Мы - псы Твои, и страшен наш укус
Волкам порока.
Ты заповедал нам любовь, Иисус.
Любовь жестока.
YuN, "Инквизитор"
Фантасты не раз задавались вопросом, как мог бы выглядеть наш современный мир, если бы магия существовала в реальности и заняла место науки. Ответы давались разные - в одних сюжетах магический мир оказывался практически неотличим от научного (а полное их слияние продемонстрировали Стругацкие в своем "Понедельнике"), в других на Земле воцарялось мрачное средневековье. Разработчики игры Mistmare, сочетающей в себе черты action, adventure и RPG, отдают предпочтение второму варианту. Из читанного мною больше всего их вариант земной истории напоминает "Братство Талисмана" Саймака. И там, и там действие происходит в XX веке, и там, и там развитие мира остановилось на средневековом уровне, причем и там, и там - не от недостатка фантазии авторов, у которых магия накрепко ассоциируется со средними веками, а из-за разрушительного влияния некой глобальной потусторонней сущности, делающего невозможным прогресс. У Саймака этой сущностью был Рой, в Mistmare - Туман (вызывающий, в свою очередь, ассоциацию с одноименным романом Стивена Кинга).
В общем, дело было так. Различия с нашей историей начались в 1290 году, когда под патронажем Папы Римского в рамках католической церкви была создана секретная группа по изучению подлинной природы магии. Членам группы был предоставлен доступ ко всем сохранившимся манускриптам раннехристианских и дохристианских времен. К 1313 году на базе собранных фактов было создано учение, получившее название "литургика" (Lithurgica), принципы которого были изложены главой вышеупомянутой группы, кардиналом Брасио Аккантасаном (Brasio Accantasan), в его работе "Трактат о тройственной природе Земли: влияние духовных сфер на материю жизни". Фактически, это было руководство по теории магии. Высшие чины церкви начали проверку, насколько этот труд совместим с догматами христианства, и пришли к выводу, что совместим ровно настолько, чтобы отправить его автора на костер. Однако Аккантасан и коллеги делом доказали, что пренебрегать фактами в угоду догме не следует. Применив кой-какие полученные магические знания, они сбросили Папу и его приверженцев, и новым Папой стал Аккантасан. Однако, будучи еретиком с точки зрения ортодоксов, он вовсе не был врагом церкви; он перенес Святой Престол обратно в Рим (как и в нашей реальной истории, в те годы резиденцией Папы был Авиньон) и велел богословам продолжать попытки увязать литургику с христианским вероучением. Удавалось это по-прежнему не слишком хорошо, зато литургика работала на практике, став мощным средством в руках католической церкви. С ее помощью исцеляли больных, управляли погодой и даже создали нечто вроде средневекового Интернета, соединив магической связью все крупнейшие соборы Старого Света (важную роль в поддержании этой связи играли церковные колокола).
Золотой век, однако, продолжался недолго. В 1349 году на Европу обрушилась Черная Смерть, страшная эпидемия чумы (в нашем мире она бушевала в период с 1347 по 1353 и унесла 24 миллиона жизней). Пока церковь искала средства борьбы с болезнью с помощью литургики, в Англии вдруг вышли из подполья друиды. Они объявили, что чуму наслали древние языческие боги, мстя отвернувшимся от них людям. После этого, словно подтверждая истинность слов друидов, эпидемия внезапно и быстро пошла на спад. Население Британских островов восстало против христианства и римской церкви. Последнее сообщение, полученное в Риме из центрального собора Лондона, было "нас атакуют!" После этого восставшие ворвались внутрь, сорвали колокол и утопили его в Темзе, разрушив, таким образом, магическую связь. Надобно заметить, что, в отличие от нашего Интернета, где падение одного сервера не смертельно для сети в целом, здесь в результате распалась вся сеть. Ватикан двинул на Лондон армию, но от нее так больше никогда и не получили никаких вестей.
В тот же год появился Туман. Зарождаясь в горных долинах, он двинулся на равнину, накрывая города и в течение нескольких недель распространившись по всей центральной Европе. Туман нес смерть или безумие всякому человеку, оказавшемуся внутри. Те, что не лезли внутрь, но подходили достаточно близко, видели возникающих из Тумана чудовищных монстров и демонов; мало кому удалось пережить такие встречи. В то же время крупные соборы, некогда составлявшие сеть, продолжали сохранять какие-то магические силы, сдерживавшие продвижение тумана. В результате несколько таких городов, в частности Париж и Антверпен, уцелели, но, будучи отрезанными Туманом от всего остального мира, были обречены влачить жалкое существование.
