Британская компания Rowan Software, отметившаяся на рынке авиасимуляторов игрой MiG Alley, ныне от времен корейской войны обратилась к более популярным временам Второй мировой и хочет предложить нам свой вариант Битвы за Британию. Тогда, в 1940, несколько недель воздушного противостояния между Люфтваффе и Королевскими ВВС, без преувеличения, оказали огромное влияние на весь ход войны. Представим на минуту, что британским летчикам не удалось бы истощить силы противника, и германское командование начало бы операцию "Морской лев". Можно практически не сомневаться, что Великобританию в этом случае постигла бы судьба Франции, и Гитлер получил бы полный контроль над Европой. В этом случае союзники лишились бы базы, откуда, начиная с 1943 года, тяжелые бомбардировщики наносили регулярные удары по промышленным и военным объектам Рейха, да и последующая высадка в Европе стала бы намного более сложной задачей. Война, таким образом, могла заметно затянуться; а если вспомнить, что Германия вела собственные разработки в области ядерного оружия... В общем, страшно представить, чем бы все это могло кончиться.
Не удивительно, что Битва за Британию нашла свое отражение в большинстве авиасимуляторов Второй мировой. Разработчики же из Rowan Software решили не просто сделать ее частью кампании, а посвятить ей игру целиком (подобно тому, как WWII Fighters от Jane's посвящена Арденнской операции). Что, естественно, позволило им отобразить события с большой подробностью. Причем, как и в случае MiG Alley, в игру внесены также стратегические элементы - вы управляете своей эскадрильей не только в воздухе, но и на земле, заботясь о состоянии техники, следя за боевым духом пилотов и т.п. Впрочем, отношение к подобным вещам у любителей авиасимуляторов неоднозначное - для кого-то это вносит в игру дополнительный интерес и разнообразие, а кого-то, наоборот, раздражает необходимость отвлекаться от полетов. Так что хорошо бы это было опциональным.
Но главное, разумеется, не это. Battle of Britain обещает стать одним из самых, а возможно, что и самым реалистичным авиасимулятором Второй мировой, переплюнув даже Combat Flight Simulator (1 и 2) от Microsoft. Возможно, многие, привыкшие сшибать по несколько самолетов противника в каждом бою (напоминаю, что в реальности пилот, сбивший всего 5 вражеских машин, уже считался асом), найдут его даже слишком трудным - при максимальных установках реализма, разумеется; опционально можно облегчить себе жизнь, хотя, конечно, уважающий себя виртуальный пилот такого себе не позволит. Например, триммирование из почти декоративной возможности заставить самолет лететь прямо, когда вы не держитесь за джойстик, превращается в практически необходимую вещь - если триммеры не выставлены правильно, снижается эффективность машины при выполнении боевых маневров (впрочем, это можно отключить отдельно, не снижая реализм по остальным параметрам).
Взлет и посадка также являются достаточно непростой задачей, в особенности на Me-109, где помимо крутящего момента пропеллера мешает слишком узкое расположение шасси, крепящихся к фюзеляжу, а не к крыльям (такое конструктивное решение было принято ради облегчения веса крыла; в результате крыло легко было заменить в полевых условиях - с этим справлялись 1-2 механика - но расплатой стали 5% потерь Me-109, пришедшиеся не на боевые действия, а на аварии при взлете, посадке и наземном рулении). При посадке также придется учитывать ветер. Придется, разумеется, и оперировать всеми ручками управления двигателем и винтом, а не одной только тягой - в частности, если вы не "облегчите" винт перед посадкой (не переведете его на малый шаг), то рискуете просвистеть над полосой; а резкое торможение приведет к утыканию в землю носом. Обещают нам также реалистичное моделирование оружия и повреждений.
Как и в реальности, в бою вам предстоит встретиться с пилотами разной квалификации, однако не рассчитывайте, что большинство из них окажется новичками. То бишь нам обещают высокий уровень AI и, соответственно, необходимость грамотно выстраивать свою тактику, учитывая сильные и слабые стороны собственного и вражеского самолета. Так, Messershmitt-109, как известно, превосходил Spitfire в скорости, но уступал в маневренности, что делает его, в частности, более удобным самолетом для атаки, нежели для защиты (в то время как во время Битвы за Британию германским пилотам приходилось выполнять как раз задачи эскорта; известен случай, когда, уже в сентябре 1940, германский ас Адольф Галланд в ответ на гневный вопрос рейхсмаршала Геринга "Что вам еще нужно, чтобы успешно сопровождать бомбардировщики?!" спокойно ответил: "Мне нужно, чтобы мою эскадрилью оснастили "Спитфайрами". Интересно, что похожая ситуация повторилась в конце войны - в августе 1944 в отчете испытательного центра Люфтваффе в Рехлине, сравнивавшего Me-109 с американскими P-51 Mustang, было сказано: "Лучшим решением было бы приостановить работы над нашими поршневыми истребителями и начать строить "Мустанги".) Надеюсь, что и недостатки "Спитфайров" будут воспроизведены адекватно; в частности, у этих самолетов при отрицательной перегрузке глох двигатель, так что в пике пилотам приходилось уходить, переворачиваясь вверх колесами (доселе это было смоделировано, кажется, только в Microsoft Combat Flight Simulator).
Помимо уже упомянутых самолетов, игроку будут доступны британский Hurricane и германский Me-110; более того, некоторые миссии вам предстоит отлетать в качестве стрелка турели германского бомбардировщика! Кстати говоря, те стрелки, что находятся под управлением AI, тоже неплохо знают свое дело, так что атаковать бомбардировщики плавным заходом с хвоста не получится. Пока что, впрочем, имеется нерешенная проблема с AI, связанная со слишком частыми столкновениями в воздухе.
Структура кампаний - динамическая, аналогичная, по всей видимости, European Air War, хотя, благодаря стратегическим элементам игры, у вас будет больше возможностей влиять на ее ход.
Графика в игре, в общем и целом, классная (обратите внимание, в частности, как блестят на солнце металлические поверхности самолетов), хотя без недостатков не обходится. Недостатки относятся к пейзажам: города и леса либо плоские, либо можно опционально сделать их трехмерными, но смотрятся они при этом убого, да к тому же еще сквозь них можно спокойно летать. Восходы и закаты очень даже симпатичные, однако облака либо представляют собой жалкое зрелище, либо - при максимальных графических опциях - вызывают чудовищное торможение, заметное даже на очень крутых машинах, не говоря уж о средних.
Впрочем, игра еще не вышла, и будем надеяться, что разработчики сумеют преодолеть имеющиеся недостатки. Тогда, может быть, им действительно удастся создать лучший авиасимулятор Второй мировой.