавок ко всему этому, вы можете легко поставить фиксированное положение камеры, то есть, запретить ее вращение в меню, или в самой игре включить следование за выбранным объектом.
Графика действительно впечатляет, особенно поначалу. Красивые ландшафты, высокая детализация, следы от гусениц, дым двигателей, призрачный свет фар... Всего не перечислить. Прибавьте к этому динамическую смену дня и ночи, различные природные явления и потрясающе красивые спецэффекты. Вид сорванной с танка башни, взлетающей на несколько метров над землей в потоке огня, вырывающегося из уничтоженной боевой машины, просто завораживает. Отлично выглядят и модели техники, которой в этой игре не меряно. При большом увеличении бронетехника кажется вполне достойной симулятора, а не стратегии.
Не уступает графике и звуковое сопровождение. Гул пролетающих бомбардировщиков и грохот взрывов на земле в сочетании с вышеописанными графическими изысками втягивают в игру очень быстро. Музыка на неплохом уровне, хотя и не представляет из себя ничего особенного.
Как уже говорилось, вы можете играть за войска трех сторон: СССР, Германия и союзники. Для каждой из них доступны несколько линейных кампаний, но, прежде чем получить к ним доступ, нужно пройти обучение. Плюс, куча миссий для отдельного прохождения и редактор для создания собственных карт.
Интересно реализовано меню приказов юнитам - существует обычный и расширенный список команд для боевых единиц. Кроме стандартных возможностей, знакомых еще с первого C&C, есть несколько новых. Во-первых, техника может маскироваться - появляется укрытие из маскировочной сетки, благодаря чему вероятность обнаружения противником падает в полтора раза. Еще одно новшество - кнопка "включить/выключить фары", важна при действиях ночью - такое, по-видимому, впервые встречается в RTS. В бою не получится победить по принципу, "большая куча самых тяжелых танков в центр вражеской обороны". Во-первых, противотанковые отряды благополучно превратят "большую кучу танков" в большую кучу металлолома, а во-вторых, чем тяжелее танк, тем он медленнее действует. Например, более легкая машина может быстро зайти в тыл "Королевскому тигру" и пробить тонкую кормовую броню, пока тяжелый танк будет разворачивать башню. В то же время легкий танк не сможет уничтожить сверхтяжелый - его снаряды не причинят никакого вреда толстой броне, нужно соответствующее вооружение. Пехота может занимать строения, превращая их в мини-крепости, практически неприступные для отрядов врага. Кроме того, вы всегда можете захватить брошенную вражескую технику или укрепления для использования их в своих целях.
Важную роль в боях играет авиация, которая доступна здесь для выполнения ограниченных по количеству ударов. Вы можете использовать самолеты-разведчики, тактические бомбардировщики для уничтожения малоразмерных единичных целей и тяжелые многомоторные самолеты, которые могут производить ковровое бомбометание, превращающее вражеские базы в руины. Кроме того, доступны ракетный удар из установок залпового огня и тяжелая артиллерия.
Что касается наземных юнитов, вы сможете командовать всеми легендарными творениями конструкторской мысли того времени: КВ, Т-34, ИС, немецкие "панцеры" всех разновидностей от Pz-2 до "Королевского тигра" включительно, "Шерманы" и многие другие бронированные монстры. А еще бронеавтомобили, самоходные установки, командирские машины, гаубицы, знаменитые БМ-13... В игре есть и такой интересный юнит, как бронепоезд - может передвигаться только по рельсам, но зато почти неуязвим. Боезапас в игре, кстати, не бесконечен, для его пополнения используются соответствующие машины.
С пехотой несколько хуже, отряды у всех воюющих сторон одинаковы, стоит отметить лишь десантников, которые могут устроить много шума в тылу врага, и огнеметчиков, сметающих абсолютно все, правда, с очень небольшого расстояния. В этой игре есть также и снайперы, которые с огромного расстояния могут уничтожать толпы пехоты.
