Приключение "для наружного применения Как известно всем, лекарственные средства можно разделить на два больших класса - для внутреннего и наружного применения. Возможно, моя идея покажется кому-то искусственным приемом, но сейчас я попытаюсь классифицировать с использованием этой же терминологии игры приключенческого жанра.
Когда играешь в приключения "для внутреннего применения", то уже через несколько игровых часов полностью начинаешь отождествлять себя с персонажем, сопереживать ему, воспринимать игровой мир, как реальность, а встающие на пути задания, как вполне жизненные проблемы, которые нужно решать. Эти игры волнуют чувства, заставляют играть воображение и позволяют Вам как бы прожить маленькую историю из чужой, порой фантастической, судьбы. Доиграв их до конца (а это просто жизненно необходимо), буквально чувствуешь, как замирает дыхание, и становится нестерпимо жаль, что все уже позади. К числу таких игр я, не задумываясь, отнесу такие шедевры приключенческого жанра, как "The Longest Journey" и "Syberia".
Совсем другое дело это приключения "для наружного применения". Они могут быть красивы, обладать занятным сюжетом, но они никогда не заденут "за живое", оставаясь лишь головоломкой на экране монитора. Их можно проходить до конца или бросать на середине, столкнувшись с уж очень изощренной фантазией авторов, результат от этого не изменится: с большой долей вероятности Вам никогда не захочется вернуться к этой игре вновь.
Увы, как мне не прискорбно говорить об этом, наш сегодняшний гость в моей классификации относится именно к категории "для наружного применения". Я с нетерпением ждал выхода этой игры еще с Рождества (с заявленной даты релиза), и когда, наконец, спустя полгода долгожданный миг настал, меня ждало разочарование. Игра "Runaway: Road Adventure" ("Дорожное приключение") не смогла задеть мою душу, оставшись в памяти лишь набором красивых картинок. Не стану пустословить, а попытаюсь незамедлительно объяснить Вам, что же произошло...
В принципе, эта игра имела все задатки, для того чтобы стать достойным продолжателем традиций такой знаменитой игровой серии, как "Broken Sword". Ее прекрасная рисованная графика и анимированные межуровневые ролики могут очаровать любого игрока, смотрящего на этот продукт со стороны. Попал под это обаяние и я, однако уже через несколько часов я понял, что кроме яркого фасада, практически ничто не держит меня в мире Runaway.
Начну историю своего разочарования с сюжета. Опять же со стороны может показаться, что перед нами разворачивается увлекательная авантюрная история, связанная с разгадыванием загадки древнего артефакта одного из индейских племен. Однако чем больше я играл, и чем глубже главный герой, Брайан, "увязал" в сюжете, тем больше я осознавал искусственную природу всего происходящего.
Не знаю, кто писал этот сценарий, но больше чем на фильм "категории Б" он претендовать явно не может. Кажется, что сюжет рассчитан либо на простаков, либо на учащихся средней школы, но никак не на взрослых людей, хоть что-то понимающих в жизни. Следя за поступками до безобразия наивного главного героя со стороны (ни о каком отождествлении тут и речи идти не может), я чуть ли не каждую минуту про себя восклицал: "ну куда же тебя парень понесло", и уже в следующее мгновение находил подтверждение своим догадкам.
Ну, сбил человек на дороге девушку, ладно, бывает, подобрал ее и отвез в больницу. Но возомнить себя, студента-физика, ботаника в четвертом поколении, ее спасителем и, не вдаваясь ни в какие подробности, взяться помогать ей решать проблемы - это уже верх наивности. Причем все развитие игры показывает нам, что в связи с таким решением "попал" не только наш герой, пострадает еще и его друг-археолог, которого застрелит мафия и еще многие окружающие... И спрашивается ради чего? Ради того, что наш юный герой "запал" на глазки прелестной Джины и, во чтобы то ни стало, решил открыть тайну индейского распятия. Если Вы скажете мне, что это жизненный сюжет, и Вы сию минуту готовы отождествить себя с этим простаком, то я не стану возражать (у каждого свои взгляды на жизнь), но меня от такого отождествления, пожалуйста, увольте.
