Потомок первого Императора Отрезок китайской истории с 403 до 221 г. до н.э. известен как период "Борющихся царств". В результате войн эпохи "Весен и Осеней" Китай оказался разделен на 7 сильных и 15 более слабых царств (слабыми они были только по китайским масштабам, ибо каждое легко выставляло стотысячную армию). Тем не менее, у сильных царств были миллионные армии, так что к середине III века до н.э. на исторической сцене остались только они. Это были царства Цинь (в английской транскрипции - Qin, хотелось бы знать, как оно правильно звучит по-китайски), Чжао, Хань, Чу, Вэй, Янь и Ци. Царство Цинь, изначально считавшееся сравнительно слабым, начало усиливаться с середины IV века до н.э. и к этому времени представляло уже серьезную угрозу соседям. В 246 г. до н.э. после смерти отца престол наследует Ин Чжэн. Тогда ему было всего 13 лет, и государством фактически управлял первый советник царя Люй Бу-вэй, однако 8 лет спустя, попутно разгромив заговор крупных чиновников, он прочно берет власть в свои руки и начинает 17-летнюю военную кампанию, в ходе которой захватывает остальные царства одно за другим. Война велась с чрезвычайной жестокостью, включая закапывание пленных живьем и сравнивание с землей покоренных столиц. Последним пало царство Ци на Шаньдунском полуострове. В 221 г. до н.э., став единоличным правителем Китая, Ин Чжэн возлагает на себя титул "ши хуанди", что означает "первый высочайший император". Под именем Цинь Ши Хуанди этот монарх и вошел в историю. Его первым министром сделался Ли Сы, выходец из царства Чу.
Цинь Ши Хуанди провел многочисленные реформы, способствовавшие дальнейшему объединению страны и упрочению центральной власти. Он ввел единую валюту (циньскую), единую систему мер и весов, унифицировал и упростил письменность, учредил новое территориально-административное деление страны на 36 областей, распустил остатки армий прежних царств и конфисковал оружие у всех жителей, перелив его в статуи и колокола. Бронзовое оружие своей армии он заменил железным, а вместо колесниц ввел мобильную конницу. Он вел успешные войны с северными и южными соседями, и, дабы закрепить успех и обезопасить страну от набегов северных кочевников-сюнну, отдал приказ о строительстве Великой китайской стены (сами китайцы называют ее "Стеной в 10.000 ли"). По велению Ши Хуанди строились дороги, служившие как переброске армии, так и развитию торговли, и возводились великолепные дворцы. В целом административная система Ши Хуанди стала основой китайской государственности на два тысячелетия вперед.
Однако все эти преобразования дорого стоили самим китайцам. Власть императора была абсолютной и абсолютно деспотичной. Жестокие законы Цинь, распространенные на весь Китай, предписывали обращать в рабство или казнить не только самого преступника, но и его близких родственников в трех поколениях, а впоследствии эта система круговой поруки распространялась уже на целые деревни. Масштабное строительство требовало все новых рабочих (говорят, что каждый метр Великой стены стоил жизни одному человеку) и все новых ресурсов; размер податей вырос до 2/3 урожая, целые общины обращались в бега, спасаясь от налогов и трудовой повинности. Несмотря на множество захваченных пленных и массовое обращение в рабство по приговорам судов, государству уже не хватало собственных рабов, и оно отбирало их у частных рабовладельцев. Так что число недовольных множилось во всех классах общества. После нескольких неудачных покушений императором, как и многими тиранами, овладевала настоящая паранойя. Он завел себе 270 дворцов и постоянно переезжал из одного в другой, скрывая свое местоположение от возможных заговорщиков. В 212 г. до н.э., узнав о массовом недовольстве среди чиновников конфуцианского толка, он обрушил террор на конфуцианство, повелел закопать живьем 460 ученых и сжечь конфуцианские книги. Это вызвало возмущение даже у Фу Су, старшего сына императора. Казнить его Ши Хуанди не решился, сослав надзирать за строительством стены.
В 210 г. до н.э. император, возвращаясь из инспекционной поездки по восточным районам страны, неожиданно скончался, не дожив до 50 лет. Кто знает, была ли эта смерть естественной... Незадолго до смерти Ши Хуанди простил старшего сына и вновь назначил его наследником. Однако Ли Сы и младший брат наследника Ху Хай предпочли скрыть это обстоятельство и огласить подложный эдикт, повелевавший Фу Су и одному из видных военачальников Мень Тяну покончить с собой. На Востоке к таким вещам всегда относились иначе, чем на Западе, и, вместо того чтобы послать волю покойного правителя подальше, оба повиновались. Таким образом, дорога Ху Хаю на трон была открыта. Однако счастья заговорщикам это не принесло. Страх перед грозным государем уже не сдерживал недовольных, и вскоре вспыхнул крестьянский бунт. Он был подавлен имперскими войсками, но тут же начался новый мятеж, во главе которого стояли Сян Юй, талантливый полководец из знатного рода царства Чу, и Лю Бан, простой крестьянин из Хань. В 207 г. до н.э. власть Ху Хая пала - а с нею прекратилась и династия Цинь. Победители, как водится, не смогли поделить власть и еще несколько лет воевали уже друг против друга. Победа, как ни странно, досталась крестьянину (сумевшему, однако, привлечь на свою сторону аристократов). В 202 году он основал одну из самых прославленных китайских императорских династий - Хань.
