Defender of the Crown: Digital Remastered Edition ( YuN )
Однажды, в старой-доброй Англии... Компания Cinemaware, возрожденная около трех лет назад, продолжает работать над новой версией своего хита 15-летней давности Defender of the Crown. Нет-нет, вы не ошиблись разделом и читаете обзор уже готовой игры. Просто, пока работы над Robin Hood: Defender of the Crown еще не окончены, в Cinemaware решили скрасить ожидание фанатов-ветеранов (к коим без тени смущения отношу и себя), а заодно и подогреть интерес новичков, выпустив обновленный в соответствии с требованиями времени вариант исходной игры. Кстати, для совсем уж ностальгирующих эстетов на том же диске присутствует и сама исходная игра, причем во всем разнообразии ее версий для разных тогдашних платформ - PC (варианты для CGA и EGA), Amiga, Amstrad и т.п.
Напомню, что события игры начинались в 1149 году, сразу после окончания Второго крестового похода. В реальной истории, впрочем, британцам тогда было не до разборок с сарацинами. На престоле сидел король Стефен (Этьен) из французского рода графов де Блуа, последний представитель Норманнской королевской династии. Сидел не слишком крепко, постоянно воюя с внучкой Вильгельма Завоевателя Матильдой, которая тоже была не прочь поцарствовать; понятно, что бароны вовсю пользовались этой ситуацией, перебегая то на одну, то на другую сторону, и таща под шумок все, что плохо лежало (а плохо лежало все, что они могли оторвать). Стефен даже успел побывать в плену у своих врагов, но затем они решили, что Матильда еще хуже (а может, просто смекнули, что с победой одной из сторон их халява кончится), и выпустили его в обмен на высокопоставленного пленника из своего лагеря. В общем, в стране творился преизрядный бардак. Меж тем у Матильды в Нормандии подрос сынок Генрих, аккурат в 1149 году вторгшийся в Англию с собственными притязаниями на трон (мальчику как раз исполнилось 16 лет, и он решил, что пора). Ему дали по ушам, но не переубедили. В 1153 году он предпринял новую попытку. Стефена это весьма нервировало, и он даже хотел от греха короновать своего сына Эсташа еще при своей жизни. Однако Эсташ не вынес такого счастья и в том же 1153 умер. Самое забавное, что кончилось все на редкость мирно. За неимением Эсташа Стефен по Валлингфордскому соглашению признал своим наследником Генриха, после чего практически сразу (в 1154) умер - вы будете смеяться, но таки естественной смертью. А Генрих взошел на престол под именем Генриха II и стал основателем Анжуйской династии (позже получившей прозвание Плантагенетов), чем, несомненно, порадовал маму, еще не успевшую помереть к тому времени.
В общем, весьма подходящий антураж для игры, в основе которой - борьба между враждующими лордами за корону Англии, однако разработчики почему-то следовать исторической правде не захотели и приплели к 1149 году события из эпохи короля Ричарда Львиное Сердце (в том виде, в каком они описаны у Вальтера Скотта в "Айвенго"). Король, вернувшийся из крестового похода и впоследствии убитый - это, очевидно, сам Ричард (а поход, соответственно, третий, закончившийся в 1192 году), правда, убит Ричард был совершенно не так, как описано в игре - не сразу, а спустя 7 лет, не дома, а на чужбине, не в результате покушения, а в бою. На ту же эпоху указывают и позаимствованные у Вальтера Скотта персонажи - саксонские и норманнские лорды, а также Робин Гуд (который по совместительству тоже рыцарь из саксонского рода Локсли). Хотя, конечно, эти персонажи уже не исторические, и в принципе Скотт волен был поместить их в любой период британского средневековья; большинство исследователей сходятся во мнении, что образ Робина в фольклоре - сугубо собирательный, и в основу его легли истории о разбойниках, живших в различные века. Тем не менее, опрос, проведенный в 70-е годы прошлого века, показал, что в рейтинге популярности легендарных персонажей Робин Гуд занимает второе место после Иисуса Христа, так что разработчикам, конечно, грех было не воспользоваться такой раскрученной фигурой. Непонятно только, зачем было сдвигать ее на полвека назад от традиционного времени...