Но далеко не только надуманность истории позволила мне отнести эту игру к столь нелестной категории. Сам процесс приключений, как будто вторя сюжету, постоянно издевается над игроком. На каждом экране Вас ожидает просто феноменальный pixel-hunting. Кажется, что авторы специально разложили все необходимые герою предметы в самые недоступные и потаенные места (не исключаю возможности, что это и вправду осознанное решение). Вас заставляют прочесывать мышью каждый миллиметр темных шкафов, углов, полок и столов в надежде найти что-нибудь полезное. Нас специально запутывают огромным количеством предметов, которые невозможно использовать, заставляя "выискивать золотые крупицы, просеивая тонны грязи".
Если бы это была простая головоломка, то я бы сказал, что авторам удалось запутать ее на славу. Но ведь это приключение, где я должен быть увлечен сюжетом, а головоломки - это лишь инструмент, который должен мне помогать, глубже раскрывать внутреннюю суть происходящего. Однако, в Runaway количество тупиковых ситуаций, в которые Вы можете попасть в связи с ненайденным полезным предметом, превосходит все допустимые границы, с каждым разом все больше склоняя игрока к поискам готового прохождения.
Например, скажите на милость, какому нормальному человеку может прийти в голову, что если на земле валяется остов старого мотоцикла, то по нему нужно подолбить железным ломом в надежде, что что-то отломиться. Или как Вам придется по душе идея зарядить пулемет патронами, сделанными из губной помады (сильно сомневаюсь, что даже при добавлении пороха этот похожий по форме предмет способен выстрелить).
Но нелогичность - это тоже еще не все. Для меня остался совершенно не понятым закон, которому подчиняется желание нашего героя подобрать тот или иной предмет. Порой, Брайан, готов положить себе "за пазуху" всякий мусор с гордыми словами: "Это мне может пригодиться", но в другой раз отказывается на отрез подбирать заведомо полезный предмет, который поднять можно будет только после срабатывания некоего игрового триггера. Например, такая ситуация складывается с бумажным пакетом из-под кофе в музее, я нашел его почти в самом начале, но взять его дадут лишь после того как уборщик прямо заявит Вам, чтобы Вы принесли ему кофе в стандартной упаковке. Что же за несправедливость такая? Я не понимаю, либо дайте мне возможность подбирать все, что может хоть когда-то пригодиться и самому делать выводы, либо уж тогда загоняйте всегда в строгие рамки: пока не знаешь зачем - не дадим взять.
Одним словом, если Вам выпадет удача не самому играть в это приключение, а стоять за спиной у прожженного квестомана, которому все вышеперечисленные мной неудобства нипочем, то, возможно, Вы сможете получить удовольствие от наблюдения за процессом игры. В противном случае Вас ждет тяжкий труд вместо приятного времяпрепровождения.
Еще один гвоздь в крышку гроба этой в прошлом подающей надежды игры, естественно, забили наши переводчики. Поскольку игра не имела английской версии (только испанскую), то мне не с чем сравнивать, но проблем с озвучанием и титрами в ней, поверьте, хватает. Местами реплики одного и того же персонажа в течение диалога озвучены как будто разными голосами (или одним голосом, но с совершенно разными интонациями). Названия многих предметов не уместились в отведенные им места, в результате Вам придется иметь дело с такими вещами как "Хол-ник" (он же холодильник). А уж про то, что на вопрос "Вы действительно хотите выйти? Да/нет" нам придется давить кнопку "S" (от испанского Si), я вообще молчу... Безусловно, разработчики предупреждают нас о возникновении части этих "артефактов" в своем read.me файле, но разве от этого становится намного легче?
Ну и последнюю столовую ложку дегтя добавила система защиты. К тому, что код, который требуется ввести перед первым запуском игры, написан только на самом диске (который естественно в момент вопроса находится в дисководе), я уже начинаю привыкать, хотя это и не очень дружелюбно. Но вот к тому, что мне всегда придется загружать игру с первого диска при том, что на нем расположены только две начальные маленькие части, а затем при попытке загрузить свою "сохраненку" с вероятностью 80% тут же менять его на другой - это уже что-то новое в моей практике. Короче, система защиты такова, что удобна только производителю, а о нас пользователях опять почему-то подумать забыли.
Что сказать в заключении. Игра "Дорожное приключение" - это вполне качественный продукт "для наружного применения". Даже не пытайтесь использовать его во внутрь, последствия могут быть непредсказуемыми. Обтирайтесь, наносите тонким слоем, но ни в коем случае не пробуйте глотать, я Вам этого настоятельно не рекомендую.