Чем дольше живешь, тем больше убеждаешься в правильности народной мудрости о том, что "никогда не знаешь - где найдешь, а где потеряешь". Просто удивительно, как иногда интересные и неординарные игры могут скрываться там, где ждешь чего-то заштатного и примитивного.
Лично я не ждал практически ничего от игры с названием "S.W.I.N.E." (в русском варианте "С.В.И.Н."), повествующей о героической обороне кроликами своего государства Carrotland (в переводе - Морковляндия) от нашествия злобных орд свиней-захватчиков. В истории жанра RTS уже было несколько не слишком удачных попыток создать игры-пародии (в одной из них, кстати, и свиньи фигурировали). Однако, на сей раз, под шутовским нарядом оказалась очень интересная тактико-стратегическая игра, наполненная искрящимся юмором.
Начнем с азов. Игра практически полностью откидывает экономическую сторону стратегий, сосредотачивая свое основное внимание на тактике. Это означает, что все миссии мы будем выполнять строго ограниченным контингентом войск, не имя возможности ни построить лагерь, ни "наклепать" там тысячную армию.
По своему строению игровой процесс SWINE очень сильно напоминает не слишком давно пройденный блокбастер "Ground Control". Но если там мы оперировали группами из нескольких юнитов, то здесь будем знать каждого героя буквально в лицо, т.к. количество бойцов в нашем распоряжении, как правило, не будет превышать десятка.
На каждое боевое задание мы выезжаем тщательно отобранным боевым подразделением. Причем, именно выезжаем, т.к. авторы отказались от использования пеших войск, остановившись на чисто бронетанковом конфликте. С точки зрения тактики, управлять однородными войсками всегда проще, но избалованные последними новинками игроки имеют все основания недовольно скривиться. К тому же появление на игровой арене свиней с автоматами или кроликов со снайперскими винтовками, думаю, перевело бы игру в совсем пародийное русло, а авторы явно такой цели перед собой не ставили.
В бою Ваши бойцы набираются опыта и в буквальном смысле крепчают "душой и телом". У танков-ветеранов не только могут появиться дополнительные навесные броневые пластины, но и их убойная сила, а значит и эффективность, значительно превосходит новобранцев. Отсюда незамедлительно следует вывод, что ценность каждого бойца в Вашем отряде растет от задания к заданию (разве я еще не сказал, что все уцелевшие юниты благополучно перекочевывают с Вами из одной миссии в другую?).
В промежутках между миссиями мы попадаем в магазин (или на базу, если такая аналогия Вам больше по душе). Тут, располагая некоторым количеством "кредитов" (их размер варьируется в зависимости от сложности предстоящей миссии и экономности Вас, как командира, в прошлом), мы можем нанять новых бойцов или слегка модифицировать конструкции уже имеющейся техники, добавив дополнительные топливные баки, удвоенный боезапас или портативный миноискатель. Но не торопитесь тратить все "кредиты" непосредственно перед миссией, они могут пригодиться Вам еще и во время боя.
Дело в том, что, порой, только вступив на территорию, где проходит операция, Вы можете понять, какой именно техники Вам не достает. В этом случае ее можно заказать прямо во время боя с новомодной доставкой по воздуху. Кроме того, в большинстве случаев не имеет смысла таскать с собой support-прицепы (с патронами, топливом или запчастями), так как их перевозка потребует наличия в Вашей механизированной колонне специального тягача. Гораздо выгоднее в нужный момент заказать их доставку в нужную точку боевых действий вертолетами.
Кстати, идея об ограниченном запасе боеприпасов и топлива добавляет еще одну серьезную тактико-стратегическую задачу, которую Вам предстоит грамотно решать во время выполнения операций. И хотя эта проблема может быть не самой простой, с визуальной стороны процесс пополнения ресурсов реализован авторами с присущей всей игре юмором: Ваш танк подъезжает к support-прицепу, и из него начинают вылетать маленькие шестеренки, восстанавливающие броню или капельки горючего, пополняющие топливо.
Заговорив о восстановлении юнитов, стоит упомянуть о весьма оригинальной модели повреждений, использующейся в игре. Поверженная техника противника (и Ваша тоже) имеет два состояния до момента полной гибели: боевое и недееспособное. С первым, боевым, и так все ясно, а вот второе смотрится довольно оригинально.