Напомню суть исходной игры. Выбрав в качестве своего персонажа одного из четырех саксонских лордов (каждый из которых имел три характеристики - умение командовать, умение состязаться на турнирах и умение биться на мечах) и владея поначалу единственным родовым графством, вы должны были подчинить себе все земли Англии. Для этого надо было победить (захватить родовые замки), как минимум, трех норманнских лордов, но часто приходилось завоевывать также и двух саксонских, которые поначалу были на вашей стороне, но потом, обуреваемые завистью к вашим успехам (после взятия вами первого же родового замка), начинали воевать против вас. Для войны вы набирали армию, состоящую из солдат, рыцарей и катапульт, а деньги на ее наем получали в виде доходов с подвластных вам земель, а также могли добыть дерзкими грабительскими набегами на вражеский замок (враги тоже имели возможность грабить вас). Три раза за игру можно было попросить помощи у Робина, присылавшего своих людей. Альтернативными путями добычи земель были рыцарские турниры (что, впрочем, означало большой риск - ведь в случае поражения вы теряли собственную землю), а также, если повезет, выгодный брак с дочерью одного из саксонских лордов - в этом случае вам переходили все его территории, правда, сначала надо было подраться на мечах, освобождая невесту от похитителей, да и предложения такие поступали крайне редко. Кроме этих предложений, в игре были и другие случайные события, как положительные (бесплатное подкрепление рыцарями, денежная помощь от Робина, присоединившаяся к вам территория), так и отрицательные (ограбление вашего сборщика налогов, мятеж с потерей территории, уничтожение диверсантами вашей катапульты). В общем и целом, это была пошаговая стратегия с элементами action и чуть-чуть RPG, нехитрая по правилам, но непростая в прохождении, стильная, безглючная, с потрясающей по тем временам графикой.
Римейк воспроизводит оригинал практически один в один, не считая, разумеется, осовремененной графики (но и картинки все те же самые, просто нарисованные на современном уровне). Записываться по-прежнему нельзя. Однако есть и некоторые отличия. В частности, перед началом игры вы можете выбрать себе одну из семи "миссий" - взять к определенному сроку определенное графство либо удерживать его в течение полугода, победить на турнире всех рыцарей, ограбить все замки, накопить 200 солдат или 200 единиц золота, либо, наконец, освободить четырех похищенных девушек (последнее, насколько я понимаю, невозможно в принципе - мы ведь, как-никак, метим в христианские короли, а не в мусульманские, так что четырех жен нам никто никогда не предложит. А даже если бы и предложили, то только двоих - по числу саксонских лордов-NPC, которые могут объединить свои владения с вашими). За каждую выполненную миссию причитается определенная награда - деньгами, солдатами, повышением одного из ваших навыков, снижением цен, объединение вокруг вас всех саксонских земель или дополнительной помощью Робина (впрочем, об этом паразите мы еще поговорим). За последнюю, принципиально невыполнимую миссию, сулят особенно много всего - издеваются, гады. Выбрать можно только одну миссию. Можно и не выбирать никакой, но это смысла не имеет - за невыполнение выбранной вам ничего не сделают, зато, если вам все же удастся ее выполнить, получите обещанное.