Юниты могут продвигаться по служебной лестнице - от необстрелянных новичков до матерых ветеранов, которые по эффективности ощутимо превосходят новобранцев. Ступеней для продвижения довольно много, ранг зависит от количества уничтоженных противников. На поле боя действуют также командиры - все ваши отряды рядом с ними дерутся лучше. Вам доступны любые действия с отрядом пехоты - вы можете объединить его с другими частями, расформировать, выделить из него одного человека и так далее.
А теперь о грустном. Дело в том, что у игры при всем вышеописанном море недостатков. Графика находится на очень неплохом уровне, но анимация разочаровывает. Вид странно двигающейся воды и пехоты, которая летает по полю боя в два раза быстрее всех танков вместе взятых, при этом не совершая никаких движений может испортить все первоначальное впечатление от игры. А анимация пламени - это нечто, я на приставке "Денди" больше кадров видел. Впрочем, это, наверное, единственный серьезный минус в графическом исполнении.
Вторая особенность состоит в том, что реализм здесь находится на нулевой отметке. Забудьте о строгой имитации боя, как в Close Combat и Sudden Strike. Танки почему-то лишились пулеметов, а их пушки не наносят пехоте вообще никакого вреда (хотя есть Т-35, который может бороться и с танками и с пехотой). Это приводит к совершенно бредовой ситуации, когда противотанковый отряд из трех человек может сдерживать колонны сверхмощных ИС-3, пока не закончатся патроны. Конечно, пехоту можно раздавить гусеницами, но пока танк доедет до цели, от него уже ничего не останется. Кстати, о "доедет до цели". Ходовые качества всей бронетехники примерно одинаковы, что тоже, мягко говоря, странно. Кроме того, местность на скорость передвижения не оказывает существенного влияния. Представьте себе "Королевского тигра", который в реальности еле ползал, легко и быстро въезжающего на склон градусов так 75. Еще одна глупость - состояние бронетехники представлено жизненной линейкой. Напрягите воображение еще раз и представьте, как 122-мм пушка Ис-2 всаживает в немецкий Pz-2 (с противопульной броней!) снаряд за снарядом, а тот взрывается только после третьего, а то и четвертого попадания. В то время как были случаи, когда эта пушка пробивала "Пантеру" с тяжелым противоснарядным бронированием насквозь, то есть с двух сторон - входное отверстие в лобовой броне, выходное - в кормовой.
Выше я написал, что принцип "большая куча самых тяжелых танков в центр вражеской обороны" здесь не работает. Да, не работает. Работает другой: "большая куча самых тяжелых танков и чего-нибудь с пулеметами в центр вражеской обороны". Найдите отличия. Впрочем, в режиме кампании так сделать не получится, потому что у вас, как правило, не будет возможности строить базу и, следовательно, производить неограниченное количество боевых единиц.
Еще одна проблема - четко управлять войсками очень сложно и в бою все превращается в месиво: где-то там гремят красивые взрывы, горят танки, летят самолеты и ничего не понятно. Не спасает в такой ситуации даже обилие "горячих клавиш" и выделенные отряды, поэтому, чтобы использовать все потенциальные возможности, необходима тренировка.
Короче, если вы ждете от "Panzer Claws" такой же проработки и реализма боев, что и в Sudden Strike, то вы не по адресу - это скорее C&C. Большой вопрос, недостаток это или достоинство - зависит от вкуса.
Вот такой он, "Panzer Claws". Разработчики не стали создавать имитацию реальной войны, но сделали симпатичную и достаточно сложную стратегию, в которой вы будете воевать на стороне реально существовавших армий. Безусловно, игра найдет своих поклонников и займет достойное место среди игр, посвященных Мировой войне. Если вы любите стратегии в стиле C&C и вам не слишком важно соответствие поведения технике в игре реальным моделям, эта игра для вас. Учитывая наличие многопользовательского режима и неплохого редактора, она может увлечь. Впрочем, она сможет приглянуться и любителям истории - да, реализм оставляет желать лучшего, но так притягательна возможность поучаствовать в памятных сражениях прошлого на местности, в точности соответствующей действительности (так, по крайней мере, говорят разработчики), с участием прославленной бронетехники.