Заглянуть за горизонт... Не так давно на авиасалоне в Фарнборо был продемонстрирован европейский истребитель "Тайфун" - совместное детище Великобритании, Германии, Италии и Испании, созданный, чтобы стать основой военно-воздушной мощи объединенной Европы. Собственно, это даже больше, чем просто истребитель - это боевой многоцелевой самолет, способный атаковать воздушные, наземные и морские цели, выполнять различные миссии в любое время суток и в любую погоду, уклоняться от средств обнаружения вражеских ПВО, нести различные типы бомб и ракет (включая самонаводящиеся и противорадарные) на 13 подвесках... На вооружение европейских ВВС он, впрочем, пока еще не поступил, но авторы симуляторов, как обычно, позволяют нам заглянуть в будущее. Сначала британская компания Rage Games выпустила свой Eurofighter Typhoon, а теперь издательство "Медиа 2000" совместно с "Новым Диском" выпустило его лицензионную локализацию под названием "Угол атаки".
Вообще, идея русифицировать игру, по сюжету которой нужно воевать против России, достаточно забавна, но нам не привыкать. Поэтому отложим пока что патриотизм в сторону и твердо запомним, что мы служим под знаменами НАТО и отражаем агрессию злых коварных русских, у которых эстонские террористы взорвали несколько домов, а они в ответ решили показать Европе ту самую "кузькину мать", которую собирался продемонстрировать Западу еще Хрущев.
Для демонстрации упомянутой "матери" им крайне необходимо захватить Исландию, потому что это маленькое островное государство служит перевалочной базой между Америкой и Европой. Ну а нам столь же необходимо эти планы сорвать.
Структура кампании весьма оригинальна и, пожалуй, не имеет аналогов в других симуляторах. То, что кампания динамическая - это само собой. При этом она развивается целиком в реальном времени (которое можно ускорить где-то вдвое) по всему театру военных действий, а не только там, где находится в данный момент игрок. То есть в каждый момент в реальном (и даже ускоренном) времени обсчитывается поведение всех воздушных, наземных и морских юнитов, задействованных в войне - и AI благополучно с этим справляется! Но это еще не все. Eurofighter Typhoon относится к числу симуляторов, которые в принципе можно пройти без единого самостоятельного вылета (хотя, разумеется, мы играем не ради этого). Изначально мы отбираем шесть пилотов из десяти, и каждый из них до конца игры (или до гибели) будет жить своей жизнью 24 часа в сутки. То есть они не только летают, но также отдыхают, спят, дожидаются эвакуации после катапультирования, лежат в госпитале, получают награды или взыскания или, наконец, томятся в тюрьме (тюрьма, кстати, может быть не только вражеской - могут посадить и свои, если регулярно манкировать своими обязанностями или, тем паче, сбить союзника). В любой момент вы можете переключиться на любого из пилотов (для этого нужно просто перевести мышиный курсор в нижнюю часть экрана, и вам покажут иконки ваших летчиков); если он находится на стадии планирования миссии, вы можете слегка подкорректировать ее параметры, если в полете - взять управление на себя, во всех остальных случаях - просто посмотреть (в 3D), что с ним в данный момент происходит. Если вы взяли управление, то точно так же можете его и отдать - не обязательно долетать миссию до посадки. Кстати, в игре можно записываться прямо в полете, что не может не радовать.
У каждого из пилотов имеются свои персональные характеристики, включающие не только налет часов и предпочитаемый тип миссии (воздушный бой, атака наземных целей, уничтожение средств ПВО и т.п.), но также физические и психологические параметры, от которых зависят, например, шансы избежать плена после катапультирования над вражеской территорией или шансы выжить в плену (где злые русские практикуют многочасовые побои на допросах). От специализаций отобранных вами пилотов зависит, какие миссии вам будут предлагать чаще. Выбирайте своих героев тщательно - подкрепления не будет, потеряв всех, вы проигрываете игру. Однако, как и в жизни, необратима только смерть: сбитого могут подобрать, раненого вылечить, пленного - освободить. В общем, "пока живу - надеюсь".
В отличие от других симуляторов, где, если игроку даются несколько пилотов, то они служат в одной эскадрилье, здесь ваши летчики базируются на разных аэродромах по всей Исландии. Если аэродрому угрожает захват со стороны врага, вы должны вовремя эвакуировать пилота оттуда, иначе тот попадет в плен. В общем, хотя цели миссий и генерятся автоматически, некоторый стратегический элемент в игре присутствует, тем более что количество боеприпасов и самолетов на базах тоже ограничено.
Совместно друг с другом, таким образом, ваши летчики не летают, но у них есть свои ведомые, а также, в зависимости от цели миссии, дополнительные приданные звенья (скажем, для атаки наземных целей или уничтожения средств ПВО). Взаимодействие со своими весьма приличное - от простых команд типа "атакуй мою цель" до различных тактических маневров и построений.
Отдельных миссий в игре нет, но есть возможность начать кампанию не в военное, а в мирное время - тогда первые доступные миссии будут обучающими. Можно опционально включать и выключать режим подсказок.
Что касается того, как смоделирован сам самолет, то машина достаточно послушная и легкая в управлении, хотя, конечно, и не настолько, чтобы обвинить игру в аркадности. Вообще управление современными самолетами облегчает всевозможная электроника, которой они напичканы; в частности, она не дает превысить критическую перегрузку - и в игре это отражено. Детализация модели повреждений позволяет побороться за спасение даже подбитого самолета. Уровень сложности можно менять, причем в любое время.
Что касается графики, то самое оригинальное в ней - это те самые трехмерные сцены из жизни пилотов, сделанные, очевидно, на отдельном движке. Собственно симуляторная составляющая тоже смотрится неплохо, включая такие мелкие, но приятные детали, как весьма реалистичные блики на фонаре кабины. Достойны упоминания также динамическая вода и погодные эффекты - молнии, дождь и снег, легкие полупрозрачные облака... На взрывы тоже приятно посмотреть. И, что особенно вдохновляет - никаких проблем с быстродействием даже на не самой крутой машине.
Ну и напоследок - пару слов собственно о локализации. В целом она очень приличная, перевод новостей, к примеру, сохраняет не только смысл, но и стиль западной репортерской речи. Мне удалось найти лишь одну ошибку - упомянуто некое крушение "в сорока тысячах миль от берега", что в 1.6 раз больше длины экватора (видимо, в оригинале было 40 или 400 миль); но, в конце концов, даже и в реальной жизни у репортеров бывают оговорки. Радиообмен попроще, чем в реальности, но зато понятен любому игроку, не заставляя вникать в дебри кодовых слов и сокращений.
В общем, игра получилась интересной, оригинальной и доступной для самой широкой аудитории.