Таковы исторические факты. Разработчики же RPG Prince of Qin из китайской компании Object Software предлагают свой вариант развития событий. В этом варианте Фу Су не стал кончать с собой, а, совсем наоборот, начал борьбу с братом, узурпировавшим престол. Понятно, что в этих условиях враги династии Цинь вовсе не собираются по-джентльменски дожидаться, пока братья разберутся между собой. Удастся ли Фу Су одолеть всех врагов и спасти гибнущую династию - зависит, сами понимаете, от вас.
К сожалению, авторы не удержались в рамках добротного жанра альтернативной истории. Хотя они и использовали многочисленные исторические документы для воссоздания духа эпохи, и хотя в игре найдут отражение реальные события - разработчики таки напихали туда всякой магии и мистики. Ну хочешь сделать фэнтези в древнекитайском антураже - делай, кто ж тебе не дает, только причем тут реальная история? А хочешь сделать игру на тему реальной истории - причем тут то, что с реализмом несовместимо по определению?
Но, в общем, меня они, к сожалению, не спросили, поэтому в игре, помимо трех немагических классов - паладин (Paladin), силач (Muscleman) и убийца (Killer), будут еще два магических - Wizard и Sorcerer. Вы можете набирать команду из пяти персонажей (включая вас) и использовать, таким образом, возможности каждого класса. "Пять" вообще было любимым числом в старинном Китае. Так, вместо классической европейской четверки элементов (земля, вода, огонь, воздух) древняя китайская философия предлагает пятерку: земля, вода, огонь, дерево, металл. Элементы могут усиливать и ослаблять друг друга (так, дерево усиливает огонь, а вода - ослабляет). Это тоже нашло свое отражение в игре - как различные навыки (skills) героев, так и их оружие связаны с тем или иным элементом и, соответственно, эффективность их использования зависит от грамотного комбинирования, а также от того, силой каких элементов пользуется враг.
Несмотря на то, что перед нами RPG, а не стратегия, управление ресурсами в ней присутствует. Нужны они главным образом для изготовления оружия и доспехов, ну и еще некоторых вещей. Ресурсы тоже делятся на 5 категорий - кожа и кости (в смысле, звериные, добываются охотой), минералы (добываются в шахтах), древесина (добывается рубкой) и все остальное (встречается редко, добывается торговлей). Естественно, вы не обязаны изготовлять все предметы самостоятельно, а можете покупать их или забирать у убитых врагов. Оружие одного типа занимает только одно место в вашем инвентаре. Своему любимому оружию вы, в лучших традициях западных средневековых рыцарей, можете дать имя. Более полезная возможность - активные клавиши, позволяющие выбрать заранее определенное оружие и экипировку без захода в инвентарь.
Сражения происходят в реальном времени и управляются мышкой (либо, опять-таки, активными клавишами). Помимо холодного оружия, к услугам сражающихся тактические приемы вроде засад и ловушек, ранее упомянутая магия (у тех персонажей, кто ей владеет), возможность приручать животных и птиц (с последующим натравливанием на врага) и, наконец, старые добрые приемы кун-фу. В бою можно ненароком поранить своих, так что не очень машите чем попало...
Графика представляет собой классическую изометрическую проекцию. Разнообразных видов, впрочем, будет много - нам предлагают посетить более сотни мест в древнем Китае, будь то обычные поля, деревни и города, более экзотические пещеры или достопримечательности вроде Великой стены, гробницы Ши Хуанди (где в 1974 году было найдено "терракотовое воинство" - тысячи статуй воинов) или императорских дворцов. В игре представлены все три части Китая - Центральный, Северный и Южный, каждая со своим характерным рельефом, климатом, растительностью и архитектурным стилем. Внешний вид людей и сооружений, как нас уверяют, воссоздан в соответствии с исторической правдой. Насчет того, сколько будет разных персонажей, разработчики сами путаются, заявляя то о 30 NPC, то о сотне с лишним NPC и двух сотнях врагов на базе 120 комбинируемых моделей. Видимо, будет 30 личностных персонажей, с которыми можно поговорить, а также порядка сотни союзных или нейтральных и пара сотен враждебных юнитов, многие из которых будут различаться только внешне. Внешний вид персонажей отображает их оружие и снаряжение.
Многопользовательских режимов будет два. Один, для локальной сети и Интернета, не требует отдельного сервера и поддерживает до 20 игроков. Другой, чисто интернетный, позволяет через специальный сервер выяснять отношения аж 500 игрокам!
Выйти игра должна в ближайшее время. И будем надеяться, она окажется лучше среднестатистических китайских товаров.