Правила боя формально остались прежними - для штурма замка необходимы катапульты, в бою вы не управляете юнитами и фактически даже не видите, как они дерутся (раньше было схематическое изображение, теперь даже оно стало еле различимой тенью), а лишь отдаете приказы о текущей тактике (усиленная атака - обычный бой - фланговый маневр - обстрел катапультами - отступление; усиленная атака эффективна против превосходящих сил противника, но чревата большими потерями, а фланговый маневр эффективен при численном превосходстве своих сил и высоком уровне командного навыка). Однако поменялись соотношения между наступательными и оборонительными средствами. От катапульт, бывших прежде моим любимым оружием (скопив их штук 20, я мог вынести почти любую армию), теперь нет практически никакого прока - ни в бою, ни при осаде. Стены они по-прежнему разрушают, и позволяют забрасывать во вражеский замок горшки с греческим огнем и заразным мясом, но защитникам замка это практически пофигу. Максимум, что я наблюдал - как из гарнизона в 300 с лишним человек после каждого броска убывало по единичке. Зато замки теперь дают очень ощутимый бонус обороняющимся (что, впрочем, соответствует исторической правде). Для того, чтобы взять замок, нужно иметь минимум трехкратное, а то и больше (зависит от командных навыков), превосходство в живой силе (это верно и для случая, когда в замке сидите вы). Защитные свойства замка уменьшаются с разрушением его стены, так что хоть пару раз по ней из катапульты попасть надо. Правда, теперь попадать труднее, чем раньше - рычаг катапульты движется назад слишком быстро, трудно поймать точный момент для выстрела. Это и неудобно, и нелогично - ведь у реальных бомбардиров было достаточно времени, чтобы прицелиться. Многие замки я брал лишь со второго-третьего раза (не забывая отступать, когда численность моей армии сравнивалась с численностью обороняющейся). Кроме того - и это уже не из разряда идеологических изменений, а из разряда гнусных и беспардонных глюков - Робин больше не присылает помощь! То есть он говорит, что послал, но в бою смотришь на свои силы и видишь, что остался, с чем был. Этот глюк очень неприятен, правда, с ним игра получается честнее - ведь у ваших врагов тоже нет возможности запросить помощь.
В общем, тактику приходится полностью менять. Играю я по-прежнему за Geoffrey Longsword'а, поскольку он единственный мастер мечного боя, что открывает возможности для успешных рейдов и выгодной женитьбы - а польза от этого перекрывает преимущества других навыков, которые лучше развиты у других персонажей. Но если раньше я набирал катапульт побольше, а солдат поменьше (в основном - чтоб хватало обслуживать катапульты), при штурме замка восполняя их дефицит за счет людей Робина (три штурма - три взятых замка - победа в кармане, даже если кто-то еще недобит), то теперь все делаю наоборот. Катапульту покупаю только одну, чтоб было чем ковырять стену, а солдат набираю побольше (поэтому и моя любимая миссия - накопить 200 солдат; совмещаем полезное с полезным - за эту миссию повышают командный навык, которого Лонгсворду так не хватает). Кстати, теперь вражеские диверсанты, если доберутся до катапульт, уничтожают не одну, а сразу все, так что иметь их больше одной тем более невыгодно. И если раньше я никогда не строил замки на захваченных территориях, то теперь строю их на всех ценных землях, и сажаю туда хоть нескольких из моих многочисленных солдат. Кстати, халявного одного солдата в пустой замок при его штурме больше не дают - теперь пустые замки берутся без боя. Еще одна кончившаяся халява - организация турнира теперь обходится в 5 монет (но если вы не организатор, а простой участник, то это по-прежнему бесплатно).
Пара слов о рейдах. Раньше, выбрав Лонгсворда, за их успех можно было не волноваться - просто стоишь и тупо жмешь (даже не долбишь) кнопку, этого хватало, чтобы справиться даже с самым хорошим фехтовальщиком (хотя и впритык). Теперь этот номер не проходит. Во-первых, не факт, что противостоящих вам врагов будет два. Их может оказаться три или (если промедлить) четыре. Во-вторых, тупая долбежка по мышке стоя на месте уже не гарантирует победу. Правда, ставить блоки правой кнопкой тоже не особо продуктивно - уж больно быстро (и недостаточно плавно) идет бой, не успеваешь блокировать удары осмысленно. Поэтому оптимальная тактика теперь - не лезть на врага, а встать и долбить по левой "ударной" кнопке. Пусть враг сам подходит к вам, пока он это делает, удар-другой он пропустит; как только он подошел - снова отступаете, и все повторяется.