На юге Римской церкви удалось силой литургической магии остановить продвижение Тумана, а затем и отодвинуть его назад, освободив весь Средиземноморский регион. Установилась новая граница, удержание которой требовало непрерывных магических усилий, а о том, чтобы отодвинуть ее еще дальше, и речи не было. Земли Италии, южной Франции и незанятой маврами восточной части Испании объединились под властью Рима в единое теократическое государство. Тем временем Византийская империя обзавелась собственной версией литургики (не то разработав ее самостоятельно, не то добыв нужные сведения через шпионов в Риме). В состав Византии входила Греция, Балканы, а также значительные части Египта и Турции. На севере уцелели Британия и Скандинавия, но Туман, распространяясь по суше и по морю, перерезал все пути, и всякая связь с этими странами была потеряна. В середине XV века Туман простирался уже над Атлантикой (блокируя доступ в Новый Свет, так и оставшийся неоткрытым) и Сибирью.
Далее в политическом устройстве сохранившейся части мира произошли некоторые перемены. Римское государство было преобразовано в Священную Римскую республику, перенявшую некоторые внешние атрибуты республиканского Рима античности, но при этом феодальную; церковь формально отказалась от светской власти, но на практике сохраняла и даже со временем укрепляла ее, действуя непрямыми путями - через магию литургики и инквизицию. Надо сказать, что эта инквизиция отличалась от нашей, ибо владела магией, а по методам более напоминала орден иезуитов, отдавая предпочтение тайным операциям. Четыре монашеских ордена все еще продолжали попытки увязать литургику с христианством. Византийская империя благодаря литургике протянула аж до XVII века, но затем все-таки пала под ударами османов. Попытки испанской Реконкисты провалились (что неудивительно, учитывая плачевное состояние христианского мира). В общем, хотя католическая церковь избавилась от своих православных конкурентов, положение ее стало весьма незавидным: последнее христианское государство, зажатое между враждебными мусульманами с юга и Туманом с севера. Впрочем, играя на противоречиях между маврами и турками, республике удается выжить, а позже даже отвоевать Грецию, но идеология осажденной крепости все равно остается очень кстати. Прогресса практически нет, демократией не пахнет, в общем, жизнь не сахар, и неудивительно, что периодически вспыхивают народные восстания. Пока что, правда, их удается подавлять. Последнее такое восстание было в 1978 году. Разбитая повстанческая армия, спасаясь от преследования, подошла к Туману слишком близко; когда правительственные разведчики подобрались к лагерю, в живых оставались лишь сумасшедший старик и орущий младенец. Младенца отдали в приют, дав ему имя Айсэдор (Isador) в честь местного святого. Впоследствии, узнав о своем чудесном спасении, Айсэдор проникается фанатичной верой и готовностью к борьбе за дело парт... в смысле, церкви. В 18 лет, покинув приют, он поступает сначала в армию, а потом, проявив магические способности - в инквизицию.
Тем временем исследования литургистов продолжаются, и им удается раскопать кое-что новенькое (а точнее - старенькое) относительно причин появления Тумана и способов борьбы с ним. Как водится, открывается некое древнее пророчество, предсказывающее большие события на стыке тысячелетий (а идет, напомню, 1996 год). И где-то там, на горизонте, затянутом Туманом, маячит фигура некой личности, которая очень даже запросто может оказаться Антихристом. И ежели его победить, то будет всем счастье, а Туману - наоборот. Так что дело за малым, и вам, в качестве Айсэдора, предлагается этим малым заняться.
Понятно, что принципиальная непреодолимость Тумана - это для простых смертных, а не для супергероев, так что вам предстоит посетить самые разные места, включая и отрезанные от мира анклавы. По ходу дела вы сможете встретить более 80 персонажей и монстров 35 типов; к вашим услугам будет как различное средневековое оружие (а также щиты), так и несколько классов магии. Что интересно, монстров можно будет не только убивать, но и подчинять себе, превращая в союзников; прием, конечно, не новый, но все равно приятный. Как водится, нам обещают также крутой AI.
Графика игры, естественно, отражает ее атмосферу, поэтому она по большей части мрачная и темная. Здания готической архитектуры с их древней каменной кладкой, массивными балками, тяжелыми перекрытиями и т.п. смотрятся внушительно и правдоподобно как снаружи, так и внутри. Среди эффектов наличествуют динамический свет, меняющееся время суток, различные погодные проявления (в частности, дождь и, само собой, Туман) и, конечно, различная магическая пиротехника. Среди монстров попадаются весьма колоритные и нетривиальные создания. Вот только угловатость округлых деталей все-таки заметна - это относится и к персонажам, и к пейзажу.
В общем, вы любите мрачные готические истории, не приобрели еще аллергию на одиночек, спасающих мир, и готовы выкрутить посильнее яркость монитора, то похоже, что Mistmare - это игра для вас.