От боевой машины в недееспособном состоянии остается лишь обгоревший остов, уже не способный ни к передвижению, ни к стрельбе, но как бы еще хранящий в себе живой экипаж. Если этот остов отбуксировать к ремонтному support-прицепу или наоборот подвезти к нему прицеп, то можно восстановить боевую технику в ее первоначальном виде, даже без потери опыта (чем-то этот процесс напоминает оттаскивание тяжелораненых с поля боя, не правда ли?). Ну и, естественно, если Вы не поторопитесь, то любое дополнительное попадание в остов приведет к его немедленному и окончательному уничтожению. Остается только пожалеть, что авторы не дали нам возможности захватывать обгорелые остовы вражеской техники и с последующим их восстановлением, то-то весело бы было.
Игровой процесс за любую из воюющих сторон почти одинаково захватывающ. Причин для этого факта ровно две. Во-первых, в кампании за каждую из сторон встречаются самые разнообразные миссии, начиная от скрытных рейдов под покровом ночи, конвоев и помощи, терпящим бедствие товарищам, и заканчивая оборонительными заданиями, где нужно продержать небольшую высоту (или оазис) определенное время.
Во-вторых, силы противоборствующих сторон примерно равны, что добавляет дополнительную остроту ситуации. Состав наступательных, артиллерийских, осадных и прочих технических средств выдержан в строгом балансе. Ни у одной стороны нет ультимативных юнитов, а значит, не только одиночная, но и сетевая вариация этой игры обещает стать очень увлекательной.
Узнаваемость и уникальность сил кроликов и свиней заключается в специальных способностях, которыми обладает большинство технических средств (например, в составе кроличьей армии есть танки, способные зарываться в землю, значительно увеличивая при этом свои броневые показатели). И именно грамотное применение этих спецвозможностей зачастую решает исход большинства локальных сражений.
Не останутся в накладе и те, кто предпочитает тщательно продумывать любые тактические действия. Для них в игре предусмотрен режим "интеллектуальной паузы", во время которой можно спокойно собраться с мыслями и раздать команды всем своим немногочисленным подчиненным.
Отдельного доброго слова заслуживает графический движок игры. Все ландшафты и юниты прорисованы с отличной детализацией, маленькие поселки Морковляндии поражают своей красотой, а полуразрушенные осажденные города, наоборот, показывают нам обнаженную суть прокатившейся здесь недавно войны. Одним словом, срочно смотрите на скриншоты, задаваясь невольным вопросом, а как же все это выглядит в динамике? Ответ - еще лучше, еще краше, еще...
Как и положено стратегической игре про кроликов и свиней, в SWINE есть очень много пародийных и юмористических моментов. Это и реплики персонажей, и сама история конфликта, и названия техники. Но особенно радуют в этом плане межмиссионные ролики, в которых перед нами разыгрываются коротенькие сценки "боевых" столкновений армий, вполне достойные отдельного издания в жанре мультипликации.
В заключение хочется сказать несколько слов о звуке. В родной версии игры он просто потрясающий. Как Вам, например, понравится такая фишка, что ночью все юниты отвечают на ваши команды шепотом, чтобы не нарушать секретности. Кроме того, каждая сторона имеет свой четко выраженный акцент (например, свиньи говорят с ярко выраженным немецким прононсом, что добавляет игре дополнительные баллы).
Увы, в русской интерпретации игра потеряла гораздо больше, чем приобрела. С одной стороны, хорошо, что брифинги стали на родном языке, но с другой вся специфика озвучки (о которой я писал выше) практически пропала. Кролики в большинстве своем говорят голосом, сильно напоминающим актера Линькова, озвучивающего Степана в передаче "Тушите свет", и при этом почему-то ужасно шепелявят (хотя визуально все зубы у них остаются на своих местах).
Кроме того, авторы от души "потрудились" над переводом всевозможных названий техники, и мест на карте (а также и электронного описания), в результате чего игра приобрела скорее пошлый, нежели веселый оттенок. Не могу сказать, что это сильно снижает ее суммарный рейтинг, но уж точно не радует.
Вывод очевиден. Вряд ли Вас оттолкнут от игры огрехи озвучки и перевода, так как в SWINE, как и в любой стратегии, это не самое главное. Скорее, уж к недостаткам можно отнести невеликое разнообразие юнитов - танк, как его ни крути, танком останется. В любом случае, на нашем рынке появилась весьма симпатичная игра жанра RTS, сочетающая в себе большую долю юмора с весьма интересными тактическими находками, а этот факт, бесспорно, порадует всех поклонников жанра RTS.