Стратегия компьютерных оппонентов тоже изменилась. Теперь саксы становятся вашими врагами без всякого повода, то есть не дожидаясь, пока вы возьмете какой-нибудь замок; происходит это, как и раньше, без объявления войны.
Правда, и после этого сохраняется шанс, что вам предложат освобождать девушку. Норманны тоже стали более агрессивны и воюют не только с вами и другими саксами, но и друг с другом, что не может не радовать. Учитывая, что замки теперь брать гораздо труднее, попытки штурма предпринимаются реже и еще реже оказываются успешными. Поэтому, в отличие от исходной игры, где NPCшных саксов, как правило, довольно быстро забивали и, если вам не удавалось быстро поправить ситуацию, какой-нибудь норманн легко овладевал половиной страны - теперь довольно часто складывается ситуация равновесия, когда несколько примерно равных противников удерживают примерно равные территории в течение длительного времени и даже не предпринимают попыток штурма. В итоге, если раньше одна неудача часто оказывалась роковой, теперь у вас появляется время и простор для маневра (записываться, впрочем, по-прежнему нельзя). NPC чаще, чем раньше, предпочитают скапливать все свои силы в замке, что осложняет его штурм, зато облегчает занятие не имеющих замков территорий. В опциях теперь можно задавать уровень крутизны и уровень агрессивности врагов.
О глюках и недостатках. Про нехорошее поведение Робина я уже упомянул. Другой глюк наблюдался в одном из рейдов, когда меня забил первый же стражник (обычно такого не бывает, вот, очевидно, и не оттестировали): сцена после этого не завершилась, стражники продолжали топтаться на месте, игру пришлось выгружать по Alt-F4. Игра не умеет сама выставлять нужное ей разрешение и при запуске в разрешении меньше, чем 1024*768, честно предупреждает вас, что вы увидите только кусок экрана - что и происходит. Были проблемы и с установкой - exe-файл на сидюке выдавал сообщение об ошибке в setup.ini, а вот клик непосредственно на файл с расширением msi помог делу. Анимация сделана самым тупым способом из возможных - последовательность bmp'шных картинок. Поэтому плавность во многих случаях оставляет желать лучшего, а директория с картинками занимает почти 300 мегов (вся игра целиком - 430 мегов, что в тысячу с лишним раз больше исходной игры, занимавшей 410 килобайт!) Я, конечно, понимаю, что SVGAшная графика обязана занимать заметно больше CGAшной, но это еще не повод хранить стандартные текстовые сообщения, получаемые вами по ходу игры, не в виде текстовых строк, выводимых на экран соответствующей процедурой (как сделано в исходной игре и вообще в любой нормальной программе), а в виде bmp'шных картинок! Тем не менее, хотя анимации кое-где не хватает фаз, выглядит все это довольно симпатично, особенно для тех, кто помнит исходную игру и испытывает ностальгические чувства. Кое-где добавлены приятные эффекты, вроде волнующегося моря и плывущих облаков с тенями на карте или дождя с грозой в сцене осады замка. Полупрозрачное перышко, пишущее финальную надпись, тоже очень даже ничего.
В целом, если оценивать Defender of the Crown: Digital Remastered Edition как самостоятельный современный продукт, то, конечно, хотелось бы и анимации побольше и покруче, и боев настоящих, со сражающимися юнитами, а не постепенно убывающих циферок, отражающих численность армий... Но всего этого ждите от Robin Hood: Defender of the Crown, а в данном случае такая задача просто не ставилась. А ставилась задача максимально точно воспроизвести исходную игру на современном уровне, что, в общем, получилось. Хотя глюки можно было и вычистить - в исходной игре их не было...
1222 Прочтений • [Defender of the Crown: Digital Remastered Edition ( YuN )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]