Ловите ж ветер всеми парусами...
В. Высоцкий Отечественные разработчики из "Акеллы" выпустили дополнение к своей весьма неплохо зарекомендовавшей себя морской стратегии "Age of Sail II", известной у нас под именем "Век Парусников 2". Серьезных изменений по сравнению с оригиналом игра не претерпела, незначительные корректировки интерфейса и небольшие графические улучшения вроде добавления погодных эффектов или разрушения кораблей не могут считаться полноценным шагом вперед. Однако, поклонникам красивых морских сражений все же будет где развернуться, благо возможностей для этого в десятках новых сценариев припасено предостаточно.
Так, помимо добавления новых отдельных битв (теперь их количество приближается к полутора сотням), авторы припасли и три свежих кампании в пару десятков миссий каждая: одна за англичан, одна за французов и последняя, созвучная названию add-on'a за "вольных стрелков" с американского континента. Подчеркнем, что в данном случае речь идет не о пиратах, а о каперах, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Каперство возникло еще в средние века и расцвело пышным цветом в 18 веке. Для занятия каперством частным лицам необходимо было получить свидетельство или патент у своей страны, а потом уже с чистой совестью нападать на неприятельские военные или гражданские суда, а заодно и на нейтральные корабли, перевозящие контрабанду. Наиболее удачливым и широко известным в истории капером можно считать сэра Фрэнсиса Дрейка, неоднократно, кстати, упоминающегося и в этой игре. Так что получается, что это было вполне узаконенным пиратством, практически закончившимся с принятием в 1856 году Парижской декларации о морской войне. Хотя, на самом деле уже много позже ведущие индустриальные державы не стеснялись помогать снаряжать суда для откровенного морского разбоя, например, Великобритания активно помогала южанам во время гражданской войны в США, подогнав для этого дела крейсер "Алабаму".
Но вернемся к нашим парусникам. Геймплей по сравнению с оригинальной игрой остался практически на прежнем уровне, так что подробно углубляться в управление кораблями и навигацию, стрельбу из пушек и прочее... не имеет смысла, интересующиеся товарищи легко сообразят, что к чему. Кстати, прежние глюки с проплыванием кораблей сквозь острова так и остались на месте. Из новых юнитов можно отметить паровые колесные пароходы, воздушные шары и экспериментальную подводную лодку, при помощи которой можно пробовать топить вражеские корабли. Она передвигается независимо от воли ветра, вы сами задаете направление, правда, делает это чрезвычайно медленно. Да и успешными такие операции бывают далеко не всегда, все будет лучше устроить залп из всех бортовых орудий при близком дефилировании мимо вражеской посудины, при удачном стечении обстоятельство позволяющий снести чуть ли не половину мачт, чем ожидать какого-то эффекта от разлетающихся в воздухе осколков взрывоопасной субмарины.
В любом случае, игра осталась столь же симпатичной и затягивающей, как и была. Кому-то, возможно, придется по вкусу и прилагаемый редактор сценариев. Отметим и многократное изменение скорости игры, позволяющее сделать ее привлекательной не только для упертых фанатов (по 10 и более минут разворачивать свой корабль или убирать паруса - терпения хватит не у каждого), но и для простых любителей стратегий в реальном времени, предпочитающих воевать быстро и "по-деловому". Так что, если вы являетесь поклонником парусного флота и любите эффектные морские баталии, на эту игру стоит обратить свое внимание.