Очень немногие выдающиеся личности за весь период человеческой истории оказывали на ее развитие столь значительное влияние, как Наполеон Бонапарт. Ещё при жизни императора свирепствовали баталии между его поклонниками и очернителями, однако военный гений Наполеона не вызывает сомнений.
Аустерлицкое сражение, произошедшее 1 декабря 1805 года, считается современными историками самой великой победой Наполеона. Накануне сражения русско-австрийская армия под командованием генерала М. И. Кутузова насчитывала 86 тысяч человек, французская армия Наполеона - 73 тысячи. Русско-австрийские войска занимали сильные позиции в районе Ольмюца в ожидании подхода подкреплений. Александр I, игнорируя мнение Кутузова, принял план австрийского генерала Ф. Вейротера, предусматривавший наступление на основе устаревшей стратегии без учёта маневра противника и без достаточных данных об обстановке (туман!). Наполеон стремился к генеральному сражению, рассчитывая разгромить противника до подхода к нему подкреплений. Он распространял слухи о слабости французской армии и даже начал тайные переговоры с Австрией о мире. Русско-австрийские войска с 27 ноября 1 декабря совершили марш из Ольмюца к Аустерлицу, заняли на виду у противника исходное положение и 2 декабря начали наступление главными силами на фронт Сокольниц - Тельниц. Наполеон, прикрывшись частью сил на правом фланге, нанёс удар главный силами на Праценские высоты, а затем ударом с юга обошёл главные силы русско-австрийской армии, которые с тяжёлыми потерями отошли. Союзники потеряли убитыми и пленными 27 тысяч, французы - свыше 12 тысячи человек. Печальный для нас экскурс в историю, не так ли? Но с выходом игры Austerlitz: Napoleon's Greatest Victory у нас с вами появился не только шанс ощутить себя как Наполеоном, так и Кутузовым, но и изменить историю!
Игра использует движок от небезызвестного варгейма Sid Meier's Gettysburg, а потому графика в игре на весьма приличном уровне, хотя некоторая ограниченность, определяемая солидным все-таки возрастом движка, чувствуется. Вплоть до тройного приближения игра демонстрирует достойную четкость юнитов и строений, если приближать дальше, то пиксели начинают бессовестно вылезать, так что вспоминаются времена, когда деревья были большими.
Но графика - не самый важный аспект варгейма. Настоящего стратега не так волнует визуализация того, чем он управляет, как удобство самого способа управления, а проще говоря интерфейса. Что-что, а интерфейс в игре очень хорош! Удобный, интуитивный, информативный - он позволяет (особенно с помощью "горячих клавиш") быстро ориентироваться в сражении и оперативно реагировать на создающуюся ситуацию. Внизу, в центре, выводится информация о выбранном юните, чуть выше - кнопки управления этим юнитом. В левом нижнем углу кнопки выбора построения, коих насчитывается 10, но не все они могут быть применены к тому или иному юниту. Справа находится карта, кнопки управления игрой, ниже - флаг выбранной вами стороны, время суток, часы, скорость игры и ползунок масштабирования. Все под рукой, все наглядно и понятно. Очень понравилось то, что, выбирая значимого для сражения персонажа, мы можем созерцать не только обычные атрибуты, но и его портрет.
Звуки в Austerlitz не вызывают никаких нареканий. Они разнятся в зависимости от юнитов на экране и места действия, становятся то тише, то громче, марш пехоты плавно переходит в цоканье копыт лошадей кавалерии и позвякивания оружия. Приятная неожиданность: при игре за русских, адъютант сообщает о ключевых событиях битвы на нашем родном языке, хотя и с небольшим акцентом!
Если говорить о самой сути игры, то ее можно точно охарактеризовать тремя словами: логичность, реалистичность и сбалансированность. Сразу видно, что разработчики серьезно подошли к делу, очень обстоятельно изучили нюансы сражения под Аустерлицем. В главном меню есть пункт Battle Info, с помощью которого мы можем (при нормальном владении английским) узнать множество полезной информации о самом Наполеоне, о его войсках, о битве под Аустерлицем и еще много чего интересного - было бы желание. В игре отражены такие ключевые особенности битвы, как сильный туман, мешавший обзору, специфические ландшафты, например обширные поля с виноградниками, дававшие ощутимое преимущество пехоты над кавалерией. Неприятных сюрпризов, связанных с "нечестностью" AI мною замечено не было. Все происходящее логично и ожидаемо: если более сильный отряд в оптимальной позиции и формации будет атакован более слабым отрядом, то результат будет соответствующим - атака "захлебнется". В масштабных сценариях полноценно командовать всеми войсками одновременно очень сложно, и потому в игре предусмотрена возможность передачи управления частью войск AI. И еще одна немаловажная деталь: при выборе исторического варианта сценария, войска, переданные под управление компьютера, ведут себя так же, как вели себя и при реальном Аустерлицком сражении, при выборе альтернативного варианта сценария они ищут наиболее удачные ходы. На поведение войск влияет и время суток - ночью скорость передвижения уменьшается, а степень возможной деморализации войск при атаке увеличивается.
В Austerlitz можно играть очень долго. В игре четыре уровня сложности, можно играть как за французов, так и за объединенные войска, на выбор два типа сценариев - исторический и альтернативный, причем если представленных сценариев покажется мало, то с помощью редактора можно создавать свои шедевры. Мультиплеер способен вдохнуть в игру новую жизнь, ведь можно играть не только по Интернету и локальной сети, но и по модему, что является у нас в стране чуть ли не самым распространенным и любимым способом многопользовательской игры.
Таким образом можно убедительно констатировать факт появления очень добротного, качественного и продуманного до мелочей варгейма, который несомненно придется по душе не только всем поклонникам Наполеона Бонапарта, но и любителям исторических варгеймов.